Необходимость перехода на комплексные экологические разрешения (КЭР), которые объединяют отдельные разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, а также нормативы образования и утилизации отходов, установлена Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ. КЭР являются ключевым разрешительным документом для предприятий I категории по степени негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) и объектов, подпадающих под область применения наилучших доступных технологий (НДТ). Согласно закону, предприятия, включенные в список 300 (определенный приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 1542) и имеющие объекты указанных категорий, обязаны подать заявку на получение КЭР не позднее 31 декабря 2024 года. Остальные предприятия I категории (более 5 700) должны получить КЭР к этой дате, то есть до 1 января 2025 года.
Для поддержки этого требования принято 15 нормативных правовых актов, которые включают в себя как общие пояснения целей и задач перехода, так и детализацию содержания заявки, программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ), расчеты технологических нормативов, нормативы воздействия, программы производственного контроля (ПЭК) и прочее. Были проведены множество совещаний Минприроды России с участием представителей Минпромторга России, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Бюро НДТ, Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), а также представителей заинтересованных организаций и предприятий.
На данный момент, согласно публичному реестру КЭР (https://gisp.gov.ru/pp143/pub/ker/search), выдано уже 346 разрешений. Однако, несмотря на продвижение в процессе получения КЭР, многие предприятия продолжают задавать вопросы, вызванные противоречивыми требованиями территориальных органов Росприроднадзора. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Противоречия и возможности их устранения
- В процессе рассмотрения заявок территориальные органы Росприроднадзора иногда выявляют расхождения между информацией в заявках и данными в реестре объектов НВОС. Иногда это приводит к отказу в связи с формальными нарушениями. В то же время, некоторые территориальные органы считают необходимым обновление информации в реестре после выдачи КЭР, что кажется более логичным. Согласно Административному регламенту Росприроднадзора, процесс актуализации данных о объектах НВОС требует предоставления соответствующих документов, подтверждающих необходимость актуализации. Однако, документы, прилагаемые к заявке на получение КЭР, не могут использоваться для изменения информации о объекте НВОС, так как они не прошли оценку на соответствие требованиям законодательства. Документы могут быть скорректированы в процессе рассмотрения заявки на КЭР, но в этом случае реестр объектов НВОС может быть обновлен с неутвержденной информацией, основанной на документах, еще не утвержденных правомочными органами. Для ускорения процесса следует определить процедуру актуализации данных в реестре после получения КЭР.
- Многие предприятия уже имеют действующие к декабрю 2024 года нормативы по выбросам, сбросам и образованию отходов, но должны разрабатывать их заново для включения в заявку на КЭР. Это дополнительная административная нагрузка на предприятия. Хотя процесс рассмотрения заявок предусматривает возможность их корректировки, в некоторых случаях невозможно устранить замечания в установленные сроки, что приводит к отсутствию разрешительной документации. При этом предприятия облагаются штрафом за превышение лимитов, даже если они не виновны. Для ускорения процесса получения КЭР предприятиям следует иметь возможность представить уже имеющиеся нормативы при условии их актуальности и неизменности производственных процессов.
- Часто предприятия получают отказы или возврат документов из-за формальных ошибок. Например, в некоторых случаях отказ связан с неполнотой или неверным использованием методик расчета выбросов. В целях ускорения процесса рассмотрения заявок и выдачи КЭР, возможно рекомендовать рассмотрение таких ошибок без учета их принципиального значения для заявки.
- Некоторые террорганы Росприроднадзора могут повторно предъявлять замечания к заявке, что увеличивает сроки рассмотрения. Однако в соответствии с федеральным законодательством, органы не могут требовать документы и информацию, не указанные при первоначальном отказе, за исключением определенных случаев. Следовательно, возврат документов или отказ в выдаче КЭР должны быть обоснованы и мотивированы. Если все замечания устранены, то дальнейшие требования недопустимы.
- Нередко замечания по заявке поступают от разных органов согласования, что затрудняет установление сроков на их устранение. Кроме того, некоторые замечания могут быть недостаточно пояснены, что создает риск их неправильного устранения. Для решения этой проблемы следует устанавливать правила одновременного направления всех замечаний и предоставлять контактные данные для уточнения их содержания.
- Объем обосновывающих материалов для заявок на получение КЭР порой огромен, достигая 4 тыс. страниц, и это без учета дополнительных материалов. Одной из причин такого объема является многократное дублирование информации. Например, данные о выбросах из протоколов измерений переносятся в другие документы, а затем снова включаются в заявку. Это приводит к техническим ошибкам и отклонениям заявок. Кроме того, при проверках заявок сравниваются данные с другими источниками, такими как статистическая отчетность или реестр объектов НВОС, что также может привести к ошибкам. Для уменьшения времени на подготовку и проверку заявок необходимо сократить объем требуемых материалов и избегать их дублирования.
- С начала 2024 года расширен список загрязняющих веществ, что потребует пересчета нормативов и может существенно задержать подачу заявок и получение КЭР. Однако на сегодняшний день не ясно, можно ли изменить срок подачи заявок до конца 2024 года. Это может создать неопределенность и затруднить планирование предприятий.
- Некоторые террорганы Росприроднадзора требуют согласования расчетов НДС с Бассейновым водным управлением Росводресурсов, что противоречит законодательству и разъяснениям Минприроды и Росводресурсов. Согласно разъяснениям, для объектов I категории требуется лишь включение расчетов НДС в заявку или установление нормативов для сбросов, без дополнительного согласования. Необходимо придерживаться законодательных норм и разъяснений при рассмотрении заявок.
- Иногда террорганы Росприроднадзора требуют включения в программу ПЭК веществ III и IV классов опасности, несмотря на то, что они не подлежат контролю согласно законодательству. Для устранения этой проблемы следует законодательно ограничить перечень контролируемых веществ в программе ПЭК только теми, которые подлежат контролю согласно закону.
- При подаче заявок на КЭР через информационные системы заявителям часто не предоставляется возможность вносить изменения после подачи заявки. Чтобы улучшить эту ситуацию, стоит рассмотреть возможность корректировки уже поданных заявок без потери предоставленных данных.
Критический объем документации, необходимый для получения разрешений на экологическую деятельность, и формальные препятствия, с которыми сталкиваются предприятия, подчеркивают важность реформирования процедур и упрощения бюрократических процессов.
Предложения
В ноябре 2023 года прошло совещание рабочей группы Комитета РСПП по экологии и природопользованию, посвященное сотрудничеству между Росприроднадзором и предприятиями с целью обеспечения своевременного получения КЭР. Анализ представленных данных выявил основную проблему в подготовке заявок на КЭР: это непонимание требований различных нормативных актов, частые изменения в них с 2019 по 2023 год и отсутствие единых стандартов у Росприроднадзора по регионам.
Основные предложения бизнес-сообщества для решения этих проблем включают в себя:
- Введение временного моратория на внедрение новых нормативов о выбросах, сбросах и обработке отходов для объектов I категории НВОС на время подготовки заявок.
- Отсрочка вступления в силу нового списка загрязняющих веществ на год.
- Необходимость оценивать соответствие заявок требованиям закона № 7-ФЗ только в течение трех рабочих дней после их регистрации, а не вводить расширительное толкование предмета оценки.
- В случае обнаружения неточностей и ошибок в заявках, не являющихся критическими, предлагается не возвращать заявки на доработку, а направлять замечания в рекомендательном порядке для устранения в будущем.
- Разъяснение процедуры получения КЭР для объектов размещения и обезвреживания отходов, которые планируется вводить в эксплуатацию, в связи с проблемой внесения их в Государственный реестр объектов размещения отходов и получения лицензии на обращение с отходами до начала эксплуатации.
- Публикация сводной информации о замечаниях по заявкам на КЭР и прилагаемой документации на официальном сайте Росприроднадзора для общественного доступа.
Возможно, вы искали: КЭР, комплексное экологическое разрешение, ПЭК, производственный экологический контроль, НДВ, норматив допустимых выбросов, НДС, норматив допустимых сбросов, НООЛР, норматив образования отходов и лимитов на их размещение