129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Воспрепятствование проведению проверки

Воспрепятствование проведению проверки

Воспрепятствование проведению проверки

Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена ч. 1–2 ст. 19.4.1 КоАП РФ. Уже сложилась судебная практика по этой статье, и она, как правило, складывается в пользу государственных органов, что вполне обоснованно. Что же необходимо знать, чтобы действия природопользователя не привели к негативным последствиям?

В случае воспрепятствования проведению проверки сотрудник государственного органа составляет протокол об административном правонарушении в соответствии с действующим законодательством и уведомляет об этом лицо, привлекаемое к административной ответственности. Протокол затем направляется в мировой суд по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, и решение о привлечении к ответственности принимает только суд.

Рассмотрим ситуацию на примере. Должностное лицо Росприроднадзора инициировало внеплановую документарную проверку юридического лица, которому было направлено соответствующее распоряжение. Уведомление осуществляется путем направления непосредственно уведомления, протокола и (или) прочей документации по адресу регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица. Если имеется дополнительный адрес, например адрес физического нахождения или адрес электронной почты, рассылка уведомления и документации дублируется. Уведомление можно вручить и нарочным, то есть возможен любой доступный способ сообщения о начале проверки.

Документ, подтверждающий своевременное направление (получение) уведомления, является доказательством в суде. Законодательством предусмотрены сроки, в которые государственный орган должен уведомить лицо о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, проведении внеплановой или плановой проверки, составлении протокола об административном правонарушении и прочих действиях.

Судебная практика показывает, что суды, как правило, поддерживают действия государственных органов в подобных делах. Например, в постановлении Верховного Суда РФ от 30 марта 2020 г. № 301-АД20-3694 отмечается, что своевременное и надлежащее уведомление является обязательным условием правомерности проведения проверок и последующего привлечения к ответственности.

Кроме того, существуют некоторые рекомендации для природопользователей, чтобы избежать нарушений. Важно регулярно проверять наличие уведомлений и корреспонденции по всем зарегистрированным адресам, своевременно реагировать на запросы государственных органов и предоставлять необходимые документы. Также полезно консультироваться с юридическими специалистами, чтобы быть уверенными в правильности своих действий и соблюдении всех правовых норм.

Вернемся к ситуации. Итак, юридическое лицо, условно назовем его ООО «Эко», решением мирового судьи было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ):

  1. При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами.
  2. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применительно к ООО «Эко», ситуация развивалась следующим образом: должностным лицом Росприроднадзора была инициирована внеплановая проверка, и ООО «Эко» было уведомлено об этом надлежащим образом. Однако ООО «Эко» не обеспечило присутствие своих представителей и, таким образом, воспрепятствовало проведению проверки. В результате, сотрудник государственного органа составил протокол об административном правонарушении, который был направлен в мировой суд. Судья признал ООО «Эко» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, и привлек организацию к административной ответственности.

Важно отметить, что законодательство четко устанавливает обязанности юридических лиц при проведении проверок. Они должны обеспечить присутствие своих представителей, отвечающих за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований. Необоснованное препятствование проведению проверок или уклонение от них влечет административную ответственность.

Для природопользователей, таких как ООО «Эко», важно своевременно реагировать на уведомления о проверках и обеспечивать необходимые условия для их проведения. Регулярное отслеживание корреспонденции, оперативное предоставление документов и сотрудничество с государственными органами помогут избежать правонарушений и соответствующих санкций. Также рекомендуется консультироваться с юристами для точного соблюдения всех требований законодательства и защиты своих интересов в случае споров.

Вернемся к ситуации. Юридическое лицо, условно назовем его ООО «Эко», было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ решением мирового судьи.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ):

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица или индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля.

Организация документарной проверки осуществляется в порядке, установленном ст. 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

В процессе документарной проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля рассматривают документы юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, включая уведомления о начале отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах предыдущих проверок.

Если достоверность сведений, содержащихся в документах, вызывает сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение обязательных требований, орган государственного контроля направляет в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые документы, прилагая заверенную копию распоряжения или приказа о проведении проверки.

В течение десяти рабочих дней со дня получения запроса юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны направить указанные в запросе документы.

Документы представляются в виде заверенных копий либо в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Нотариальное удостоверение копий документов не требуется, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В случае выявления ошибок или противоречий в документах, либо несоответствия сведений, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю направляется требование представить пояснения в течение десяти рабочих дней.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе представить дополнительные документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Должностное лицо, проводящее проверку, обязано рассмотреть представленные пояснения и документы. Если после рассмотрения все еще установлены признаки нарушения, орган государственного контроля вправе провести выездную проверку.

При проведении документарной проверки не допускается требовать сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов контроля.

Судебное заседание прошло без участия ООО «Эко», так как представитель юридического лица не явился, несмотря на уведомление. Согласно ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ, ООО «Эко» должно было представить необходимые документы, но не обеспечило этого. Суд пришел к выводу, что ООО «Эко» было надлежащим образом извещено о проведении проверки: распоряжение с перечнем необходимых документов было направлено и доставлено своевременно.

Таким образом, ООО «Эко» должно было обеспечить ознакомление своего представителя с актом проверки и его подписание, а также представить необходимые документы для проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора). Суд установил, что ООО «Эко» имело возможность принять меры для осуществления законной деятельности должностного лица органа государственного контроля, однако не обеспечило явку своего представителя, воспрепятствовав тем самым проведению проверки в назначенные сроки.

Действия ООО «Эко» были квалифицированы по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля, что повлекло невозможность проведения или завершения проверки.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность, суд, назначив минимальное наказание, предусмотренное ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ для юридических лиц, постановил признать ООО «Эко» виновным в совершении административного правонарушения и назначить административный штраф в минимальном размере.

Таким образом, ООО «Эко» нарушило законодательство. Возникает вопрос: почему инспектор просто не указал в акте, что проверка проведена без участия юридического лица? Давайте разберемся.

Внеплановые проверки проводятся только после согласования с органами прокуратуры и возможны только в исключительных случаях, например, при поступлении обращения от граждан. После внеплановой проверки орган государственного контроля (надзора) должен отчитаться о найденных нарушениях и принятых мерах перед органом, который согласовывал ее проведение. Однако невозможность принять меры по результатам проверки связана с тем, что не все необходимые документы, проекты, отчеты, журналы и сведения об обучении находятся в свободном доступе. Поэтому инспектор запрашивает документы, необходимые для проверки, согласно перечню в распоряжении.

В данном случае юридическое лицо не отреагировало на распоряжение и не сообщило о невозможности представления документов или необходимости переноса сроков проверки. Это привело к привлечению ООО «Эко» к административной ответственности.

Государственный инспектор принял все необходимые меры в рамках своих полномочий: направил результаты проверки, акт о ее проведении, протокол об административном правонарушении и постановление мирового судьи в органы прокуратуры. Это оградило его от привлечения к ответственности за бездействие, так как дела государственных инспекторов также проверяются вышестоящими структурами на предмет полноты принятых мер, соблюдения сроков и иных требований законодательства.

 

Дополнительно инспектор составил протокол об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)». Согласно этой статье, непредставление или несвоевременное представление в органы, уполномоченные на проведение проверок, сведений, необходимых для осуществления их деятельности, либо представление сведений в неполном объеме или искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан – от 100 до 300 руб.; на должностных лиц – от 300 до 500 руб.; на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб. Протоколы по статье 19.7 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями так же, как и по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

 

Таким образом, ООО «Эко» умышленно не выполнило законные требования должностного лица, проводившего проверку, и не представило в установленный срок документы для достижения целей проверки Росприроднадзора.

Из постановления суда следует, что факт совершения административного правонарушения установлен и подтверждается актом проведения проверки, протоколом об административном правонарушении и распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки. Суд признал ООО «Эко» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, и назначил наказание в виде административного штрафа.


Возможно, Вы искали: административное правонарушение, судебное постановление, документарная проверка, закон 249-ФЗ, внеплановая проверка, Росприроднадзор, административные штрафы, ст. 19.7 КоАП РФ, юридическая ответственность, государственный контроль, проверка юридического лица, протокол об административном правонарушении...



Иконка вверх