129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Установка СЗЗ

Установка СЗЗ

Установка СЗЗ

Установление санитарно-защитных зон (СЗЗ) в современных условиях — сложный процесс, требующий учета множества нормативных документов и согласования с различными государственными органами. Основная цель санитарно-защитных зон заключается в снижении воздействия промышленных объектов на окружающую среду и здоровье населения, проживающего вблизи этих объектов. Однако в последние годы в нормативных актах, регулирующих процесс установления СЗЗ, выявляются разночтения, которые могут существенно осложнить и замедлить процедуру.

Рассмотрим подробнее ключевые нормативные акты, которые на данный момент регулируют установление СЗЗ. Это, прежде всего, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Данный документ был разработан для классификации объектов по степени их негативного воздействия на окружающую среду и установления санитарно-защитных зон в зависимости от класса опасности предприятия. Также важную роль играет Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – постановление № 222). Это постановление определяет правила проектирования, согласования и постановки на учет границ СЗЗ, а также требования к использованию земельных участков, расположенных в пределах этих зон.

Однако на практике возникает множество проблем, связанных с противоречиями между этими нормативными документами. Например, существуют различия в определении того, какие промышленные объекты считаются источниками негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). В разных документах могут по-разному трактоваться критерии опасности объекта и его потенциального воздействия на экологическую обстановку. Это, в свою очередь, приводит к разным требованиям по размеру и границам санитарно-защитной зоны для аналогичных объектов.

Также возникает вопрос о необходимости разработки раздела по оценке риска здоровью населения для промышленных объектов. Некоторые классы опасности объектов требуют проведения этой процедуры, но законодательство не всегда ясно указывает, для каких именно категорий объектов она обязательна. Это может вызывать затруднения в процессе согласования проектной документации и увеличивать сроки её рассмотрения.

Кроме того, неоднозначным остается вопрос о возможности размещения других объектов внутри санитарно-защитной зоны. В одних случаях это допустимо, в других — категорически запрещено. Противоречивые трактовки могут привести к юридическим коллизиям при попытке использовать земельные участки в пределах СЗЗ для каких-либо целей.

Для разъяснения этих вопросов было выпущено письмо Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2018 № 01/6290-2018-32, в котором указано, что с момента вступления в силу постановления № 222 санитарные правила и нормы, изложенные в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, действуют только в тех частях, которые не противоречат Правилам установления СЗЗ, утвержденным постановлением № 222. Это означает, что новые правила, закрепленные в постановлении № 222, имеют приоритет над положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Таким образом, любая проектная документация, связанная с установлением санитарно-защитных зон, должна в первую очередь соответствовать требованиям постановления № 222.

Однако, несмотря на введение новых правил, процесс согласования и постановки на кадастровый учет границ СЗЗ по-прежнему может занимать длительное время из-за противоречий в трактовке нормативных документов, различий в требованиях к объектам разных классов опасности и необходимости разработки дополнительных разделов проектной документации. Это требует от проектировщиков и заказчиков особого внимания к деталям, а также тщательного изучения всех применимых нормативных актов для минимизации возможных задержек и ошибок при согласовании и постановке на учет СЗЗ.

Обсудим некоторые ключевые противоречия между двумя основными документами, регулирующими установление санитарно-защитных зон (СЗЗ).

Первый вопрос касается того, какое предприятие является источником негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, объектом, оказывающим влияние на среду обитания и здоровье человека, считается тот, у которого уровни загрязнения за пределами его промышленной территории превышают 0,1 предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимого уровня (ПДУ). В Правилах установления СЗЗ, утвержденных постановлением № 222, указывается, что СЗЗ устанавливаются для действующих, планируемых к строительству и реконструируемых объектов капитального строительства, которые оказывают химическое, физическое или биологическое воздействие на среду обитания человека, если это воздействие за пределами объекта превышает санитарно-эпидемиологические нормы. Эти нормы прописаны в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Таким образом, если на границе промышленной территории предприятия соблюдаются гигиенические нормативы, такие как 1 ПДК или 1 ПДУ, то объект не будет считаться источником негативного воздействия на среду и здоровье. Однако, несмотря на это, проект СЗЗ все равно должен быть разработан для подтверждения данного вывода в соответствии с требованиями пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В отдельных субъектах РФ главные государственные санитарные врачи заявляют в письмах, что в таких случаях разработка проекта СЗЗ может быть не обязательна, что создает неоднозначность и разночтения в применении норм.

Второй вопрос касается необходимости разработки раздела по оценке риска здоровью населения в составе проекта СЗЗ. В подпункте «в» пункта 16 Правил установления СЗЗ указано, что проект должен содержать обоснование размеров и границ СЗЗ с учетом законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия, включая расчеты рассеивания вредных веществ и физического воздействия на атмосферу, а также оценку риска здоровью населения. Однако в документе не уточняется, для каких классов опасности объектов обязательна разработка раздела по оценке риска здоровью. Статья 38 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гласит, что основания для проведения оценки риска устанавливаются СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Из этого следует, что расчет и оценка риска обязательны только для предприятий I и II классов опасности, но отсутствие четких указаний в новых правилах приводит к путанице и неопределенности.

Третий важный вопрос касается возможности размещения объектов внутри СЗЗ. Раздел 5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержит четкие требования по этому поводу, запрещающие размещение объектов, которые могут ухудшить качество среды обитания или продукции. В Правилах установления СЗЗ (пункт 5) также указывается, что размещение объектов с нормируемыми показателями качества внутри СЗЗ запрещено, если их воздействие приводит к нарушению санитарных норм для воды, продукции и других компонентов среды. Однако в практике проектирования такие объекты могут быть размещены при наличии обоснования, подтвержденного положительными решениями органов Роспотребнадзора. В данном случае успех проекта зависит от квалификации проектировщика и его умения грамотно применить действующие нормативные акты для достижения поставленных целей, таких как оценка риска для здоровья населения, качество почвы и продукции внутри СЗЗ.

Кроме того, проект установления СЗЗ должен включать Программу лабораторных исследований, которая предназначена для определения эффективного размера зоны и обеспечения безопасности здоровья людей за её пределами. Важно не путать эту программу с Программой экологического мониторинга, которая имеет другие задачи.

Таким образом, ключевые противоречия в законодательстве связаны с определением объектов НВОС, необходимостью оценки риска для здоровья населения и условиями размещения объектов внутри СЗЗ. Решение этих вопросов требует глубокого знания нормативных актов и гибкости в их применении для успешного согласования проектов СЗЗ.

Возможно, Вы искали: Санитарно-защитные зоны, СЗЗ, постановление № 222, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, негативное воздействие на окружающую среду, НВОС, проектирование СЗЗ, оценка риска здоровью населения, размещение объектов в СЗЗ, гигиенические нормативы, ПДК, ПДУ, санитарные правила, Роспотребнадзор, проект СЗЗ, законодательство о СЗЗ, установление СЗЗ...

 



Иконка вверх