129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Учет экологических требований при проектировании объектов капитального строительства (ОКС)

Учет экологических требований при проектировании объектов капитального строительства (ОКС)

Учет экологических требований при проектировании объектов капитального строительства (ОКС)

В последнее время особое внимание уделяется соблюдению законодательства при разработке проектной документации, подлежащей государственной экологической экспертизе (ГЭЭ) на федеральном уровне и государственной экспертизе в целом. В первую очередь необходимо соблюдать требования в области охраны окружающей среды при проектировании. Это связано с тем, что при вводе объектов капитального строительства в эксплуатацию могут возникнуть ограничения. Поскольку таких требований на законодательном уровне существует множество, рассмотрим лишь некоторые из них, установленные федеральными законами.

Требования Федерального закона «Об охране окружающей среды»

  1. Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), объекты капитального строительства (ОКС) могут быть введены в эксплуатацию только при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды, включая восстановление природной среды, рекультивацию или консервацию земель.
  2. Запрещается ввод в эксплуатацию ОКС, если они не оснащены техническими средствами и технологиями, направленными на предотвращение или минимизацию негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), а также средствами контроля за загрязнением окружающей среды, включая системы автоматического контроля (пункт 2 статьи 38 Закона № 7-ФЗ).
  3. Не допускается выдача разрешений на ввод в эксплуатацию ОКС, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и подпадают под области применения наилучших доступных технологий (НДТ), если на таких объектах используются технологические процессы с показателями, превышающими установленные НДТ (пункт 3 статьи 38 Закона № 7-ФЗ).
  4. С 1 сентября 2024 года статья 38 Закона № 7-ФЗ будет дополнена пунктом 4, который позволит вводить в эксплуатацию ОКС I категории, если на них применяются технологические процессы с показателями, превышающими установленные НДТ, при наличии программы повышения экологической эффективности в случае изменения технологических показателей НДТ после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и/или экспертизы проектной документации (норма вводится в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 622-ФЗ).
  5. Кроме того, Закон № 7-ФЗ устанавливает требования в области охраны окружающей среды, которые необходимо учитывать при проектировании ОКС в отдельных отраслях, включая:
    • требования при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов энергетики и атомной энергетики (статья 40);
    • требования при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных объектов, вооружения и военной техники (статья 41);
    • требования при осуществлении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также при переработке, транспортировке, хранении и реализации углеводородного сырья и продукции из него (статья 46).

Требования Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»

  1. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ), при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации и сносе объектов капитального строительства (ОКС) необходимо соблюдать гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха и нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха.
  2. При проектировании и строительстве ОКС в границах населенных пунктов и городских округов необходимо учитывать фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха, включая данные, полученные по результатам сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, а также прогнозировать изменения его качества в ходе данной деятельности (пункт 2 статьи 16 Закона № 96-ФЗ).
  3. Проектная документация на ОКС, которые могут оказывать негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, должна включать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их обезвреживанию (пункт 3 статьи 16 Закона № 96-ФЗ).
  4. При вводе в эксплуатацию новых или реконструированных ОКС, на которых происходят выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, необходимо соблюдать технологические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы физических воздействий на атмосферу (пункт 4 статьи 16 Закона № 96-ФЗ).
  5. Запрещается строительство и эксплуатация ОКС, если они не оснащены предусмотренными правилами охраны атмосферного воздуха установками для очистки газов и средствами контроля за выбросами загрязняющих веществ (пункт 5 статьи 16 Закона № 96-ФЗ).
  6. Проектирование и строительство ОКС, деятельность которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и животных или наступлению необратимых последствий для окружающей среды, запрещаются (пункт 6 статьи 16 Закона № 96-ФЗ).

Требования Федерального закона «Об отходах производства и потребления»

  1. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и других объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами, а также другими требованиями в области обращения с отходами.
  2. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов, связанных с обращением с отходами, если они не оснащены техническими средствами и технологиями для обезвреживания и безопасного размещения отходов (пункт 1 статьи 11 Закона № 89-ФЗ).
  3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также наилучшие доступные технологии (НДТ) (пункт 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ). Это соответствует одному из принципов государственной политики в области обращения с отходами — использованию НДТ (согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 89-ФЗ).
  4. Место строительства объектов размещения отходов определяется на основе специальных исследований (геологических, гидрологических и других) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 12 Закона № 89-ФЗ). Следует напомнить, что объекты размещения отходов считаются объектами капитального строительства (ОКС).
  5. При вводе в эксплуатацию объектов размещения отходов I и II классов опасности срок их эксплуатации определяется в порядке, установленном Правительством России (пункт 12 статьи 12 Закона № 89-ФЗ). Этот порядок установлен постановлением Правительства РФ от 11 мая 2023 года № 737 «О порядке определения срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности». Согласно этому постановлению, срок эксплуатации таких объектов определяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися застройщиками объектов размещения, при вводе их в эксплуатацию на основании проектной документации. Срок эксплуатации объекта исчисляется с даты его ввода в эксплуатацию и не может превышать 25 лет. Решение о сроке эксплуатации объекта оформляется застройщиками и в уведомительном порядке направляется в Росприроднадзор.
  6. При обращении с однородными отходами I–V классов опасности необходимо соблюдать требования, касающиеся способов складирования, условий помещений для хранения, оборудования для складирования и ограничений по срокам накопления и хранения отходов, установленные федеральным органом исполнительной власти, регулирующим охрану окружающей среды (пункт 4 статьи 14 Закона № 89-ФЗ). Эти требования утверждены приказом Минприроды России от 11 июня 2021 года № 399 (далее – Требования). В частности, при хранении отходов электронного и электрического оборудования в местах накопления и на специализированных объектах хранения необходимо предусмотреть воздухообменную вентиляцию и средства пожаротушения, исключающие доступ посторонних лиц. Также, для хранения аккумуляторов транспортных средств следует обеспечить помещения приточно-вытяжной вентиляцией и ограничить доступ посторонних лиц.

Выводы

Учитывать перечисленные требования в проектной документации ОКС является критически важным наряду с остальными аспектами. При этом особое внимание следует уделить не только тем требованиям, которые уже действуют, но и тем, которые утверждены, но еще не вступили в силу. Это позволит обеспечить соответствие проектной документации не только текущим, но и будущим нормативам, что минимизирует риск необходимости внесения изменений в будущем и обеспечит долгосрочную устойчивость проекта.


Возможно, Вы искали: проектная документация ОКС, требования проектной документации, нормативные требования ОКС, соответствие нормативам, будущие нормативы, учет требований ОКС, проектные требования, нормативы в проектировании, нормативные изменения, проектная документация строительных объектов...



Иконка вверх