129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Свойства ЗВ, подлежащих нормированию при сбросах

Свойства ЗВ, подлежащих нормированию при сбросах

Свойства ЗВ, подлежащих нормированию при сбросах

В 2015 году в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) была добавлена статья 4.1 «Загрязняющие вещества». Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ, загрязняющее вещество – это вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые при концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье человека.

В соответствии с требованиями статьи 4.1 Закона № 7-ФЗ, Правительство РФ обязано устанавливать перечень загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию в области охраны окружающей среды. Для этих веществ устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов, а также проводится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Выбор загрязняющих веществ для государственного регулирования определяется с учетом:

  • Уровня токсичности, канцерогенных и мутагенных свойств, а также способности веществ накапливаться в окружающей среде и превращаться в более токсичные соединения.
  • Данных государственного экологического и социально-гигиенического мониторинга.
  • Наличия методик измерения концентрации загрязняющих веществ.

Этот порядок был заимствован из опыта Европейского союза (ЕС), как и многие аспекты комплексного экологического разрешения (КЭР) и распределения объектов по категориям НВОС.

В директивах ЕС сформулированы основные принципы стратегии оценки и управления качеством окружающей среды, направленные на защиту здоровья человека и экосистем. Эти директивы включают определения и обязанности участников, правила организации мониторинга, стандартные методы измерений, принципы управления качеством атмосферного воздуха и водных объектов, а также требования к отчетности и реализации планов.

В соответствии со статьей 4.1 Закона № 7-ФЗ, распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (далее – распоряжение № 1316-р) был утвержден перечень загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию (далее – Перечень № 1316-р). Однако этот подзаконный акт не соответствует нормам статьи 4.1 Закона № 7-ФЗ, так как в Перечень № 1316-р включены:

  • Вещества, для которых отсутствуют инструментальные методы контроля в воздухе, воде и почве и которые не определяются в рамках государственного экологического и социально-гигиенического мониторинга.
  • Показатели качества воды (БПК5, БПКполн., взвешенные вещества, сухой остаток, ХПК), которые не могут быть отнесены к веществам, подлежащим государственному регулированию согласно определению в статье 1 Закона № 7-ФЗ.
  • Радиоактивные изотопы, которые также не могут быть отнесены к регулируемым веществам по указанному определению.

Если бы Правительство России выполнило требования Закона № 7-ФЗ, то решение вопросов охраны окружающей среды перешло бы на практический уровень, как это организовано в других странах. Эффективность природоохранных мероприятий контролировалась бы инструментальными методами. Однако распоряжение № 1316-р инициировало развитие в России так называемой «бумажной экологии», требующей создания множества документов, но не позволяющей практически оценить эффективность их выполнения.

Согласно данным 2023 года, современные системы экологического мониторинга в странах ЕС активно используют автоматизированные и инструментальные методы контроля загрязняющих веществ в воздухе и воде, что позволяет оперативно реагировать на нарушения и предотвращать экологические катастрофы . В то время как в России часто возникают проблемы с внедрением таких методов на практике .

В конце 2020 года, после проверки исполнения законодательства и решений главы государства, направленных на кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, президент РФ утвердил перечень поручений Правительству РФ (от 12.12.2020 № Пр-2073). Одно из поручений (подп. «в») касалось проведения «проработки с привлечением научного сообщества и актуализации перечней загрязняющих веществ для атмосферного воздуха (в том числе включение в них взвешенных частиц), в отношении которых применяются меры государственного регулирования».

Это поручение президента РФ касалось исключительно вопросов охраны атмосферного воздуха. Однако, Правительство РФ расширительно трактовало поручение, решив также дополнить разделы Перечня № 1316-р «Для водных объектов» и «Для почв».

Для внесения изменений в Перечень № 1316-р потребовалось признание утвердившего его распоряжения утратившим силу и издание нового правового акта. В результате распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 № 2909-р (далее – распоряжение № 2909-р) был утвержден актуализированный перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (далее – Перечень № 2909-р). В него дополнительно включены:

  • В раздел I «Для атмосферного воздуха» – 39 новых веществ;
  • В раздел II «Для водных объектов» – 10 новых веществ;
  • В раздел III «Для почв» – 30 новых веществ.

Актуализация была проведена на основании предложений, полученных от Росгидромета, Росприроднадзора, Роспотребнадзора и научных организаций. Однако, очевидно, что поручение президента РФ не имело отношения к этой актуализации, поскольку оно касалось исключительно охраны атмосферного воздуха.

Распоряжение № 2909-р вступило в силу 1 января 2024 года, за исключением ряда пунктов раздела I «Для атмосферного воздуха» и раздела II «Для водных объектов», которые вступят в силу 1 января 2025 года. Однако, это распоряжение также не соответствует нормам ст. 4.1 Закона № 7-ФЗ, как и предыдущее распоряжение № 1316-р. К основаниям несоответствия добавилось еще одно: в разделе II «Для водных объектов» Перечня № 2909-р для 18 веществ не установлены ни рыбохозяйственные, ни санитарно-гигиенические нормативы, а действующим законодательством сброс таких веществ в водные объекты запрещен. Таким образом, возникает вопрос, о каком государственном регулировании может идти речь.

Вступление в силу Перечня № 2909-р затрагивает хозяйственную деятельность многих индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, так как требует пересмотра действующей природоохранной документации с расширением списков учитываемых, нормируемых и контролируемых загрязняющих веществ, а также уточнения платежной базы.

С учетом современных тенденций в области охраны окружающей среды, страны ЕС активно применяют автоматизированные системы мониторинга для контроля загрязняющих веществ в воздухе и воде, что позволяет оперативно реагировать на экологические нарушения. В России же, несмотря на законодательные изменения, внедрение таких методов на практике часто затруднено, что приводит к развитию «бумажной экологии», требующей большого количества документов, но не обеспечивающей реальной проверки их исполнения .

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятель­ность на объектах I, II и III категорий, необходимо провести заново расчеты нормативов допустимых выбросов (НДВ), нор­мативов допустимых сбросов (НДС), в дальнейшем рассчи­тать и внести плату за НВОС с учетом добавленных веществ, пересмотреть разрешительную документацию (КЭР, декла­рацию о воздействии на окружающую среду, разрешения на временные выбросы и сбросы), программу производствен­ного экологического контроля (ПЭК), обеспечить актуализацию учетных данных в реестре объектов, оказывающих НВОС, с возможной сменой категории объекта.

По мнению Правительства России, реализация распоря­жения № 2909-р приведет к улучшению качества окружаю­щей среды, поскольку чем больше веществ будет подлежать государственному регулированию, тем чище будут воздух и вода.

Самый сложный раздел в перечне № 2909-р, по мнению автора, это раздел II «Для водных объектов». Сложность об­условлена тем, что сточные воды могут сбрасываться:

  • как в водоем рыбохозяйственного значения – в этом слу­чае будут использоваться ПДКрыбхоз согласно приказу Ро­срыболовства от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяй­ственного значения, в том числе нормативов предель­но допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения»;
  • так и в водоем, используемый для целей хозяйствен­но-питьевого и культурно-бытового водоснабжения – в этом случае используются значения санитарно-гигиенических ПДК из СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды оби­тания».

В случае одновременного использования водного объ­екта рыбохозяйственного значения или его части для це­лей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водо­снабжения и (или) в других целях для разработки НДС норматив качества устанавливается на уровне наимень­шего из гигиенических или рыбохозяйственных норма­тивов во исполнении требований, установленных по­становлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбро­сов веществ и микроорганизмов в водные объекты для во­допользователей». При этом для одного и того же веще­ства значения ПДК и класса опасности, установленные приказом Росрыболовства от 13.12.2016 № 552 и СанПиН 1.2.3685-21, могут существенно различаться.


Возможно, Вы искали: Федеральный закон №7-ФЗ, охрана окружающей среды, загрязняющие вещества, нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, плата за НВОС, государтвенное регулирования загрязняющих веществ, перечень загрязняющиъ веществ, комплексное экологическое разрещение, производственный экологический контроль, распоряжение № 1316-р, распоряжение № 2909-р, качество атмосферного воздуха, качество водных объектов, санитарно-гигиенические ПДК, рыбохозяйственные ПДК, постановление Правительства РФ № 469, рыболовтство приказ № 552, СанПиН 1.2.3685-21, изменение в экологическом законодательстве России, мониторинг загрязняющих веществ, государственный экологический мониторинг, социально-гигиенический мониторинг, автоматизированные системы экологического котроля, "бумажная экология" в России...



Иконка вверх