В Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 652508-8, касающийся внесения изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении». Основной целью этого законопроекта является устранение правового вакуума в регулировании вопросов, связанных с удалением сточных вод от объектов, которые не подключены к централизованной системе водоотведения (ЦСВ). Эти объекты, которые можно охарактеризовать как «неканализованные», включают в себя различные сооружения для сбора сточных вод, такие как выгребные ямы и септики.
На данный момент отсутствуют четкие правила и стандарты для таких систем, что создает проблемы в управлении сточными водами и может негативно сказываться на экологии и общественном здоровье. В рамках предлагаемого законопроекта разработчики стремятся внести ясность в понятие «нецентрализованная система водоотведения». Под этим термином предлагается понимать сооружения и устройства, которые не подключены технологически к ЦСВ и предназначены для приема и временного накопления сточных вод, а затем для их сброса в централизованную систему водоотведения.
Ключевыми аспектами проекта являются:
- Определение и классификация: Установление четкого определения «нецентрализованной системы водоотведения», что поможет установить стандартные требования и правила для таких систем.
- Регулирование деятельности: Введение обязательных норм и стандартов для эксплуатации выгребных ям и септиков, включая требования к их техническому обслуживанию и регулярному вывозу сточных вод.
- Контроль и ответственность: Установление механизмов контроля за деятельностью владельцев таких систем, а также ответственность за нарушение установленных норм и правил.
- Экологические и санитарные аспекты: Усиление контроля за воздействием нецентрализованных систем на окружающую среду, предотвращение загрязнения почвы и водоемов.
Проект федерального закона № 652508-8 «О внесении изменений в Федеральный закон ‘‘О водоснабжении и водоотведении’’» также затрагивает несколько ключевых аспектов, касающихся процесса водоотведения и управления сточными водами. В частности, законопроект предлагает следующие изменения и уточнения:
- Этапы водоотведения:
- Прием сточных вод: Включение в процесс водоотведения этапа приема сточных вод с использованием объектов нецентрализованной системы водоотведения, если это необходимо.
- Сброс сточных вод: Уточнение, что сброс сточных вод подразумевает сброс в водные объекты, если это предусмотрено.
- Заключение договоров:
- Договор водоотведения: Установление обязательности заключения собственниками или иными законными владельцами объектов нецентрализованной системы водоотведения договора водоотведения с гарантирующей организацией, если сточные воды из таких объектов сбрасываются в ЦСВ.
- Договор возмездного оказания услуг: Альтернативно, возможное заключение договора возмездного оказания услуг с организацией, которая осуществляет транспортировку сточных вод и их сброс в ЦСВ, и которая сама имеет договор водоотведения с гарантирующей организацией.
- Плата за отведение сточных вод:
- Установление особенностей расчета платы за отведение сточных вод из объектов нецентрализованной системы водоотведения, при этом расчет должен основываться на фактическом объеме отведенных сточных вод.
- Предусмотрение возможности взимания платы за сброс в ЦСВ сточных вод, которые не соответствуют требованиям к составу и свойствам сточных вод.
- Исключение терминологии:
- Исключение упоминания «жидких бытовых отходов» из закона и использование термина «сточные воды, сброс которых осуществляется из нецентрализованной системы водоотведения» для избегания путаницы между «сточными водами» и «отходами».
- Определение транспортировки воды:
- Уточнение, что транспортировка сточных вод включает перемещение воды с использованием водопроводных (канализационных) сетей, а также иных сооружений, устройств и средств.
- Право на отказ:
- Установление права организации, осуществляющей водоотведение, на отказ от заключения договора водоотведения в случае, если организация, обеспечивающая транспортировку сточных вод из нецентрализованной системы водоотведения в ЦСВ, не соблюдает специальные требования к транспортировке и приему сточных вод.
При этом Правительство России должно установить (в рам[1]ках Правил холодного водоснабжения и водоотведения): ▸ особенности водоотведения с использованием нецентра[1]лизованной системы водоотведения; ▸ требования к транспортировке и приему сточных вод, от[1]веденных с использованием нецентрализованной системы водоотведения, в ЦСВ. Также предполагается обязательность дифференциации тарифа на водоотведение (с учетом категории принимае[1]мых Проект федерального закона № 652508-8 «О внесении изменений в Федеральный закон ‘‘О водоснабжении и водоотведении’’» предполагает значительные изменения в понятийном аппарате, касающемся водоотведения с использованием нецентрализованных систем водоотведения. Законопроект включает несколько ключевых уточнений и нововведений:
- Изменения в понятийном аппарате:
- Централизованная система водоснабжения и водоотведения: Законопроект уточняет, что к объектам централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения могут относиться следующие элементы:
- Водозаборные сооружения.
- Станции водоподготовки.
- Насосные станции.
- Водопроводные и канализационные сети.
- Сооружения, предназначенные для приема сточных вод.
- Очистные сооружения сточных вод.
- Выпуски сточных вод в водные объекты.
- Объекты по обращению с осадком сточных вод и осадком водоподготовки.
- Исключения: К объектам централизованной системы не относятся локальные очистные сооружения, водопроводные и канализационные сети, расположенные внутри зданий и сооружений.
- Определение сточных вод ЦСВ:
- В понятие «сточные воды ЦСВ» предлагается включить сточные воды, сброс которых осуществляется из нецентрализованной системы водоотведения, что расширяет спектр рассматриваемых сточных вод и уточняет их классификацию.
- Определения осадков:
- Осадок сточных вод: Определяется как вещества, которые выделяются из сточных вод в процессе их очистки и (или) транспортировки.
- Осадок водоподготовки: Определяется как вещества, которые образуются из воды в результате ее обработки в процессе водоподготовки.
- Гарантирующая организация для централизованной ливневой системы водоотведения:
- Проект включает положения, регулирующие вопрос определения гарантирующей организации для централизованной ливневой системы водоотведения. Это обеспечит более четкое распределение ответственности и улучшит организацию работы ливневых систем.
Разработчик законопроекта поясняет, что отсутствие возможности присвоения статус гарантирующей организации водопроводно-канализационным хозяйствам (ВКХ), которые занимаются эксплуатацией централизованных ливневых систем водоотведения, создаёт проблемы для органов местного самоуправления. В частности, это лишает их возможности назначить организацию, обязавшуюся заключать договоры водоотведения поверхностных сточных вод с любыми лицами, чьи объекты подключены к централизованной ливневой системе.
Без статуса гарантирующей организации, ВКХ, эксплуатирующие такие системы, не могут включать расчетную предпринимательскую прибыль в тарифы. Это создает отсутствие экономических стимулов для потенциальных инвесторов, что в свою очередь препятствует привлечению инвестиций в эксплуатацию и развитие централизованных ливневых систем водоотведения.
Для решения этих проблем законопроект предлагает ряд изменений и дополнений:
- Расширение оснований для коммерческого учета воды и сточных вод:
- Включение расчетного метода учета в случаях, когда абонент отказывает в доступе представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или представителям другой организации, действующей по ее указанию.
- Примеры таких ситуаций включают отказ в доступе к узлам учета и приборам учета, в том числе для опломбирования приборов и снятия показаний.
Эти изменения направлены на улучшение управления водоотведением, упрощение контроля и учета, а также на стимулирование инвестиций в инфраструктуру водоснабжения и водоотведения. Законопроект предполагает внедрение механизмов, которые позволят более эффективно управлять системами и привлечь дополнительные ресурсы для их развития.
Возможно, Вы искали: Проект федерального закона, изменения в закон «О водоснабжении и водоотведении», нецентрализованная система водоотведения, централизованная система водоотведения, гарантирующая организация, водопроводно-канализационное хозяйство, ливневая система водоотведения, коммерческий учет воды, расчетный способ учета сточных вод, инвестиции в водоотведение, права и обязанности организаций ВКХ, проблема доступа к узлам учета, законопроект № 652508-8, управление сточными водами, регуляция водоотведения...