Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (ЦСВ ПГО) в пакет необходимых документов входит отчет об инвентаризации сбросов. Эта инвентаризация проводится для определения загрязняющих веществ (ЗВ), на основе которых рассчитываются нормативы допустимых сбросов (НДС). Порядок инвентаризации установлен постановлением Правительства РФ от 13 июля 2019 года № 891, которым утверждены Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (далее – Правила № 891).
В процессе инвентаризации оценивается состав сточных вод для выявления ЗВ, концентрации которых превышают предельно допустимые концентрации (ПДК). Для этого используются результаты анализа состава сбросов за последние 12 календарных месяцев, при этом последняя проба должна быть взята не ранее чем за 6 месяцев до подачи заявки на КЭР или декларации о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории НВОС).
Перечень ЗВ, в отношении которых проводится инвентаризация сбросов, включает 33 пункта для объектов централизованных бытовых, общесплавных и комбинированных систем водоотведения, и восемь пунктов для объектов централизованных ливневых систем (приложение 1 к Правилам № 891). Эти списки могут быть дополнены, если в утвержденных нормативах допустимого воздействия на водный объект (НДВ) содержатся ЗВ, не указанные в общих правилах.
Для объектов ЦСВ ПГО с различным объемом сброса предусмотрена разная периодичность отбора проб сточных вод (приложение 2 к Правилам № 891): один раз в месяц – для объектов с объемом сброса 100 м³/сут и более, и один раз в квартал – для объектов с объемом сброса менее 100 м³/сут. Периодичность может быть изменена, если за месяц (квартал) сточные воды не сбрасывались.
По результатам инвентаризации формируется список ЗВ, концентрации которых в сточных водах превышают ПДК, и разрабатываются НДС для объектов ЦСВ ПГО. Итоговый отчет оформляется в соответствии с Правилами № 891 и утверждается руководителем организации или иным уполномоченным должностным лицом.
Отчет и повторная инвентаризация сбросов: Результаты инвентаризации сбросов действуют с даты утверждения отчета. Он прикладывается к расчету НДС, который входит в состав документов для заявки на получение КЭР или в состав приложений к декларации о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории). Если инвентаризация не проводилась или была проведена с нарушениями, в выдаче КЭР будет отказано. Это грозит значительными расходами: для компаний, не получивших вовремя КЭР, при расчете платы за НВОС применяются повышающие коэффициенты – 25 за размещение отходов и 100 за сбросы и выбросы ЗВ. Также предусмотрен штраф до 100 тыс. рублей (согласно ст. 8.47 КоАП РФ). Нарушение правил в области охраны водных объектов и водопользования может повлечь штраф до 120 тыс. рублей или приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток (ст. 8.13–8.15 КоАП).
Повторная инвентаризация проводится, если:
истек срок действия КЭР или декларации о воздействии на окружающую среду;
изменились технологические процессы, влияющие на состав сточных вод, объем их сброса и на массу сбрасываемых ЗВ (в том числе если проведена модернизация очистных сооружений);
утверждены нормативы допустимого воздействия на водный объект для ЗВ, в отношении которых ранее инвентаризация не проводилась.
На основе данных из интернета можно добавить, что в 2023 году Правительство РФ дополнительно ужесточило требования к проведению инвентаризации сбросов, усилив контроль за соблюдением экологических норм. Это связано с усилением мер по охране водных объектов и повышением ответственности предприятий за нарушение экологического законодательства.
Основные причины отказа в выдаче КЭР
Отказ в выдаче комплексного экологического разрешения (КЭР) может быть вызван двумя основными причинами, согласно пункту 9.1 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ):
Отказ «за сбросы»
Отказ в выдаче КЭР может быть вызван несоответствием расчетов технологических нормативов сбросов и допустимых сбросов высокотоксичных веществ (I и II классов опасности) требованиям законодательства. Если в заявке или документах выявлены ошибки, заявителю дается 30 рабочих дней (но не более 45 календарных) на их исправление и повторную подачу через Государственную информационную систему промышленности (ГИСП).
Как избежать отказа в выдаче КЭР
Чтобы избежать отказа, необходимо следовать следующим рекомендациям:
Перечень нормируемых веществ
Перечень нормируемых веществ включает названия из перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (утвержден распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2023 года № 2909-р). Это высокотоксичные, обладающие канцерогенными и мутагенными свойствами вещества I и II классов опасности.
Для объектов ЦСВ ПГО перечень ЗВ определяется на основании отчета об инвентаризации сбросов, который прикладывается к расчету НДС. Перспективные расходы сточных вод не могут превышать лимит, утвержденный решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Затраты времени на получение КЭР
Срок рассмотрения заявки составляет не более 16 рабочих дней. На доработку отводится до 30 рабочих дней, но не более 45 календарных. Доработанная заявка должна быть рассмотрена в течение 11 рабочих дней со дня регистрации. Таким образом, общий срок рассмотрения заявки до выдачи КЭР или отказа может составлять до 63 рабочих дней. На практике это означает, что на получение КЭР необходимо запланировать как минимум 3 месяца, не считая времени на оформление пакета документов, и дополнительно 1,5 месяца с учетом возможных доработок.
Для объектов I категории НВОС, вклад которых в суммарные выбросы и сбросы составляет не менее 60% (список из 300 загрязнителей, утвержденный приказом Минприроды России от 18 апреля 2018 года № 154), заявка на КЭР должна быть подана до 31 декабря 2024 года включительно. Остальные объекты НВОС I категории должны иметь КЭР на руках с 1 января 2025 года.