129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/САК на квотируемых объектах

САК на квотируемых объектах

САК на квотируемых объектах

Федеральный закон № 195-ФЗ от 26 июля 2019 года "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха", с изменениями на 28 апреля 2023 года, устанавливает обязательность оснащения стационарных источников выбросов на квотируемых объектах I и II категорий САК. Специфика создания и использования этих систем на таких объектах определена Правительством России.

Постановлением Правительства РФ от 22 января 2024 года № 39 утверждены особенности создания и использования САК на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ, как указано в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Несмотря на видимую ясность, возникают вопросы, требующие обсуждения.

Сроки эксперимента и создания САК

В соответствии со статьей 1 Закона № 195-ФЗ, эксперимент по квотированию выбросов на основе обобщенных расчетов проводится до 31 декабря 2026 года. Согласно пункту 5.1 статьи 11 того же закона, системы автоматического контроля (САК) для стационарных источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ должны быть установлены на квотируемых объектах в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита до 31 декабря 2025 года. Особенности создания и эксплуатации таких САК, утвержденные Постановлением № 39, вступают в силу с 1 сентября 2024 года.

Создание САК на квотируемых объектах I и II категорий представляет собой сложную задачу. В соответствии с Постановлением № 39, этот процесс включает следующие этапы:

  1. Определение источников выбросов и параметров выбросов, подлежащих включению в программу создания САК, и их предварительное обследование.
  2. Разработка и утверждение программы.
  3. Проектирование САК для выбросов.
  4. Монтаж и настройка САК для выбросов.
  5. Утверждение типа средств измерения параметров выбросов и внесение информации об утвержденном типе в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
  6. Приемка САК в эксплуатацию.
  7. Введение САК в эксплуатацию.

Приоритетные загрязняющие вещества

Согласно ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях устанавливаются санитарными правилами. В соответствии с п. 66 СанПиН 2.1.3684-21, атмосферный воздух должен отвечать гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ, ориентировочным безопасным уровням воздействия, предельно допустимым уровням физического воздействия, а также по биологическим факторам, обеспечивающим их безопасность для здоровья человека. Закон № 195-ФЗ вводит понятие «приоритетные загрязняющие вещества»: это загрязняющие вещества, выбросы которых влияют на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, создают риски для здоровья человека на территориях эксперимента. Согласно ст. 4 Закона № 195-ФЗ, Роспотребнадзор осуществляет расчет и оценку риска для здоровья человека на территориях эксперимента в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с использованием информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды. Формулировка «создают риски для здоровья человека» в Законе № 195-ФЗ непонятна, поскольку риски для здоровья населения могут быть популяционные или индивидуальные, канцерогенные, острые, хронические, рефлекторные. О каких рисках идет речь в Законе № 195-ФЗ, неясно.

Согласно статье 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях устанавливаются санитарными правилами. В соответствии с пунктом 66 СанПиН 2.1.3684-21, атмосферный воздух должен соответствовать гигиеническим нормам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ, ориентировочным безопасным уровням воздействия, предельно допустимым уровням физического воздействия, а также по биологическим факторам, обеспечивающим их безопасность для здоровья человека.

Закон № 195-ФЗ вводит понятие "приоритетные загрязняющие вещества", которые превышают гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха и создают риски для здоровья человека на территориях эксперимента. Однако формулировка "создают риски для здоровья человека" остается непонятной, так как риски для здоровья могут быть различными. Необходимо ясное определение данных рисков.

На протяжении четырех с половиной лет не были разработаны четкие правила определения приоритетных загрязняющих веществ. В отсутствие таких правил порядок их использования вызывает сомнения и недоумение. Это становится очевидным на примере перечня приоритетных загрязняющих веществ для систем автоматического контроля.

Перечень приоритетных веществ, контролируемых САК

Перечень приоритетных загрязняющих веществ для определения источников выбросов, подлежащих оснащению системами автоматического контроля (САК), и установка предельных значений выбросов таких веществ определены постановлением № 39. Предельный показатель может применяться к каждому приоритетному загрязняющему веществу отдельно или к совокупности нескольких, если они присутствуют одновременно в источнике выброса и определены федеральным органом исполнительной власти, ответственным за федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории эксперимента, где находится квотируемый объект.

Сравнительный анализ перечня приоритетных загрязняющих веществ для САК, установленного постановлением № 39, и перечня загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2023 года № 2909-р, показывает, что они не соответствуют друг другу. Это не допустимо. В первом перечне ошибочно включены следующие вещества:

▸ диАлюминий триоксид (в пересчете на алюминий);

▸ диВанадий пентоксин (ванадия пяти оксид);

▸ кадмий оксид (в пересчете на кадмий);

▸ марганец и его соединения [в пересчете на марганец (IV) оксид];

▸ медь оксид (в пересчете на медь);

▸ мышьяк, неорганические соединения (в пересчете на мышьяк);

▸ никель оксид (в пересчете на никель);

▸ никель сульфат (в пересчете на никель);

▸ свинец и его неорганические соединения (в пересчете на свинец);

▸ фториды неорганические плохо растворимые;

▸ хром [в пересчете на хрома (VI) оксид];

▸ натр едкий.

Фиксация и передача информации о показателях выбросов в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС

Системы автоматического контроля (САК) выбросов приоритетных загрязняющих веществ в атмосферу должны быть установлены на квотируемых объектах I и II категорий. Они обязаны осуществлять автоматическое измерение и учет выбросов, а также сохранять информацию о таких выбросах и передавать ее в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), для целей учета и хранения информации о данных показателях. Формат передачи данных о выбросах загрязняющих веществ через информационно-телекоммуникационные сети из автоматических средств измерения в технические средства фиксации и передачи информации в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, утвержден приказом Росприроднадзора от 25 августа 2022 года № 382. Однако правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС, утверждены постановлением Правительства РФ от 7 мая 2022 года № 830, и они не содержат информации о приеме данных от САК в реестр. Следовательно, несмотря на возможность создания САК, передаваемая информация окажется бесполезной из-за отсутствия соответствующего механизма ее приема и анализа.

Административная ответственность

Согласно статье 8.51 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), невыполнение или несвоевременное выполнение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля (САК) в соответствии с законодательством об охране окружающей среды влечет наложение административного штрафа. Для должностных лиц размер штрафа составляет от 20 тыс. до 40 тыс. рублей, а для юридических лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

Пунктом 2 статьи 8.51 КоАП РФ установлено, что оснащение стационарных источников выбросов загрязняющих веществ САК с нарушением требований к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов, а также требований к техническим средствам фиксации и передачи информации о выбросах в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, также подлежит административному наказанию. В данном случае размер штрафа для должностных лиц составляет от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, а для юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Выводы

Анализ показал, что на данный момент создание систем автоматического контроля (САК) в полном объеме является недоступным. Эти усилия можно сравнить с бесполезным затрачиванием ресурсов, поскольку достижение желаемого результата кажется невероятным. Тем не менее, несмотря на это, административная ответственность за неоснащение квотируемых источников выбросов САК все равно установлена.


Возможно, вы искали: САК, система автоматического контроля загрязняющих веществ, квотирование выбросов загрязняющих веществ, загрязняющие вещества, квотируемые объекты, промышленные выбросы...



Иконка вверх