Глобальное потепление и парниковые газы становятся все более серьезной угрозой для экологии и будущего человечества. Китайская Народная Республика (КНР), осознавая важность этих проблем, активно участвует в их решении. Стратегия Китая по борьбе с изменением климата включает три ключевых направления:
Государственная политика КНР и обязательства в рамках Парижского соглашения
Парижское соглашение, принятое 12 декабря 2015 года на 21-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, было подписано и ратифицировано Китаем в 2016 году. На 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Китай заявил о намерении достичь пика выбросов углекислого газа к 2030 году и достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Для реализации этих целей Китай разработал соответствующие национальные документы, среди которых наиболее значимы:
В рамках этих планов на уровне министерств утверждены на 2021–2025 годы План развития современной энергетической системы и План развития возобновляемой энергетики. Также в марте 2022 года Государственный комитет по развитию и реформам совместно с другими ведомствами опубликовал мнение о продвижении зеленого развития в рамках проекта «Один пояс – один путь», делая акцент на том, что китайские компании больше не будут строить новые угольные электростанции за рубежом.
План действий по достижению пика выбросов углекислого газа
Задача, поставленная перед Китаем, сложна, но имеет огромное значение. По данным Всемирного банка, в 2019 году средний уровень выбросов углекислого газа на единицу ВВП в мире составлял 0,19 кг/долл., а Китай занимал 177-е место с уровнем 0,46 кг/долл. (для сравнения, в России этот показатель составлял 0,39 кг/долл.).
Несмотря на относительно высокий уровень выбросов на единицу ВВП, Китай добился значительного прогресса: с 2005 по 2019 год этот показатель снизился примерно на 48%, что свидетельствует о серьезных усилиях страны в борьбе с парниковыми газами. В рамках существующих планов и стратегий перед Китаем к 2025 году стоят четыре важнейшие задачи:
К 2030 году планируется увеличить долю неископаемых источников энергии до 25%, а их вклад в производство электроэнергии — до 40%. При этом выбросы углекислого газа на единицу ВВП должны снизиться более чем на 65% по сравнению с 2005 годом, чтобы достигнуть цели по пику выбросов к 2030 году. Эти амбициозные цели подтверждают решимость Китая активно бороться с изменением климата и снижать выбросы парниковых газов.
Для достижения поставленных климатических целей Китай планирует реализовать несколько ключевых мер:
Теперь, познакомившись с основными аспектами регулирования выбросов в Китае, рассмотрим рынок торговли квотами более детально по пяти ключевым аспектам.
1. Правовое регулирование
В декабре 2020 года Министерство экологии и окружающей среды Китая опубликовало Испытательные правила управления торговлей углеродными выбросами. Этот документ определяет общие принципы регулирования рынка углеродных квот, выделяет участников рынка, описывает процесс распределения и регистрации квот на выбросы, правила проведения торговых операций, а также устанавливает порядок проверки и уплаты квот и ответственность за их нарушение. В мае 2021 года министерство ввело в действие три дополнительных нормативных акта, касающихся управления выбросами: Испытательные правила регистрации квот на выбросы, Испытательные правила управления торговлей квотами и Испытательные правила управления расчетами квот на выбросы. Эти документы служат руководствами для участников рынка торговли квотами и обеспечивают правовую основу для его функционирования.
2. Компетентные органы
Надзор за национальным рынком торговли квотами осуществляют органы управления в сфере окружающей среды. Министерство экологии и окружающей среды Китая отвечает за разработку технических нормативов для национальной системы торговли углеродными выбросами и связанных мероприятий, управление распределением квот, а также за отчетность и проведение проверок. Региональные органы управления окружающей средой на уровне провинций выполняют функции по распределению и оплате квот на выбросы углерода, ведению отчетности и проверке выбросов в пределах своих административных территорий, а также осуществляют надзор за соблюдением правил на местах.
3. Инфраструктура рынка
Инфраструктура национального рынка торговли квотами включает две ключевые системы: Национальную систему регистрации квот и Национальную систему торговли квотами.
4. Субъекты торговли
Согласно испытательным правилам, участниками торговли на национальном рынке углеродных квот являются ключевые предприятия выбросов, другие организации и частные лица. Однако на практике к участию в торговле допускаются только ключевые предприятия выбросов.
Ключевыми предприятиями выбросов называются те предприятия, которые:
На данный момент национальный рынок охватывает только отрасль генерации электроэнергии, в то время как на пилотных рынках участвуют компании из других отраслей, такие как пищевая промышленность (например, дочерняя компания Louis Dreyfus Company). В настоящее время количество субъектов торговли на национальном рынке превышает 2000 предприятий.
Предприятия с иностранными инвестициями также могут участвовать в национальном рынке торговли квотами, но зарубежные организации, не имеющие дочерних компаний в Китае, пока не могут напрямую выходить на национальный рынок. Однако отдельные пилотные рынки в Гуанчжоу и Шэньчжэне допускают прямое участие иностранных компаний.
5. Модели и объекты торговли
В мире существуют две основные модели торговли углеродными квотами: cap-and-trade и baseline-and-credit. Китайская национальная система торговли квотами относится к первому типу (cap-and-trade). В этой модели устанавливается общий лимит на выбросы (cap), и предприятия могут покупать и продавать квоты на выбросы (trade).
Основным объектом торговли на национальном рынке являются квоты на выбросы углекислого газа, которые выдаются региональными органами по охране окружающей среды для каждого ключевого предприятия.
На пилотных рынках также использовался инструмент Chinese Certified Emission Reduction (CCER), который связан с сертифицированными единицами сокращения выбросов. Эти углеродные кредиты получаются компаниями за счет добровольного сокращения выбросов парниковых газов, например, через использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) или посадку лесов. Сокращения выбросов должны быть подтверждены государственным сертификатом. Однако из-за низкого объема торговли и сложностей в регулировании реализация этого механизма временно приостановлена.
Подводя итоги рассмотрения рынка торговли квотами, стоит отметить важность юридических услуг, связанных с подготовкой правовых обзоров по китайскому рынку для иностранных инвесторов. Особенно это актуально для сделок, где иностранные компании предлагают технологии или оборудование для низкоуглеродного развития китайским предприятиям, одновременно получая исключительные опционы на покупку углеродных сертификатов в будущем.
Тенденции и перспективы
Ожидается, что к 2025 году национальный рынок торговли квотами в Китае расширится и охватит другие отрасли с высоким уровнем энергопотребления, такие как нефтехимическая промышленность, производство строительных материалов, черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная и авиационная промышленность. Это расширение позволит значительно увеличить объемы торговли и вовлечь большее количество участников, способствуя более эффективному управлению выбросами углекислого газа.
Национальный рынок будет постепенно развиваться, предлагая более широкий спектр торговых продуктов в области углеродного регулирования. Если на данный момент в основном проводятся срочные сделки, то в будущем акцент будет сделан на углеродные финансовые деривативы, такие как форварды, фьючерсы, опционы и другие сложные инструменты. Это расширение торговых возможностей позволит участникам рынка более гибко и эффективно управлять своими углеродными обязательствами и рисками.
Некоторые пилотные местные рынки уже активно работают над разработкой правил и внедрением практик торговли этими новыми инструментами, что свидетельствует о стремлении Китая к модернизации и углублению углеродного рынка. Эти шаги создадут более развитую и диверсифицированную систему углеродного регулирования, что, в свою очередь, усилит позицию Китая в глобальной борьбе с изменением климата.
Возможно, Вы искали: китайский рынок торговли квотами, углеродные квоты в Китае, регулирование выбросов СО2 в Китае, национальный рынок углеродных квот, углеродный рынок Китай 2025, расширение углеродного рынка Китая, углеродные деривативы Китай, торговля выбросами в Китае, пилотные углеродные рынки в Китае, будущие перспективы углеродного рынка Китая, углеродное регулирование в Китае, фьючерсы на углеродные квоты Китай...