129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Разработка и согласование КЭР: новые изменения

Разработка и согласование КЭР: новые изменения

Разработка и согласование КЭР: новые изменения

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) становится одной из самых обсуждаемых тем в сфере экологии. КЭР — это ключевой разрешительный документ для объектов I категории по степени воздействия на окружающую среду. Он заменяет раздельные виды разрешительных документов, касающихся негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), и требует соблюдения принципов наилучших доступных технологий (НДТ).

По состоянию на 22 июля 2024 года уже выдано 879 КЭР для порядка 6 тысяч объектов I категории, оказывающих НВОС. Однако процесс получения этих разрешений остается крайне сжатым по срокам. Все предприятия I категории, за исключением тех, которые включены в список топ-300 предприятий (приказ Минприроды России № 154 от 18.04.2018), должны получить КЭР до 1 января 2025 года. Согласно письму Минприроды России № 12-47/6372 от 15 февраля 2024 года, продления этого срока больше не планируется.

В связи с этим возникает вопрос: возможно ли успеть получить КЭР вовремя? Предприятия сталкиваются с отказами и замечаниями по поданным заявкам, что затрудняет получение разрешений. Часто проблема заключается не в ошибках природопользователей или экологических организаций, а в изменяющихся требованиях к документации. Это приводит к необходимости ее корректировки, а также внесению изменений в заявки.

С 1 сентября 2024 года вступают в силу ряд новых изменений, которые затрагивают разработку и согласование КЭР. Эти нововведения могут оказать значительное влияние на процесс подготовки документов и сроки их согласования.

Основные изменения включают:

  1. Ужесточение требований к соблюдению НДТ, что может потребовать пересмотра ранее поданной документации.
  2. Усиление контроля за процессом подачи заявок, включая дополнительные проверки и требования к проектной документации.
  3. Введение новых стандартов экологической отчетности, что может повлиять на объем и состав подаваемых данных.

Изменения в Законе № 7-ФЗ: ключевые нововведения с 1 сентября 2024 года

С 1 сентября 2024 года вступает в силу Федеральный закон от 25.12.2023 № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Эти изменения существенно влияют на процесс разработки и согласования Комплексного экологического разрешения (КЭР), а также на деятельность предприятий, обязанных соблюдать требования по охране окружающей среды.

Изменения в ст. 67.1 Закона № 7-ФЗ

Согласно обновленной редакции статьи 67.1 Закона № 7-ФЗ, меняются требования к утверждению и одобрению Программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ). ППЭЭ в определенных случаях становится неотъемлемой частью КЭР. Теперь, в соответствии с новой редакцией пункта 14 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ, КЭР может подлежать пересмотру как частично, так и полностью, если в ППЭЭ вносятся изменения. Это позволит гибко реагировать на изменения в экологических требованиях и корректировать разрешения в зависимости от обстоятельств.

Уточнения в Правилах рассмотрения заявок на получение КЭР

С 1 сентября 2024 года начинают действовать изменения, внесенные в Правила рассмотрения заявок на получение КЭР (постановление Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386), которые утверждены постановлением Правительства РФ от 20.04.2024 № 512. Эти изменения уточняют процедуру пересмотра КЭР в случае изменений в ППЭЭ. Теперь КЭР может пересматриваться как полностью, так и частично, если ППЭЭ, утвержденная юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подверглась изменениям.

Нововведения для квотируемых объектов

С 1 сентября 2024 года также вступает в силу постановление Правительства РФ от 22.01.2024 № 39 «Об особенностях создания и эксплуатации систем автоматического контроля, указанных в Федеральном законе “Об охране окружающей среды”, на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ».

Согласно этому постановлению, на квотируемых объектах I и II категорий должны быть созданы системы автоматического контроля, обеспечивающие автоматическое измерение и учет выбросов приоритетных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Эти системы фиксируют показатели выбросов и передают информацию в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Ключевые критерии для создания системы автоматического контроля:

  1. Выбор приоритетных загрязняющих веществ. Вещество должно быть включено в перечень, предусмотренный приложением к Критериям определения источников выбросов (постановление Правительства РФ от 22.01.2024 № 39).
  2. Превышение предельных значений. Если выбросы приоритетного загрязняющего вещества на объекте превышают установленные пределы, такие выбросы подлежат обязательному контролю.
  3. Инвентаризация источников выбросов. Выбросы загрязняющих веществ должны быть задокументированы в отчете по инвентаризации стационарных источников.

Изменения в классификации и обращении с отходами

  1. Обновление порядка классификации отходов I–V классов опасности Вступает в силу обновленная редакция приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1027 «Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности». Это изменение может затруднить процесс классификации отходов и потребует пересмотра существующих процедур для предприятий, работающих с опасными отходами.
  2. Изменение порядка мониторинга объектов размещения отходов Также меняются правила, утвержденные приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1030, касающиеся мониторинга объектов размещения отходов. Теперь собственники таких объектов, а также лица, во владении которых они находятся, обязаны более строго следить за состоянием окружающей среды на территориях, прилегающих к объектам размещения отходов, и контролировать уровень загрязнения.
  3. Постановление Правительства РФ № 467: подтверждение отсутствия негативного воздействия объектов размещения отходов Постановление Правительства РФ от 26.05.2016 № 467 «Об утверждении Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» также претерпевает изменения, что потребует пересмотра методов оценки воздействия и разработки дополнительных мер по минимизации рисков для окружающей среды.
  4. Лицензионные требования для обращения с отходами I–IV классов опасности В соответствии с Федеральным законом от 28.04.2023 № 170-ФЗ, начиная с 1 сентября 2024 года, лицензиаты, занимающиеся сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией и размещением отходов I–IV классов опасности, должны будут пройти процедуру подтверждения соответствия лицензионным требованиям. Это коснется тех, кто получил лицензии до 1 сентября 2024 года, а также тех, кто прошел последнее плановое надзорное мероприятие. Подтверждение будет необходимо не ранее 1 марта 2025 года.

Уточнения правил сброса сточных вод

С 1 сентября 2024 года вводятся изменения, касающиеся сброса сточных вод. Новые поправки позволят предприятиям, имеющим очистные сооружения, получать разрешение на сброс очищенных сточных вод в водные объекты, при условии соблюдения строгих стандартов. Ранее сброс был запрещен в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также на лечебных территориях.

Поправки связаны с требованиями Федерального закона от 04.08.2023 № 469-ФЗ и разрешают сброс в водные объекты, расположенные во втором и третьем поясах зон санитарной охраны. Условием является наличие защитных сооружений, предотвращающих загрязнение, засорение и истощение вод, а также соответствие качества сточных вод установленным нормативам.

Новые технологические нормативы и показатели НДТ

С 1 сентября 2024 года вступает в силу новый нормативный документ — «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства цемента», утвержденный приказом Минприроды России от 13.12.2023 № 826. Эти показатели призваны стандартизировать процессы производства цемента с учетом экологической безопасности и соответствия принципам наилучших доступных технологий (НДТ).

Вместе с этим, за 4 месяца до срока получения КЭР для порядка 6 тыс. предприятий будут утверждены новые Правила разработки технологических нормативов, которые начнут действовать с 1 сентября. Согласно проекту приказа, нормативы будут разрабатываться для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), включая те, что находятся в стадии ввода в эксплуатацию или после консервации.

Результаты разработки технологических нормативов будут включаться в заявки на получение или пересмотр КЭР. Это нововведение обязывает предприятия пересматривать проектную документацию с учетом новых требований и готовиться к пересмотру экологических разрешений.

С 1 сентября 2024 года вступают в силу новые правила использования квалифицированной электронной подписи (КЭП), установленные приказом ФСБ России от 02.02.2024 № 50. Эти изменения касаются порядка подписания документов для государственных органов:

  • Теперь сотрудники организаций смогут подписывать документы с использованием сертификатов физических лиц, тогда как ранее применялись сертификаты сотрудников организаций. В сертификате физического лица отсутствует информация о компании, тогда как в сертификате организации указываются наименование и местоположение юридического лица.
  • Документы, подписанные с использованием сертификатов, выданных на сотрудников организации, перестанут иметь юридическую силу после 31 августа 2024 года.
  • С 1 сентября 2024 года представители компаний будут обязаны использовать машиночитаемые доверенности для подтверждения своих полномочий, что потребует наличия как сертификата ЭЦП, так и доверенности в машиночитаемом формате.

Выводы

Для объектов I категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), создаются условия, которые значительно усложняют процесс получения Комплексного экологического разрешения (КЭР) до 2025 года. Даже если предприятия ускорят процесс подачи заявок, шансы на получение КЭР в установленные сроки крайне низки из-за множества изменений в нормативно-правовой базе. Мы полагаем, что с учетом новых требований и процедурных изменений вероятность получения КЭР до установленного срока минимальна.

Возможно, Вы искали: КЭР, комплексное экологическое разрешение, НВОС, объекты I категории, изменения законодательства, экологические требования, охрана окружающей среды, ФЗ-7, пересмотр КЭР, ППЭЭ, природопользование, Минприроды, квотируемые объекты, отходы I–V классов опасности, автоматический контроль выбросов, экологические нормативы, сточные воды, электронная подпись, КЭП, машиночитаемая доверенность



Иконка вверх