Пример противоречивых требований можно увидеть в пунктах 2.4 и 3.13 документа СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". Во втором пункте говорится о необходимости установления единой санитарно-защитной зоны для группы промышленных объектов и производств или промышленного узла, с учетом выбросов и физического воздействия источников, входящих в единую зону. В то время как третий пункт сообщает, что для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта.
Практика показывает, что, как правило, эксперты игнорируют положение третьего пункта, предпочитая перестраховываться, особенно в случае городских округов, участвующих в эксперименте по квотированию выбросов, где имеются результаты свободных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
Наиболее актуальной темой для меня, как проектировщика, и для природопользователей является вопрос проведения натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, а также уровней физического воздействия, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представленной в составе проекта СЗЗ.
Согласно пункту 4.5 документа СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, на границе санитарно-защитных зон и за ее пределами должны проводиться натурные исследования приоритетных показателей состояния загрязнения атмосферного воздуха в течение не менее 50 дней для предприятий I и II классов опасности, и не менее 30 дней для предприятий III–V классов опасности, на каждый ингредиент в отдельной точке. Однако на практике эксперты ставят требования к измерению загрязняющих веществ, для которых уровни загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК, при проведении измерений в 8 направлениях.
Мы решили оценить затраты на выполнение этого требования для предприятия I класса опасности (50 измерений, 8 направлений, все вещества более 0,1 ПДК). Сумма, согласно прайс-листу ФБУЗ (одного из немногих, аккредитованных на все востребованные вещества), составила примерно 10 млн рублей.
Тем не менее, следует учитывать, что не всегда доступен транспорт к точкам замеров, есть ограниченный доступ к некоторым промышленным объектам в окружении предприятия, и условия ветровой розы не всегда позволяют провести 50 подфакельных замеров в одной точке. При условии выполнения требования проводить замеры во всех 8 направлениях, необходимо снизить количество замеров в каждой контрольной точке, так как провести 50 подфакельных замеров в каждой точке за 1 год не всегда осуществимо.
Эксперты обычно пренебрегают использованием терминов, таких как "приоритетные показатели", "специфические загрязнители" и "маркерные вещества". Термин "маркерные вещества" введен, в частности, для оценки содержания сопутствующих веществ с использованием расчетных методов, что облегчает с экономической точки зрения проведение мониторинга, согласно примечанию в пункте 6.2.3 МУ 2.1.6.792-99 "Выбор базовых показателей для социально-гигиенического мониторинга (атмосферный воздух населенных мест)".
План-график наблюдений на границе санитарно-защитных зон разрабатывается с учетом положений МУ 2.1.6.792-99 на основе расчетов рассеивания приземных концентраций. Для рассматриваемых характеристик технологических процессов выбираются специфические приоритетные вещества, а также вещества по степени их влияния на здоровье человека и окружающую среду, в соответствии с пунктами 2.4 и 2.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В соответствии с письмом Минздрава России от 07.08.1997 года № 11/109-111 "О списке приоритетных веществ, содержащихся в окружающей среде, и их влиянии на здоровье населения" учитываются приоритетные загрязнители "короткого списка", считаемые потенциально наиболее опасными для здоровья населения.
Доводы проектировщиков, которые обосновывают свою точку зрения, не всегда находят одобрение экспертов, занимающихся проектами санитарно-защитных зон. В связи с этим возникает необходимость разработки документа, который однозначно определит требования к проведению мониторинга.
При согласовании проекта СЗЗ возник спор из-за разночтений в п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и подп. «а» п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков. Несмотря на включение в границы СЗЗ земельных участков с разрешенным видом использования «Для эксплуатации здания спортивно-оздоровительного комплекса», «Для эксплуатации здания спорткомплекса», остро стоит вопрос, поскольку, согласно письму Роспотребнадзора от 18.05.2018 № 01/6290-2018-32 «О применении постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222», действуют части указанного постановления СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, не противоречащие Правилам. Размещение зданий на указанных участках не противоречит подп. «а» п. 5 Правил, так как спортивные сооружения открытого типа отсутствуют, а зона предназначена для производственных объектов. Однако эксперты на местах предпочли принцип перестраховки, не учитывая доводов проектировщиков.
При создании проектов санитарно-защитных зон (СЗЗ) на основе отчетов об инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферу, выполненных в соответствии с Порядком проведения инвентаризации, утвержденным приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871, возникают несоответствия по вопросу учета передвижных источников в одном регионе.
Существует различный подход к учету передвижных источников, как с индексом «п», так и тех, что учтены как стационарные, в связи с неясностью положений п. 5 упомянутого Порядка. Проектировщики включают в анализ все передвижные источники, даже мусоровозы, функционирующие на территории объекта, в то время как другие ограничиваются учетом только транспорта, находящегося на балансе предприятия. Дополнительные разъяснения со стороны уполномоченных органов необходимы для устранения подобных несоответствий.
Последние изменения в нормативных документах требуют, чтобы нормирование вредного физического и химического воздействия основывалось в первую очередь на инструментальных замерах выбросов и физического воздействия. Например, относительно транспортного шума, МР 2.1.10.0059-12 рекомендует опираться на инструментальные замеры. Это, однако, влечет ограничения, так как ГОСТ 22283-2014 предупреждает, что результаты измерений авиационного шума зависят от различных факторов проведения замеров и применимы только в конкретных условиях. Это создает ограничения, так как эти замеры нельзя распространять на другие условия полетов.
Измерения авиационного шума ограничены метеорологическими факторами, такими как температура и влажность воздуха. В интервале температур от 2 до 35 °C и влажности от 20 до 95 % проводить измерения можно, что означает, что в некоторых регионах России это доступно всего 5 месяцев в году. Ограничения также связаны с количеством дней с осадками, при которых измерения не рекомендуются (не менее 9 дней в месяц), и средней скоростью ветра не более 5 м/с на высоте 10 м. Все эти ограничения приводят к тому, что инструментальные методы измерений сталкиваются с серьезными трудностями.
В связи с ограничениями, накладываемыми натурными измерениями авиационного шума, предлагается более активно совершенствовать расчетные методы определения границ шумовых зон. Важной задачей инструментальных методик является верификация расчетных методов и контроль за правильностью расчетов, что можно сделать по характерным точкам при разрешенных условиях, что в значительной степени удешевляет работы, сохраняя при этом точность результатов. Однако необходимо учесть реальные возможности соблюдения требований природопользователями и проектировщиками, а также внесение уточнений в положения, чтобы исключить допуск интерпретаций, противоречащих друг другу.
Наша компания специализируется на предоставлении высококачественных услуг по проектированию документации санитарно-защитных зон. Мы уделяем особое внимание тщательному анализу всех актуальных сведений и соблюдению существующих правовых норм в данной области.
Наши профессионалы обладают обширным опытом в области проектирования санитарно-защитных зон и тщательно следят за изменениями в законодательстве, чтобы наши клиенты всегда могли быть уверены в соответствии своих объектов всем существующим требованиям.
Мы разрабатываем документацию, которая не только соответствует всем необходимым стандартам и нормам, но и учитывает индивидуальные особенности конкретного объекта. Наш подход направлен на максимальное соблюдение санитарных норм, обеспечивая безопасность и эффективность функционирования объектов наших клиентов.
Выбрав наши услуги по проектированию документации санитарно-защитных зон, вы можете быть уверены в получении компетентного и профессионального подхода, который способствует успешному воплощению вашего проекта в жизнь с соблюдением всех необходимых нормативов.
Возможно, вы искали: санитарно-защитная зона, санпин санитарно-защитная зона, противоречия в законодательстве