Нормативная правовая база для определения ущерба
Качество выгрузки сточных вод в водный объект определяется положениями законодательства России в области водных ресурсов, природоохраны и санитарии. Предписания природоохранного законодательства прописаны в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ). Статьи 21–23 этого закона содержат стандарты качества сточных вод. Процедура установления нормативов качества окружающей среды определена Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 149, которым также утверждено Положение о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических параметров (далее - Положение № 149).
Для водных объектов, используемых в хозяйственно-питьевых, бытовых и других целях, гигиенические нормативы утверждаются Роспотребнадзором в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Соответствующие нормативы для поверхностных водных объектов прописаны в СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Для водных объектов рыбохозяйственного значения существуют свои стандарты качества вод, утвержденные приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552. В случае использования водного объекта и для питьевых и для рыбохозяйственных целей, устанавливается норматив на уровне наименьшего значения из гигиенических или рыбохозяйственных стандартов (пункт 14 Положения № 149).
Согласно статье 22 Закона № 7-ФЗ, нормативы допустимых сбросов (НДС) рассчитываются в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118. Расчет технологических нормативов проводится в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минприроды России от 14.02.2019 № 89. НДС и технологические нормативы определяются исходя из технологии производства и целевого использования водного объекта, в который выполняется сброс.
Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации" (далее - Водный кодекс РФ) предоставляет стандарты качества сброса сточных вод в водные объекты в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 60 и пунктом 4 статьи 35. Разработка нормативов допустимого воздействия (НДВ) на водные объекты проводится в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минприроды России от 12.12.2007 № 328. Нормативы НДВ, касающиеся количественных характеристик, устанавливаются с учетом предотвращения негативных последствий для водного объекта и его экосистемы, связанных с изменениями гидрологического режима и морфометрических параметров водного объекта.
Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 60 Водного кодекса РФ, запрещается сброс в водные объекты сточных вод без их санитарной очистки или обезвреживания. Это основано на недопустимости превышения НДВ на водные объекты, нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом № 7-ФЗ.
Соблюдение нормативов допустимых сбросов, нормативов допустимого воздействия и технологических стандартов в природоохранном и водном законодательстве различно. Требования к соблюдению нормативов допустимых сбросов и технологических стандартов определены в статьях 22 и 23 Закона № 7-ФЗ. В случае невозможности их соблюдения, согласно статье 23.1 Закона № 7-ФЗ, временно устанавливаются разрешенные сбросы, предполагая наличие плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.
В соответствии с Законом № 7-ФЗ, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) взимается, в том числе за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект, согласно статье 16. Порядок исчисления этой платы определен в статье 16.3 Закона № 7-ФЗ и Правилах исчисления и взимания платы за НВОС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 881.
Соблюдение требований нормативов допустимого воздействия (НДВ) на водный объект согласно Водному кодексу РФ обязательно и не предусматривает переходных периодов. В случае причинения вреда водным объектам, что влечет негативные изменения в их состоянии и ресурсах, размер вреда исчисляется согласно Методике, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87.
Важно отметить, что на настоящий момент отсутствуют установленные нормативы для определения критериев истощения и деградации водных объектов, которые могли бы привести к наступлению вреда. В этом контексте, решение этого вопроса может быть осуществлено согласно п. 7 постановления Верховного Суда РФ № 49 от 30.11.2017. В случае превышения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что причинен вред.
При соблюдении исключительно нормативов НДВ, водопользователю необходимо внести плату за НВОС за сверхнормативный и сверхлимитный сброс в водный объект. Также следует учесть, что исчисление размера вреда водному объекту и плата за НВОС не исключают друг друга. Это различные виды платежей, и уплата одного не освобождает от обязанности уплаты другого.
Судебная практика в отношении оспаривания начисленного ущерба водным объектам может быть неблагоприятной для предприятий. По постановлению Верховного Суда РФ № 49, предприятие-водопользователь имеет право запросить проведение судебной экспертизы для установления факта и размера причиненного вреда водному объекту. Вопросы, подлежащие экспертизе, должны быть узкоспециализированными и не иметь юридического характера.
В рамках судебной экспертизы рассматриваются такие аспекты, как правильность процедур отбора проб, проведения инструментальных исследований, соответствие расчета ущерба положениям Методики № 87, а также учет затрат на выполнение природоохранных мероприятий. Однако несмотря на различия в нормативах природоохранного и водного законодательства, размер вреда исчисляется с учетом допустимой концентрации вредного вещества в пределах НДВ.
В данном контексте, обладание утвержденным планом мероприятий по охране окружающей среды или одобренной программой повышения экологической эффективности становится важным фактором в случае, если НДВ не были достигнуты.
Вывод
При начислении ущерба водному объекту со стороны надзорного органа, предприятию-водопользователю необходимо осуществить тщательный анализ представленного расчета с учетом всех положений Методики № 87. Важно убедиться в том, что расчет соответствует всем требованиям и нормам, установленным данной методикой.
В случае возникновения замечаний к расчету и его оспаривания в судебном порядке, целесообразно подавать ходатайство о проведении судебной экспертизы. Это предоставляет возможность установить факт причинения вреда водному объекту и определить размер этого вреда на основе объективных данных и экспертных оценок.
Процесс судебной экспертизы, в данном случае, должен включать в себя анализ доказательной базы, включая процедуры отбора проб, проведение инструментальных исследований, а также соответствие расчета ущерба положениям Методики № 87. Вопросы, которые будут поставлены перед судебным экспертом, должны быть сфокусированы на узкоспециализированных аспектах и связаны с процессами, влияющими на оценку причинения вреда водному объекту.
Судебная экспертиза также может оценить правильность учета затрат на выполнение природоохранных мероприятий и соответствие проведенного расчета положениям Методики № 87.
Важным моментом является наличие у предприятия-водопользователя утвержденного плана мероприятий по охране окружающей среды или одобренной программы повышения экологической эффективности, особенно в случае, если нормативы допустимого воздействия не были достигнуты. Эти документы могут служить основанием для защиты интересов предприятия в судебном порядке.
Таким образом, аккуратный анализ и, при необходимости, оспаривание начисленного ущерба, а также запрос на проведение судебной экспертизы могут служить эффективными мерами для защиты прав предприятия-водопользователя в контексте соблюдения экологических требований и нормативов.
Возможно, вы искали: сброс, водные объекты, сброс сточных вод, сброс промышленных вод, расчет сбросов, расчет сброса воды