129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Постановка объектов НВОС на государственный учет

Постановка объектов НВОС на государственный учет

Постановка объектов НВОС на государственный учет

Учет парниковых газов

В заявке о постановке объекта НВОС на государственный учет (пункт 6 раздела II «Сведения о воздействии объекта на окружающую среду») необходимо указать «массу выбросов парниковых газов, являющихся одновременно загрязняющими или озоноразрушающими веществами, в пересчете на углекислый газ (CO2-эквивалент), в соответствии с методическими указаниями и руководством по количественному определению объема выбросов парниковых газов». Здесь формально следует показать эквивалентный выброс парниковых газов в тоннах для веществ, не являющихся по сути ни загрязняющими, ни озоноразрушающими. В заявке в целом речь идет о стационарных источниках. Поэтому возникает некоторая неопределенность: следует ли включать парниковые газы от всех источников, отраженных в методиках количественного определения объемов выбросов парниковых газов, в частности, следует ли учитывать выбросы от автотранспорта.

Отметим, что сейчас к указанным методикам добавились и другие, например методики расчета при сжигании в факелах, при захоронении отходов, нефтепереработке, для различных узконаправленных производств, транспорта и т. д. Территориальные органы Росприроднадзора в некоторых регионах пока в обязательном порядке проверяют наличие парниковых газов только от дизель-генераторных установок и котлов. Типичные ошибки – неучтенные фугитивные выбросы (при стравливании газа), отсутствие учета выброса метана, закиси азота из сточных вод (на очистных сооружениях). Отсутствие учета парниковых газов от транспорта при стилизации соответствующих источников под стационарные также может стать причиной отклонения заявки.

Не стоит забывать, что необходимо все парниковые газы, перечисленные в приложении 1 к приказу Минприроды России от 27.05.2022 № 371, пересчитать в тоннах CO2-эквивалента с учетом коэффициентов, установленных распоряжением Правительства РФ от 22.10.2021 № 2979-р. При этом выбросы по методике расчетов парниковых газов от транспорта уже представлены в тоннах CO2-эквивалента и переводить с повышающим коэффициентом их не надо. Определять выбросы CO2 следует по годовому расходу топлива для двигателей внутреннего сгорания.

Некорректные данные о наличии парниковых газов, включенных в реестр их выбросов, могут не только вызвать вопросы при проверке, но и ввести в заблуждение самого природопользователя, что приведет к непредставлению необходимой отчетности по парниковым газам. Поэтому рекомендуем более внимательно изучить эту тему.

Актуализация сведений об объекте НВОС

Основания для проведения актуализации приведены в пункте 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ и в Правилах создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС. К заявке на актуализацию обязательно необходимо приложить подтверждающие сведения и документы. Согласно пункту 52 Правил, заявление юридического лица (ЮЛ) или индивидуального предпринимателя (ИП) об актуализации учетных сведений в государственном реестре должно содержать причины и доводы, на основании которых заявитель просит изменить учетные сведения. Также, согласно пункту 53 Правил, заявителем могут быть предоставлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы о соответствии объекта НВОС другой категории, на присвоение которой претендует ЮЛ или ИП.

В электронном виде актуализация может быть проведена только при авторизации через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ). При этом пункт 21 Правил предусматривает возможность подачи заявки и на бумажном носителе. В таблице 31 обобщим сведения по документам, которые целесообразно приложить к заявке об актуализации. Основания для актуализации сгруппированы отдельно для случаев, когда срок подачи заявки установлен и когда не установлен.

Относительно оснований для актуализации сведений, когда срок подачи заявки не установлен, отметим следующее. По мнению Росприроднадзора, выраженному в пункте 17 Руководства, в связи с отсутствием установленного законом срока предоставления ЮЛ и (или) ИП сведений о ряде изменений (конкретно об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и сведений об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления) рекомендуется подавать указанные сведения непосредственно после наступления изменений. С нашей точки зрения, не надо торопиться, учитывая, что даже новым объектам дается как минимум шесть месяцев для проведения инвентаризации и разработки необходимых документов, что корректировка инвентаризации выбросов может проводиться в течение одного года (правда, при этом на корректировку программы производственного экологического контроля отводится только два месяца). Целесообразно предварительно провести надлежащим образом корректировку инвентаризации в объективно обоснованные сроки. Это подтверждает и судебная практика (например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа).

Ко всем прикладываемым документам составляем сопроводительные письма, тем более что чисто технически в ЛКП не у всех есть отдельный пункт для ввода информации по «основаниям и доводам, на основании которых заявитель просит изменить содержащиеся в государственном реестре учетные сведения». Необходимо четко указывать все факты, можно сделать приложение в виде описи документов: инвентаризация, договоры, паспорта оборудования и т. д. По регламенту, согласно пункту 40 Правил, актуализация должна быть проведена в течение пяти рабочих дней.

Наиболее остро сейчас стоит вопрос актуализации сведений при переводе объекта из I категории во II или III. И это понятно: многие не слишком задумывались о перспективах или хотели в 2019 году пожить спокойно по старым разрешительным документам, а спохватились только сейчас, когда и критерии поменялись, и код ОКВЭД оказался неправильным, и процессы совсем не те, и на самом деле не I категория должна быть. Что делать в такой ситуации? Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС, а также при корректировке сведений (согласно подпунктам 38, 42 Правил).

Итак, что можно рекомендовать с учетом сложившейся практики?

  1. При подготовке сведений и документов для актуализации следует предусмотреть:
    • Проверку кодов ОКВЭД и ОКПД. Это необходимо для анализа отнесения объекта к конкретной категории, поскольку для объектов I и II категории действует отраслевой принцип. Например, в ОКВЭД 2 есть код 17.21 «Производство гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары». К подпункту 16 пункта 1 Критериев относится только производство бумаги, однако производство бумажной упаковки тоже имеет код ОКВЭД 17.21. В ОКПД 2 также нет разграничения, поэтому необходимо в заявке, где возможно, обращать внимание, что у вас именно производство упаковки из готовой бумаги.
    • Учет проектной мощности оборудования. Если у вас постоянно неполная загруженность, можно сократить ее путем консервации цеха и т. п. и отразить это надлежащим образом в соответствующих документах.
    • Краткое описание основных производственных процессов, сырья и материалов, оборудования и продукции.
    • Сверку имеющихся процессов с процессами, описанными в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям (ИТС по НДТ), чтобы быть уверенными, что у вас не НДТ.
    • Анализ государственного реестра объектов НВОС. Собираем статистику (возможно, есть похожие предприятия, имеющие желаемую вами категорию), ориентируемся на конкретный регион, чтобы потом привести соответствующие примеры в доказательство своей правоты.
    • Грамотную формулировку причин для актуализации, которых может быть несколько.
    • Обоснование отнесения к заявляемой категории.
    • Корректировку при необходимости внутренней документации (технологического регламента, технических условий, паспорта безопасности на продукцию и т. д., должны быть актуальные коды ОКВЭД, ОКПД, названия процессов и оборудования), а также корректировку данных во внешних отчетах (по форме П-1) и в разрешительной документации (материалах инвентаризации, НДВ и т. д.).
    • Сопроводительное письмо с описанием произошедших изменений и обоснованием иной категории.

Актуализация сведений об объекте НВОС

Основания и порядок актуализации

Основания для проведения актуализации приведены в пункте 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ и в Правилах создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС. К заявке на актуализацию обязательно необходимо приложить подтверждающие сведения и документы. Согласно пункту 52 Правил, заявление юридического лица (ЮЛ) или индивидуального предпринимателя (ИП) об актуализации учетных сведений в государственном реестре должно содержать причины и доводы, на основании которых заявитель просит изменить учетные сведения. Также, согласно пункту 53 Правил, заявителем могут быть предоставлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы о соответствии объекта НВОС другой категории, на присвоение которой претендует ЮЛ или ИП.

В электронном виде актуализация может быть проведена только при авторизации через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ). При этом пункт 21 Правил предусматривает возможность подачи заявки и на бумажном носителе. В таблице 31 обобщим сведения по документам, которые целесообразно приложить к заявке об актуализации. Основания для актуализации сгруппированы отдельно для случаев, когда срок подачи заявки установлен и когда не установлен.

Относительно оснований для актуализации сведений, когда срок подачи заявки не установлен, отметим следующее. По мнению Росприроднадзора, выраженному в пункте 17 Руководства, в связи с отсутствием установленного законом срока предоставления ЮЛ и (или) ИП сведений о ряде изменений (конкретно об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и сведений об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления) рекомендуется подавать указанные сведения непосредственно после наступления изменений. С нашей точки зрения, не надо торопиться, учитывая, что даже новым объектам дается как минимум шесть месяцев для проведения инвентаризации и разработки необходимых документов, что корректировка инвентаризации выбросов может проводиться в течение одного года (правда, при этом на корректировку программы производственного экологического контроля отводится только два месяца). Целесообразно предварительно провести надлежащим образом корректировку инвентаризации в объективно обоснованные сроки. Это подтверждает и судебная практика (например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа).

Ко всем прикладываемым документам составляем сопроводительные письма, тем более что чисто технически в ЛКП не у всех есть отдельный пункт для ввода информации по «основаниям и доводам, на основании которых заявитель просит изменить содержащиеся в государственном реестре учетные сведения». Необходимо четко указывать все факты, можно сделать приложение в виде описи документов: инвентаризация, договоры, паспорта оборудования и т. д. По регламенту, согласно пункту 40 Правил, актуализация должна быть проведена в течение пяти рабочих дней.

Наиболее остро сейчас стоит вопрос актуализации сведений при переводе объекта из I категории во II или III. И это понятно: многие не слишком задумывались о перспективах или хотели в 2019 году пожить спокойно по старым разрешительным документам, а спохватились только сейчас, когда и критерии поменялись, и код ОКВЭД оказался неправильным, и процессы совсем не те, и на самом деле не I категория должна быть. Что делать в такой ситуации? Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС, а также при корректировке сведений (согласно подпунктам 38, 42 Правил).

Рекомендации по актуализации

Что можно рекомендовать с учетом сложившейся практики?

  1. При подготовке сведений и документов для актуализации следует предусмотреть:
    • Проверку кодов ОКВЭД и ОКПД. Это необходимо для анализа отнесения объекта к конкретной категории, поскольку для объектов I и II категории действует отраслевой принцип. Например, в ОКВЭД 2 есть код 17.21 «Производство гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары». К подпункту 16 пункта 1 Критериев относится только производство бумаги, однако производство бумажной упаковки тоже имеет код ОКВЭД 17.21. В ОКПД 2 также нет разграничения, поэтому необходимо в заявке, где возможно, обращать внимание, что у вас именно производство упаковки из готовой бумаги.
    • Учет проектной мощности оборудования. Если у вас постоянно неполная загруженность, можно сократить ее путем консервации цеха и т. п. и отразить это надлежащим образом в соответствующих документах.
    • Краткое описание основных производственных процессов, сырья и материалов, оборудования и продукции.
    • Сверку имеющихся процессов с процессами, описанными в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям (ИТС по НДТ), чтобы быть уверенными, что у вас не НДТ.
    • Анализ государственного реестра объектов НВОС. Собираем статистику (возможно, есть похожие предприятия, имеющие желаемую вами категорию), ориентируемся на конкретный регион, чтобы потом привести соответствующие примеры в доказательство своей правоты.
    • Грамотную формулировку причин для актуализации, которых может быть несколько.
    • Обоснование отнесения к заявляемой категории.
    • Корректировку при необходимости внутренней документации (технологического регламента, технических условий, паспорта безопасности на продукцию и т. д., должны быть актуальные коды ОКВЭД, ОКПД, названия процессов и оборудования), а также корректировку данных во внешних отчетах (по форме П-1) и в разрешительной документации (материалах инвентаризации, НДВ и т. д.).
    • Сопроводительное письмо с описанием произошедших изменений и обоснованием иной категории.
  2. Также целесообразно сделать ряд запросов, в том числе:
    • В Росстат, чтобы подтвердить правильность выбранных кодов ОКВЭД и ОКПД.
    • В Минприроды России. Сначала от физического лица в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В случае если ответ устраивает, продублировать запрос уже от ЮЛ и полученный ответ приложить к заявке. Этот запрос абсолютно добровольный, поскольку, согласно пункту 10 Административного регламента, запрещается требовать от заявителя действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации. Однако целесообразность такого запроса подтверждает судебная практика (например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа). При этом в Росприроднадзор делать запрос от ЮЛ смысла нет, если имеется на руках ответ от Минприроды России.
    • В Бюро НДТ (https://burondt.ru/), ФГАУ «НИИ ‘‘ЦЭПП’’» (https://eipc.center). Эти организации, подведомственные Минпромторгу России, не обязаны давать официальный ответ относительно ваших технологий и документации, но у них можно заказать экспертное заключение.
    • В технический комитет Росстандарта, чтобы заказать экспертное заключение на проекты технологического регламента и технических условий согласно пункту 5 статьи 21 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Отметим, что проект стандарта организации, а также проект технических условий перед их утверждением может предоставляться в соответствующий технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы, по результатам которой готовится соответствующее заключение. Предметом экспертизы является соответствие стандарта организации, технических условий законодательству РФ, международным договорам РФ, техническим регламентам, национальным российским стандартам, целям и задачам, а также принципам стандартизации. Найти нужный технический комитет можно на сайте Росстандарта (https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/activity/standardization/techcom). Это не обязательное условие, но так можно получить дополнительно преимущество в суде, если комитет подтвердит соответствие процессов.
  3. Получить экспертное заключение от авторитетного эксперта (см. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа).
  4. Провести анализ судебной практики по актуализации сведений по аналогичным объектам. Например, в последнее время появилось достаточно много положительных судебных решений по актуализации сведений об объектах животноводства в связи с тем, что они уходят в производство побочного продукта.

Подготовка и подача заявки на актуализацию сведений об объекте НВОС

Подготовка заявки

  1. Подробное описание технических процессов:
    • Описываем все технологические процессы, при которых образуются выбросы.
    • Указываем используемое оборудование, его технические характеристики и мощность.
  2. Сопроводительная пояснительная записка:
    • Описываем причины и доводы для актуализации категории объекта НВОС.
    • Обосновываем отнесение объекта к заявляемой категории на основании кодов ОКВЭД и ОКПД, мощности оборудования, процессов и производств.
  3. Документы, подтверждающие сведения:
    • Инвентаризация выбросов и отходов.
    • Паспорта оборудования.
    • Договоры и акты, подтверждающие изменение характеристик технологических процессов.
    • Экспертные заключения от авторитетных организаций (Бюро НДТ, ФГАУ «НИИ ‘‘ЦЭПП’’», технические комитеты Росстандарта).
  4. Подача заявки:
    • Заполняем заявку через ЛКП на ЕПГУ.
    • Прикладываем сопроводительные документы и пояснительную записку.

Ликвидация объектов НВОС

  1. Формирование заявки о ликвидации объекта НВОС через ЛКП:
    • Входим через ЕПГУ.
    • Указываем основания и доводы для исключения объекта из госреестра.
  2. Подготовка документа о прекращении деятельности на объекте НВОС:
    • Составляем акт о консервации или ликвидации.
    • Указываем причину ликвидации (окончание сроков строительства, приостановка деятельности, ликвидация источника выбросов).
    • Подписываем акт руководителем организации и заверяем печатью (при необходимости прилагаем доверенность).

Причины возврата заявки на доработку и алгоритм оспаривания

  1. Причины возврата заявки:
    • Отсутствие в заявке необходимых сведений (п. 52 Правил).
    • Предоставление неполных или недостоверных сведений.
    • Несоответствие объекта заявленной категории.
    • Непредоставление сведений, указанных в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ.
  2. Алгоритм оспаривания:
    • Получаем отказ с указанием причин.
    • Подготавливаем заявление о несогласии с решением Росприроднадзора.
    • Направляем заявление в Росприроднадзор (в том числе через ЕПГУ).
    • Ожидаем рассмотрение заявления в срок, не превышающий 15 рабочих дней (пп. 54, 55 Правил).
    • В случае повторного отказа подаем заявление в центральный аппарат Росприроднадзора.
    • При несогласии с решением обращаемся в суд, требуя проведения судебной экспертизы.

Ответственность

  • Неисполнение обязанности по постановке объекта на учет является длящимся правонарушением (ст. 4.5 КоАП РФ).
  • Срок давности исчисляется с момента прекращения правонарушения или его обнаружения уполномоченным органом.
  • Искаженные данные в госреестре объектов НВОС могут привести к ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.

    Заключение

Подготовка и подача заявки на актуализацию сведений или ликвидацию объекта НВОС требует тщательного подхода и соблюдения всех установленных процедур. При необходимости можно обратиться к экспертным организациям и техническим комитетам для получения дополнительных заключений, которые могут оказать значительное влияние на успешность подачи заявки.


Возможно, Вы искали: Актуализация сведений НВОС, Закон 7-ФЗ статья 69.2, Государственный реестр объектов НВОС, Подача заявки на актуализацию НВОС, Документы для актуализации НВОС, Единый портал государственных услуг ЕПГУ НВОС, Росприроднадзор актуализация сведений, Категории объектов НВОС, Ликвидация объектов НВОС, Консервация объектов НВОС, Причины возврата заявки НВОС, Оспаривание отказа Росприроднадзора, Судебная практика НВОС, Ответственность за несвоевременную постановку на учет НВОС, Инвентаризация выбросов и отходов НВОС, Экспертное заключение НВОС, Административный регламент Росприроднадзора, Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан", Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации", Постановка на учет объектов НВОС.



Иконка вверх