Учет парниковых газов
В заявке о постановке объекта НВОС на государственный учет (пункт 6 раздела II «Сведения о воздействии объекта на окружающую среду») необходимо указать «массу выбросов парниковых газов, являющихся одновременно загрязняющими или озоноразрушающими веществами, в пересчете на углекислый газ (CO2-эквивалент), в соответствии с методическими указаниями и руководством по количественному определению объема выбросов парниковых газов». Здесь формально следует показать эквивалентный выброс парниковых газов в тоннах для веществ, не являющихся по сути ни загрязняющими, ни озоноразрушающими. В заявке в целом речь идет о стационарных источниках. Поэтому возникает некоторая неопределенность: следует ли включать парниковые газы от всех источников, отраженных в методиках количественного определения объемов выбросов парниковых газов, в частности, следует ли учитывать выбросы от автотранспорта.
Отметим, что сейчас к указанным методикам добавились и другие, например методики расчета при сжигании в факелах, при захоронении отходов, нефтепереработке, для различных узконаправленных производств, транспорта и т. д. Территориальные органы Росприроднадзора в некоторых регионах пока в обязательном порядке проверяют наличие парниковых газов только от дизель-генераторных установок и котлов. Типичные ошибки – неучтенные фугитивные выбросы (при стравливании газа), отсутствие учета выброса метана, закиси азота из сточных вод (на очистных сооружениях). Отсутствие учета парниковых газов от транспорта при стилизации соответствующих источников под стационарные также может стать причиной отклонения заявки.
Не стоит забывать, что необходимо все парниковые газы, перечисленные в приложении 1 к приказу Минприроды России от 27.05.2022 № 371, пересчитать в тоннах CO2-эквивалента с учетом коэффициентов, установленных распоряжением Правительства РФ от 22.10.2021 № 2979-р. При этом выбросы по методике расчетов парниковых газов от транспорта уже представлены в тоннах CO2-эквивалента и переводить с повышающим коэффициентом их не надо. Определять выбросы CO2 следует по годовому расходу топлива для двигателей внутреннего сгорания.
Некорректные данные о наличии парниковых газов, включенных в реестр их выбросов, могут не только вызвать вопросы при проверке, но и ввести в заблуждение самого природопользователя, что приведет к непредставлению необходимой отчетности по парниковым газам. Поэтому рекомендуем более внимательно изучить эту тему.
Основания для проведения актуализации приведены в пункте 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ и в Правилах создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС. К заявке на актуализацию обязательно необходимо приложить подтверждающие сведения и документы. Согласно пункту 52 Правил, заявление юридического лица (ЮЛ) или индивидуального предпринимателя (ИП) об актуализации учетных сведений в государственном реестре должно содержать причины и доводы, на основании которых заявитель просит изменить учетные сведения. Также, согласно пункту 53 Правил, заявителем могут быть предоставлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы о соответствии объекта НВОС другой категории, на присвоение которой претендует ЮЛ или ИП.
В электронном виде актуализация может быть проведена только при авторизации через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ). При этом пункт 21 Правил предусматривает возможность подачи заявки и на бумажном носителе. В таблице 31 обобщим сведения по документам, которые целесообразно приложить к заявке об актуализации. Основания для актуализации сгруппированы отдельно для случаев, когда срок подачи заявки установлен и когда не установлен.
Относительно оснований для актуализации сведений, когда срок подачи заявки не установлен, отметим следующее. По мнению Росприроднадзора, выраженному в пункте 17 Руководства, в связи с отсутствием установленного законом срока предоставления ЮЛ и (или) ИП сведений о ряде изменений (конкретно об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и сведений об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления) рекомендуется подавать указанные сведения непосредственно после наступления изменений. С нашей точки зрения, не надо торопиться, учитывая, что даже новым объектам дается как минимум шесть месяцев для проведения инвентаризации и разработки необходимых документов, что корректировка инвентаризации выбросов может проводиться в течение одного года (правда, при этом на корректировку программы производственного экологического контроля отводится только два месяца). Целесообразно предварительно провести надлежащим образом корректировку инвентаризации в объективно обоснованные сроки. Это подтверждает и судебная практика (например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа).
Ко всем прикладываемым документам составляем сопроводительные письма, тем более что чисто технически в ЛКП не у всех есть отдельный пункт для ввода информации по «основаниям и доводам, на основании которых заявитель просит изменить содержащиеся в государственном реестре учетные сведения». Необходимо четко указывать все факты, можно сделать приложение в виде описи документов: инвентаризация, договоры, паспорта оборудования и т. д. По регламенту, согласно пункту 40 Правил, актуализация должна быть проведена в течение пяти рабочих дней.
Наиболее остро сейчас стоит вопрос актуализации сведений при переводе объекта из I категории во II или III. И это понятно: многие не слишком задумывались о перспективах или хотели в 2019 году пожить спокойно по старым разрешительным документам, а спохватились только сейчас, когда и критерии поменялись, и код ОКВЭД оказался неправильным, и процессы совсем не те, и на самом деле не I категория должна быть. Что делать в такой ситуации? Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС, а также при корректировке сведений (согласно подпунктам 38, 42 Правил).
Итак, что можно рекомендовать с учетом сложившейся практики?
Основания для проведения актуализации приведены в пункте 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ и в Правилах создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС. К заявке на актуализацию обязательно необходимо приложить подтверждающие сведения и документы. Согласно пункту 52 Правил, заявление юридического лица (ЮЛ) или индивидуального предпринимателя (ИП) об актуализации учетных сведений в государственном реестре должно содержать причины и доводы, на основании которых заявитель просит изменить учетные сведения. Также, согласно пункту 53 Правил, заявителем могут быть предоставлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы о соответствии объекта НВОС другой категории, на присвоение которой претендует ЮЛ или ИП.
В электронном виде актуализация может быть проведена только при авторизации через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ). При этом пункт 21 Правил предусматривает возможность подачи заявки и на бумажном носителе. В таблице 31 обобщим сведения по документам, которые целесообразно приложить к заявке об актуализации. Основания для актуализации сгруппированы отдельно для случаев, когда срок подачи заявки установлен и когда не установлен.
Относительно оснований для актуализации сведений, когда срок подачи заявки не установлен, отметим следующее. По мнению Росприроднадзора, выраженному в пункте 17 Руководства, в связи с отсутствием установленного законом срока предоставления ЮЛ и (или) ИП сведений о ряде изменений (конкретно об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и сведений об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления) рекомендуется подавать указанные сведения непосредственно после наступления изменений. С нашей точки зрения, не надо торопиться, учитывая, что даже новым объектам дается как минимум шесть месяцев для проведения инвентаризации и разработки необходимых документов, что корректировка инвентаризации выбросов может проводиться в течение одного года (правда, при этом на корректировку программы производственного экологического контроля отводится только два месяца). Целесообразно предварительно провести надлежащим образом корректировку инвентаризации в объективно обоснованные сроки. Это подтверждает и судебная практика (например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа).
Ко всем прикладываемым документам составляем сопроводительные письма, тем более что чисто технически в ЛКП не у всех есть отдельный пункт для ввода информации по «основаниям и доводам, на основании которых заявитель просит изменить содержащиеся в государственном реестре учетные сведения». Необходимо четко указывать все факты, можно сделать приложение в виде описи документов: инвентаризация, договоры, паспорта оборудования и т. д. По регламенту, согласно пункту 40 Правил, актуализация должна быть проведена в течение пяти рабочих дней.
Наиболее остро сейчас стоит вопрос актуализации сведений при переводе объекта из I категории во II или III. И это понятно: многие не слишком задумывались о перспективах или хотели в 2019 году пожить спокойно по старым разрешительным документам, а спохватились только сейчас, когда и критерии поменялись, и код ОКВЭД оказался неправильным, и процессы совсем не те, и на самом деле не I категория должна быть. Что делать в такой ситуации? Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС, а также при корректировке сведений (согласно подпунктам 38, 42 Правил).
Что можно рекомендовать с учетом сложившейся практики?
Заключение
Подготовка и подача заявки на актуализацию сведений или ликвидацию объекта НВОС требует тщательного подхода и соблюдения всех установленных процедур. При необходимости можно обратиться к экспертным организациям и техническим комитетам для получения дополнительных заключений, которые могут оказать значительное влияние на успешность подачи заявки.
Возможно, Вы искали: Актуализация сведений НВОС, Закон 7-ФЗ статья 69.2, Государственный реестр объектов НВОС, Подача заявки на актуализацию НВОС, Документы для актуализации НВОС, Единый портал государственных услуг ЕПГУ НВОС, Росприроднадзор актуализация сведений, Категории объектов НВОС, Ликвидация объектов НВОС, Консервация объектов НВОС, Причины возврата заявки НВОС, Оспаривание отказа Росприроднадзора, Судебная практика НВОС, Ответственность за несвоевременную постановку на учет НВОС, Инвентаризация выбросов и отходов НВОС, Экспертное заключение НВОС, Административный регламент Росприроднадзора, Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан", Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации", Постановка на учет объектов НВОС.