Получение КЭР важно не только для предотвращения репутационных рисков и административных штрафов за несоблюдение требований. Компании, которые не успеют оформить КЭР, понесут финансовые потери: при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) к ним будет применяться повышающий коэффициент, равный 100. Такая мера направлена на ускорение подачи заявок на КЭР. Несмотря на то что работа над получением КЭР ведется уже более двух с половиной лет, остаются нерешенные вопросы, которые требуют обсуждения и обмена опытом.
Следует помнить, что КЭР — это многоуровневый технический документ. Он включает нормирование технологических показателей выбросов, сбросов и отходов предприятий, которые варьируются в зависимости от отрасли промышленности. Также необходима разработка документации по существующим системам очистки и программ повышения экологической эффективности (ППЭЭ).
Сроки подачи заявки и получения КЭР
Сроки для получения комплексного экологического разрешения (КЭР) установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353. Предприятия I категории по уровню воздействия на окружающую среду обязаны получить КЭР до 1 января 2025 года. Приказ Минприроды России от 18 апреля 2018 г. № 154 выделяет отдельную категорию объектов, включенных в топ-300, для которых важно лишь успеть подать заявку на КЭР до 31 декабря 2024 года. Компании II категории НВОС также могут получить КЭР при наличии информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (ИТС по НДТ) до 1 января 2025 года.
Постановление Правительства РФ от 4 августа 2022 г. № 1386 регулирует правила выдачи, переоформления, пересмотра, внесения изменений и отзыва КЭР. Основные сроки выполнения процедур таковы:
- рассмотрение заявки и выдача КЭР – 63 рабочих дня;
- отказ в продлении КЭР – 15 рабочих дней;
- внесение изменений в КЭР – 10 рабочих дней;
- отказ во внесении изменений – 10 рабочих дней;
- переоформление КЭР – 10 рабочих дней;
- исправление технических ошибок – 10 рабочих дней;
- отказ в исправлении ошибок – 10 рабочих дней.
Заявки для новых объектов должны быть поданы не позднее, чем за два месяца до ввода в эксплуатацию, а для эксплуатируемых объектов – не позднее чем за четыре месяца до окончания действия предыдущего КЭР.
Учитывая указанные сроки, последним днем подачи документов на КЭР является 29 октября 2024 года. По состоянию на 6 мая 2024 года было подано 2 641 заявка, из которых выдано 640 КЭР, при этом 46% разрешений получили компании нефтегазовой отрасли. Также 591 заявка была отклонена, а 92 – отозваны заявителями.
Срок действия КЭР составляет семь лет при условии неизменности технологического процесса. В случае его изменения или смены юридического лица необходимо пересмотреть КЭР до истечения этого срока.
Этапы работы по подготовке заявки на получение КЭР
Основываясь на опыте нашей компании, процесс подготовки заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР) можно разделить на семь ключевых шагов:
- Анализ утвержденных ИТС по НДТ Начало работы заключается в проверке информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (ИТС по НДТ) на предмет их применимости к технологиям, используемым на объекте. Все утвержденные справочники доступны на сайте Бюро НДТ (https://burondt.ru). Рекомендуется изучить как отраслевые, так и межотраслевые справочники. Если технологические показатели утверждены, необходимо убедиться в наличии соответствующего приказа Минприроды России. В случае отсутствия справочников или установленных показателей, предприятие имеет право подать заявку на КЭР без технологических нормативов. Например, по состоянию на 6 мая 2024 года было выдано 43 КЭР без установленных нормативов по НДТ.
- Инвентаризация (актуализация) источников выбросов и сбросов, определение нормативов образования отходов На этом этапе проводится актуализация или полная инвентаризация источников выбросов, сбросов и отходов предприятия. Важно привести проектную документацию в соответствие с актуальными законодательными требованиями, так как они могли измениться с момента предыдущих проверок. Особое внимание следует уделить корректности устройства пробоотборных отверстий, так как ошибки в этой части часто приводят к замечаниям и отзывам протоколов Росприроднадзором. Приказ Минприроды России от 19 ноября 2021 г. № 871 устанавливает порядок инвентаризации стационарных источников выбросов, а также требования к корректировке данных и их документированию.
- · Расчет нормативов выбросов, сбросов, образования отходов Нормативы рассчитываются только для высокотоксичных веществ, а также для веществ I и II классов опасности с канцерогенными или мутагенными свойствами. Если технологические показатели превышают установленные нормативы, предприятие обязано разработать Программу повышения экологической эффективности (ППЭЭ). Опыт показывает, что расчет технологических нормативов лучше проводить сразу после инвентаризации источников. Это помогает оценить объем негативного воздействия и определить необходимость разработки ППЭЭ, что может быть значительными инвестиционными затратами. В некоторых случаях расчет показывает, что внедрение систем очистки, например газоочистки, может снизить объем выбросов, избегая дополнительных расходов на ППЭЭ.
- · Актуализация действующих документов На этом этапе необходимо обновить документы, связанные с объектом НВОС, включая уточнение его категории, корректировку программы производственного экологического контроля (ПЭК) и план сокращения выбросов на период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
- · Расчет технологических нормативов и разработка ППЭЭ Разработка технологических нормативов осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 14 февраля 2019 г. № 89. Эти нормативы разрабатываются для загрязняющих веществ, для которых в справочниках НДТ установлены технологические показатели выбросов и сбросов. ППЭЭ включает меры по внедрению систем очистки и использование НДТ. Подготовка и согласование ППЭЭ производится через личный кабинет юридического лица на сайте Минпромторга России.
- Система автоматического контроля (САК) Информация о наличии или планах создания системы автоматического контроля (САК) должна быть включена в программу производственного экологического контроля (ПЭК), необходимую для получения КЭР. Внедрение САК регулируется следующими документами:
- Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 № 262 «Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ».
- Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р, в котором указаны виды технических устройств, обязательных для оснащения автоматическими средствами контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории.
- Формирование и подача заявки на получение КЭР После подготовки всех документов, согласования нормативов выбросов и сбросов с территориальными органами Роспотребнадзора и утверждения Программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ) в Минпромторге, можно переходить к финальному этапу — формированию заявки на КЭР.
Форма заявки установлена приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780. Заявка подается исключительно в электронном виде через государственную информационную систему промышленности (ГИСП). Подробная инструкция по регистрации в ГИСП доступна на сайте Росприроднадзора. Также необходимо оплатить государственную пошлину в размере 9 500 рублей и прикрепить подтверждающий документ вместе с остальными файлами.
После регистрации заявки территориальный орган Росприроднадзора проверяет соответствие документов нормативным требованиям в течение трех рабочих дней.
Практические советы
Несмотря на особенности каждого объекта, можно выделить несколько общих рекомендаций по подготовке и подаче заявки на КЭР:
- Заполняйте все строки. Не оставляйте пустых полей в заявке – каждое поле должно содержать комментарий или информацию.
- Прикладывайте все документы. Убедитесь, что все документы и копии заключений загружены в электронном формате.
- Включайте все ИТС по НДТ. В аналитическом отчете должны быть учтены все существующие справочники ИТС по НДТ, относящиеся к вашему объекту.
- Приложите пояснения. Если какие-либо документы отсутствуют, обязательно добавьте файл с пояснениями и обоснованием причин или объяснение наличия пустых полей в заявке.
К основным причинам замечаний со стороны Росприроднадзора при рассмотрении заявок на КЭР относятся:
- Несоответствие номера и названия методики расчета приказам Минприроды России.
- Вопросы от Минпромторга (например, несоответствия между выбросами, указанными в ИТС по НДТ, и данными методик, утвержденных Минприроды России).
- Различные технические ошибки (например, несоответствия между документами).
Так как времени на получение КЭР остается мало, важно постоянно отслеживать актуальность законодательных требований, понимать методы снижения НВОС для достижения нормативов и правильно оформлять и подавать заявку с учетом имеющегося опыта.
Возможно, Вы искали: КЭР, комплексное экологическое разрешение, подача заявки на КЭР, НВОС, система автоматического контроля, ИТС по НДТ, экологическая эффективность, выбросы загрязняющих веществ, расчет нормативов выбросов, ППЭЭ, Росприроднадзор, Минприроды России, программа ПЭК, снижение НВОС, оформление заявки на КЭР, экологический контроль, государственная информационная система промышленности (ГИСП), разработка КЭР, нормативы загрязняющих веществ, получение КЭР...