Соблюдение природоохранного законодательства – одна из важнейших задач для любого предприятия, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Каждое предприятие стремится соблюдать установленные требования, но сотрудникам, ответственным за охрану окружающей среды, порой сложно уследить за постоянными нововведениями и избежать нарушений.
Чтобы быть готовым к проверке, необходимо учитывать основные положения нормативных правовых актов, регулирующих контрольно-надзорные мероприятия.
Кто проверяет?
Проверкой соблюдения экологических требований занимаются специальные ведомства – Росприроднадзор и региональные органы исполнительной власти (министерства, департаменты, комитеты и т. д.). Чтобы понять, кто будет проверять, нужно знать уровень поднадзорности вашего предприятия.
Поднадзорность объектов НВОС определяется постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» (далее – постановление № 1096). Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Росприроднадзор в соответствии с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре. Региональный государственный экологический надзор осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.
Виды экологических проверок
Частью 2 ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) предусмотрены следующие виды контрольно-надзорных мероприятий:
- Выборочный контроль
- Инспекционный визит: проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта (ч. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ) по месту нахождения контролируемого лица либо объекта контроля (ч. 2 ст. 70 Закона № 248-ФЗ).
- Рейдовый осмотр: срок проведения не может превышать десять рабочих дней, а взаимодействие с одним контролируемым лицом – один рабочий день (ч. 7 ст. 71 Закона № 248-ФЗ). Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры (ч. 12 ст. 71 Закона № 248-ФЗ).
- Документарная проверка: контрольно-надзорный орган не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки (ч. 6 ст. 72 Закона № 248-ФЗ).
- Выездная проверка: срок проведения не может превышать десять рабочих дней (ч. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
- Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности)
- Выездное обследование: проводится без информирования контролируемого лица (ч. 4 ст. 75 Закона № 248-ФЗ), продолжительность не может превышать один рабочий день (ч. 6 ст. 75 Закона № 248-ФЗ).
Профилактические визиты в 2024 году
Наряду с указанными контрольно-надзорными мероприятиями в 2024 году инспекторы проводят профилактические визиты в форме беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо по видео-конференц-связи. Также такие профилактические визиты заменяют плановые проверки на объектах дошкольного и школьного образования, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.
В ходе обязательного профилактического визита инспектор вправе выполнять определенные контрольные (надзорные) действия (отбор проб, экспертизу и др.). Если по результатам визита выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу выдается предписание об их устранении.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие хранение, применение (эксплуатацию) и (или) реализацию продукции (товаров), обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспекторов на объекты контроля (ч. 7 ст. 69 Закона № 248-ФЗ).
Для успешного прохождения проверки предприятию необходимо следить за актуальными требованиями законодательства, проводить внутренние аудиты, и готовить документы для проверки. Важно обеспечить взаимодействие с надзорными органами в соответствии с установленными правилами, чтобы минимизировать риск нарушений и санкций.
Чего не может требовать инспектор при проверке?
Инспектор (проверяющий) не вправе:
- Требовать предоставления документов и информации до даты начала проверки.
- Проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к полномочиям проверяющих.
- Проверять выполнение обязательных требований, не опубликованных в установленном порядке.
- Осуществлять проверку при отсутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя (исключение – причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия).
- Требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.
- Отбирать образцы продукции, пробы без оформления протоколов или с нарушением методик.
- Превышать установленные сроки проведения проверки.
Что проверят в первую очередь?
В постановлении № 1096 содержится список документов и требований, которые проверяются на предприятии в ходе федерального государственного или регионального экологического надзора. В их числе и перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).
Какие документы запросят для проверки?
Какие документы запросят для проверки, зависит от вида деятельности предприятия и степени его НВОС. На практике должностному лицу предоставляются:
- Учредительные и регистрационные документы организации (устав, свидетельство о госрегистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции и т. д.).
- Документы о назначении на должность руководителя.
- Доверенность на представление интересов организации при проверке, в том числе с правом подписания протоколов о нарушениях.
- Приказы о назначении на должность лиц, ответственных за выполнение требований природоохранного законодательства.
- Документы, подтверждающие прохождение руководителями и специалистами подготовки в области охраны окружающей среды и обучения по экологической безопасности.
- Планы природоохранных мероприятий за последние два года.
- Квартальные расчеты платы за НВОС, платежные поручения.
- Журнал учета стационарных источников и их характеристик.
- Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха.
- Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок.
- Проект нормативов допустимых выбросов (НДВ) в атмосферу.
- Разрешение на выбросы стационарными источниками.
- Справка о наличии на балансе предприятия стационарных источников выбросов и об использовании газоочистных установок.
- Паспорта на газоочистные установки.
- Справка о наличии на балансе предприятия передвижных источников выбросов в атмосферный воздух, о количестве израсходованного топлива за последние два года.
- Договоры с аккредитованной лабораторией на проведение производственного контроля за соблюдением НДВ, эффективностью установок очистки газа.
- Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документы об их утверждении.
- Два последних технических отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.
- Документы по учету движения отходов и договоры на передачу отходов другим организациям (акты приема-передачи, лицензия организации на деятельность по сбору, использованию и размещению отходов).
- Порядок производственного контроля в области обращения с отходами.
- Приказы о назначении ответственных лиц за обращение с отходами и т. д.
- Программа производственного экологического контроля.
- Расчеты платы за НВОС и копии платежных поручений, подтверждающих внесение платы (за три года), акт сверки по платежам.
- Журнал учета движения отходов на предприятии.
- Положительное заключение государственной экологической экспертизы.
- Согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
- Договор водопользования.
- Решение о предоставлении водного объекта в пользование.
- Согласование плана снижения сбросов в централизованную систему водоотведения.
- Отчеты об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства; статотчеты по формам 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 2-ТП (водхоз).
- Проект санитарно-защитной зоны.
- Паспорта отходов I–IV классов опасности.
Как подготовиться к проверке?
К плановой проверке можно подготовиться заранее. Для начала необходимо провести внутренний аудит на предмет:
- Наличия (отсутствия) нормативно-разрешительной и отчетной документации в области охраны окружающей среды.
- Соответствия деятельности предприятия санитарным нормам и правилам в области обращения с отходами производства и потребления.
- Осуществления воздухоохранной деятельности и водопользования.
Затем следует провести анализ по итогам аудита, подготовить список недостающих к проверке документов и составить план мероприятий по приведению деятельности предприятия в соответствие с действующим природоохранным законодательством.
Следующие шаги:
- Выполнение плана мероприятий самостоятельно или посредством привлечения специализированной организации. Эти организации оказывают услуги по подготовке и согласованию нормативно-разрешительной и отчетной документации в области охраны окружающей среды.
- Обеспечение наличия журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
К внеплановой проверке подготовиться гораздо сложнее. О ней работодателя должны уведомить не менее чем за 24 часа до начала проверки, а если деятельность организации причиняет вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде или в её результате могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, о внеплановой проверке работодателя вообще не уведомляют.
Когда на подготовку недостающих документов нет времени, стоит как минимум уведомить всех работников о предстоящей проверке. Напомните персоналу, что:
- С инспектором нужно вести себя дружелюбно и открыто, без суеты.
- Четко отвечать на поставленные вопросы только о своем подразделении, сообщать только проверенные факты, без предположений.
- Дополнительные документы и письменные объяснения представлять только по согласованию с руководством.
Запомните, что не следует:
- Оправдываться в нарушениях и лгать.
- Перечить инспектору, пытаясь доказать его неправоту. Если вам кажется, что проверка проводится с нарушениями, то сделайте записи для себя, чтобы потом можно было оспорить результаты проверки.
- Оставлять проверяющего наедине с сотрудниками или клиентами.
- Отказываться от подписания акта проверки. Лучше сделать в акте пометку о том, что вы не согласны с результатами проверки.
- Поддаваться на провокации и грубость проверяющего.
Проверочные листы
Те, кто хоть раз проходил проверку Росприроднадзором, знают, что такое проверочные листы. Форма и содержание проверочных листов утверждены:
- Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)».
- Приказом Росприроднадзора от 22.02.2022 № 115 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и её территориальными органами при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора)».
Проверочные листы включают:
- Общие опросники при осуществлении федерального государственного экологического надзора.
- Отдельные опросники для осуществления надзора за геологическим изучением недр, обращением с отходами, охраной атмосферного воздуха, использованием и охраной водных объектов и т. д.
В ходе проверки по определённой тематике проверяющий ограничен списком вопросов из проверочного листа, то есть выходить за рамки опросников нельзя. Если это произошло, можно обжаловать результаты проверки. Однако стоит помнить, что при осмотре предприятия инспектор всё равно будет обращать внимание на возможные нарушения требований природоохранного законодательства. Если таковые будут обнаружены, он обязан отреагировать и составить протокол.
Сроки проведения экологических проверок
Сроки проверок определены Законом № 294-ФЗ. Продолжительность всех видов проверок не может превышать 20 рабочих дней. Для малого предприятия срок не должен быть больше 50 часов в год, а для микропредприятия – 15 часов в год.
При этом экологическая проверка для малого бизнеса может быть приостановлена инспектором для межведомственного информационного взаимодействия на срок до десяти дней, а затем возобновлена, но только один раз.
Акт контрольно-надзорного мероприятия
По окончании контрольно-надзорного мероприятия составляются следующие документы:
- Акт контрольно-надзорного мероприятия в двух экземплярах.
- Предписание в случае выявления нарушений.
- Протокол, постановление об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.
В акте проверки должны быть указаны:
- Дата, время и место его составления.
- Наименование органа надзора (контроля).
- Дата и номер распоряжения или приказа о проверке.
- ФИО и должности инспекторов.
- Наименование (ФИО, должность) проверяемого лица.
- Дата, время, продолжительность и место проведения проверки.
- Сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях.
- Сведения об ознакомлении с актом проверки присутствовавшего должностного лица, о наличии его подписи, а также о внесении в журнал учёта проверок записи о проверке.
- Подписи лиц, проводивших проверку.
Если выявлено нарушение обязательных требований, то в акте должно быть указано, какое именно требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательством нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы также должны быть приобщены к акту (ч. 2 ст. 87 Закона № 248-ФЗ).
В случае если для внеплановой выездной проверки требуется согласование её проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в данный орган прокуратуры. Если после проверки и предоставления копии акта проверяемое лицо не согласно с результатами проверки, то оно имеет право в течение 15 дней с даты получения акта предоставить в отношении него возражения. Акт проверки – это основа последующего предписания об устранении нарушений, поэтому следует внимательно отнестись к его содержанию.
Возможно, Вы искали: Подготовка к экологической проверке, экологическая проверка, внутренний аудит охраны окружающей среды, нормативно-разрешительная документация экология, проверка Росприроднадзор, требования к природоохранной документации, санитарные нормы обращения с отходами, журнал учета проверок экологический надзор, внеплановая экологическая проверка, проверочные листы Росприроднадзор, документы для экологической проверки, план мероприятий по экологии, закон № 294-ФЗ сроки проверок, акт контрольно-надзорного мероприятия экология, протокол административного правонарушения экология, подготовка документов к проверке Росприроднадзор...