129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Побочный продукт с разных сторон

Побочный продукт с разных сторон

Побочный продукт с разных сторон

Побочный продукт производства является не новым способом выхода из экологической ловушки, при которой у компаний в результате их деятельности возникает определённый «сюрприз», востребованный на рынке (будь то дорого или почти бесплатно, но все же с интересом). Несмотря на привлекательность такого решения, побочный продукт остаётся «болотной кочкой», не дающей уверенности в правильности выбора предприятия. Принятые после многолетних судебных разбирательств и споров поправки в законодательство с 1 марта 2023 года установили как само понятие «побочный продукт», так и механизм отнесения к нему образованных веществ и предметов (Закон № 268-ФЗ1). Однако, как показывает правоприменительная практика, это не повлияло ни на поведение работающих экологов (трудно выйти за пределы зоны комфорта, в которой «всегда так делали и все было хорошо»), ни на нарративы о «страшном и всепобеждающем» Росприроднадзоре, который «придет и все равно назовет все отходом». Поэтому имеет смысл проанализировать самые, на взгляд автора, интересные судебные акты по мотивам уже новых правил (то есть с учетом ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ2).

Итак, юридические лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП), в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), за исключением тех веществ и (или) предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 № 4249-р3.

Согласно п. 2 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ2, к побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, отвечающие всем следующим условиям:

  • образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг;
  • не являющиеся целью производства, выполняемых работ или оказываемых услуг;
  • пригодные в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством РФ.

Процесс образования побочного продукта

Действующее законодательство не содержит понятия «основная продукция». Однако в научной литературе это понятие определяется как результат промышленно-производственной, то есть основной деятельности предприятия, выражающийся в виде продукции, работ или услуг. Это результат, являющийся целью основного производства (сложного комплекса технологических операций по непосредственному изготовлению основной продукции или выполнению основных работ), составляющий содержание основного производственного процесса и различных вспомогательных процессов, обеспечивающих непрерывный и нормальный ход основного производства.

На предприятиях химического комплекса при планировании, учете затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулировании их себестоимости под основным производством понимается часть производственного процесса, в котором непосредственно осуществляется изготовление продукции (п. 4.19 Методических положений). Основное производство включает следующие части: подготовка производства; технологические операции по изготовлению продукта; обслуживание производства (собственными средствами и/или другими структурными подразделениями); управление собственным производством.

Согласно единым подходам к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета, счет 20 «Основное производство» обобщает информацию о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого является целью создания данной организации. К таким затратам могут быть отнесены расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака.

Таким образом, побочный продукт, образованный при производстве основной продукции, является результатом, не являющимся целью промышленно-производственной (основной) деятельности предприятия, независимо от ее формы (выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг). К такому результату, то есть к побочному продукту, могут быть отнесены как нецелевые результаты выпуска готовой продукции, выполнения работ или оказания услуг, так и результаты производственной деятельности, необходимой для обслуживания основного производства и бесперебойного выпуска продукции (расходные части оборудования, ручной инструмент, лом изделий и т. д.).

Подтверждение факта образования побочного продукта в результате основной деятельности, а также подтверждение правомерности отнесения производственных процессов к основной деятельности предприятия является одним из существенных обстоятельств для отнесения образованных веществ и (или) предметов к побочным продуктам.

Существенные обстоятельства для определения побочного продукта

  • Существенным обстоятельством для определения побочного продукта, помимо его пригодности для использования в другом производстве, является образование данного продукта в ходе хозяйственной деятельности юридического лица (ЮЛ). Побочный продукт представляет собой дополнительную продукцию, образующуюся при производстве основной продукции и не являющуюся целью данного производства, но пригодную как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.
  • Основной вид деятельности предпринимателя включает инженерные изыскания, инженерно-техническое проектирование, управление проектами строительства, выполнение строительного контроля и авторского надзора, а также предоставление технических консультаций в этих областях. Образование строительного материала, который предприниматель отнес к побочной продукции, произошло в процессе поэлементной разборки здания, которую предприниматель не проводил.
  • Предприятие не образовало побочный продукт в смысле статьи 51.1 Закона № 7-ФЗ2, а совершило работы по утилизации компонентов «взвеси обезвоженной» с целью получения продукции «топливная смесь». Это не может быть опровергнуто отсутствием данных первичного учета отходов, образуемых в результате обезвреживания отходов, а также наличием Технических условий на побочную продукцию «Топливная смесь» и сведений в бухгалтерском учете о побочной продукции «Топливная смесь» с составным элементом «взвесь обезвоженная».
  • Суд пришел к правомерному выводу, что «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» и «осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, малоопасный» являются отходами IV класса опасности. «Топливная смесь (на основе древесины)» – это продукция, полученная вследствие работ по утилизации, и такой результат утилизации не может быть признан побочным продуктом.
  • Закон предоставил хозяйствующим субъектам право самостоятельно относить образованные вещества и предметы к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от их включения в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). В связи с этим предприятие отнесло образованный им предмет к побочному продукту производства – «сырье вторичное резиновое, покрышки и камеры шин», оформив сертификат соответствия. В СССР был разработан ГОСТ 8707-89 «Сырье вторичное резиновое. Покрышки и камеры шин».
  • Лаборатория не может выходить за пределы поручения Росприроднадзора об отборе проб и образцов отходов. В связи с этим отбор проб побочного продукта проводился в рамках понимания шин и шпал как отходов производства и потребления.

Качество побочного продукта

Побочные продукты должны быть пригодны для использования в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством РФ. Это означает, что они должны соответствовать основным характеристикам, которыми должны обладать продукция и (или) сырье.

В соответствии со статьей 1 Закона № 7-ФЗ, вторичное сырье – это продукция, которая получена из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, и которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.

Согласно статье 2 Закона № 184-ФЗ, продукция – это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Таким образом, и сырье, и продукция – это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Для подтверждения соответствия такого результата требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров требуется документальное подтверждение.

Статья 2 Закона № 184-ФЗ устанавливает следующие понятия:

  • Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
  • Форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям документов по стандартизации или условиям договоров.
  • Схема подтверждения соответствия – перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.

Подтверждение соответствия в России может быть добровольным или обязательным (ст. 20 Закона № 184-ФЗ). Обязательное подтверждение соответствия (ст. 23 Закона № 184-ФЗ) проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. При этом принуждение к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации, недопустимо (ст. 19 Закона № 184-ФЗ).

Форма и схемы подтверждения соответствия

Форма и схемы подтверждения соответствия объектов обязательной сертификации могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов (п. 2 ст. 23 Закона № 184-ФЗ). В то же время, форма и схемы подтверждения соответствия объектов добровольной сертификации могут устанавливаться самим хозяйствующим субъектом.

Статья 2 Закона № 162-ФЗ устанавливает следующие понятия:

  • Документ по стандартизации – документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим федеральным законом.
  • Объект стандартизации – продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.
  • Национальный стандарт – документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.
  • Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации – документ по стандартизации, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
  • Стандарт организации – документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.
  • Технические условия – вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.

Стандартизация в России основывается на принципах добровольности применения документов по стандартизации с оговоркой на их обязательность в отношении некоторых объектов стандартизации, перечень которых утвержден ст. 6 Закона № 162-ФЗ. К ним относятся:

  • Оборонная продукция – товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу.
  • Продукция, используемая в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну, или относимая к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа.
  • Продукция, сведения о которой составляют государственную тайну.
  • Процессы и иные объекты стандартизации, связанные с такой продукцией.

Также обязательное применение документов по стандартизации необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории России.

К документам по стандартизации в соответствии со ст. 14 Закона № 162-ФЗ относятся:

  • Документы национальной системы стандартизации.
  • Общероссийские классификаторы.
  • Стандарты организаций, включая технические условия.
  • Своды правил.
  • Документы по стандартизации, устанавливающие обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных ст. 6 Закона № 162-ФЗ.
  • Технические спецификации (отчеты).

Таким образом, побочный продукт, образованный в результате производства основной продукции, выполнения работ или оказания услуг, являясь в силу закона продукцией, может быть идентифицирован его собственником самостоятельно с использованием следующих инструментов:

  • Общероссийских классификаторов ОКВЭД и ОКПД 2. Выбор кода ОКПД 2 должен быть сделан исходя из правила, установленного введением «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», о соответствии первых четырех знаков кода вида деятельности в ОКВЭД 2 и результата этого вида деятельности в виде продукции из ОКПД 2. Отражение такого выбора может содержаться:
    • в кодах ОКВЭД в Едином государственном реестре юридических лиц (подп. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ);
    • в кодах ОКПД в сертификате соответствия требованиям национального стандарта.
  • Технических условий, определяющих основные характеристики побочного продукта как продукции, или государственных стандартов.

Форма и схема подтверждения соответствия побочного продукта

Форма и схема подтверждения соответствия побочного продукта, полученного в результате производства основной продукции, выполнения работ или оказания услуг, основным характеристикам продукции, содержащимся в технических условиях, помимо документов для идентификации, могут быть установлены с помощью следующих свидетельств:

  • Технологического регламента, учитывающего требования, содержащиеся в государственных стандартах.
  • Сертификатов соответствия добровольной сертификации.
  • Технологических карт на основную продукцию, работы или услуги.
  • Технической документации оборудования (производственной линии), используемого для производства основной продукции, выполнения работ или оказания услуг.
  • Должностных инструкций сотрудников, задействованных в промышленно-производственной деятельности независимо от ее формы (выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг).
  • Экспертных заключений, исследований, испытаний, токсикологических и гигиенических оценок соответствия побочного продукта санитарно-эпидемиологическим и токсикологическим нормам и правилам.

Приведенный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен иными документами (свидетельствами).

Согласно п. 6 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ, юридические лица (ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (ИП) не могут передавать третьим лицам побочные продукты производства, которые не соответствуют требованиям, установленным к сырью либо продукции в соответствии с законодательством РФ.

Учет побочного продукта

Учет побочных продуктов, образующихся у хозяйствующих субъектов, ведется отдельно от учета основной продукции производства и отходов, согласно п. 3 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ. Хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образовались побочные продукты производства, должны отражать информацию об их видах, объемах образования, дате образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам, а также результаты использования или передачи в программе производственного экологического контроля (ПЭК) и отчете о ПЭК в соответствии с порядком, установленным ст. 67 Закона № 7-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, программа ПЭК должна содержать сведения о побочных продуктах производства, включая:

  • Виды таких продуктов производства.
  • Объемы их образования.
  • Даты их образования.
  • Планируемые сроки использования в собственном производстве в качестве сырья.
  • Сведения о передаче другим лицам для потребления в качестве сырья или продукции.
  • Результаты использования в собственном производстве либо передачи другим лицам для потребления в качестве сырья или продукции.

Согласно п. 6(1) Требований к содержанию программы ПЭК, раздел «Сведения о побочных продуктах производства» должен включать:

  • Перечень видов побочных продуктов производства (их наименования).
  • Показатели, характеризующие объемы образования побочных продуктов за год.
  • Периодичность образования (не реже одного раза в квартал) или даты образования побочных продуктов.
  • Планируемые сроки использования побочных продуктов в собственном производстве.
  • Планируемые сроки передачи побочных продуктов другим лицам (в случае их передачи).
  • Сведения о результатах использования побочных продуктов в собственном производстве, включая сведения о видах сырья и (или) продукции, полученных с использованием побочных продуктов, и их планируемом количестве за год, а также реквизиты документов, устанавливающих требования к получаемому сырью или продукции.
  • Сведения о планируемом использовании побочных продуктов в качестве сырья или продукции для потребления в случае их передачи другим лицам (при наличии информации от потребителя такой продукции).

Согласно п. 4 ст. 5 Закона № 268-ФЗ, к побочным продуктам производства, учтенным в качестве таких продуктов до 1 марта 2023 г., не применяются только положения пп. 4, 8, 10 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ. Однако, правило об учете побочных продуктов, установленное п. 3 этой же статьи, не является исключением. Таким образом, на ранее учтенные побочные продукты распространяются требования об отражении информации о видах побочных продуктов производства, объемах их образования, дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах использования или передачи в программе ПЭК и отчете о ПЭК.

В соответствии со ст. 8 Закона № 402-ФЗ совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета, самостоятельно и утверждается руководителем организации (ч. 2 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)). При этом определяются порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, способы оценки активов и обязательств и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Исключения для побочных продуктов

Побочные продукты производства не признаются отходами за исключением следующих случаев, предусмотренных пп. 8 и 10 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ:

  1. Размещение на объектах размещения отходов: Если побочные продукты производства размещены на объектах для размещения отходов, они считаются отходами.
  2. Неиспользование в течение 3 лет: Если побочные продукты не были использованы в собственном производстве или переданы другим лицам в качестве сырья или продукции в течение трех лет с даты их отнесения к побочным продуктам производства, они также признаются отходами. Датой признания побочных продуктов отходами является наиболее ранняя из дат наступления указанных обстоятельств.
  3. Включение в Перечень: Если вещества и (или) предметы, образуемые в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и не являющиеся продукцией производства, включены в Перечень веществ и (или) предметов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 № 4249-р, они признаются отходами.

Обязанности при признании побочных продуктов отходами

В случае признания побочных продуктов отходами, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образовались такие побочные продукты, обязаны исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Исключения по сроку

Положения п. 8 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ не применяются к побочным продуктам производства, учтенным в качестве таких продуктов до 1 марта 2023 г., согласно п. 4 ст. 5 Закона № 268-ФЗ. Это означает, что побочные продукты, учтенные до этой даты, не подлежат признанию отходами по истечении трехлетнего срока.

Выводы

  1. Управление побочными продуктами: Правильное управление побочными продуктами, которые могут быть ликвидными, является важным компонентом успеха для хозяйствующих субъектов. Это требует соблюдения всех нормативных требований и использования побочных продуктов в установленные сроки.
  2. Судебные акты: Некоторые выводы из судебных актов, касающихся побочных продуктов, могут быть спорными, но представляют интерес для предприятий, в деятельности которых образуются ликвидные материалы. Это важно учитывать при разработке стратегий управления побочными продуктами и отходами.

Возможно, Вы искали: Побочный продукт, законодательство РФ, Закон № 7-ФЗ, учет побочного продукта, экологический контроль, производство и отходы, идентификация побочного продукта, подтверждение соответствия, стандартизация, программа ПЭК, технические условия, обязательная сертификация, добровольная сертификация, формы подтверждения соответствия, перечень веществ, НВОС, судебные акты, экологическая отчетность, управление побочными продуктами...



Иконка вверх