Побочный продукт производства является не новым способом выхода из экологической ловушки, при которой у компаний в результате их деятельности возникает определённый «сюрприз», востребованный на рынке (будь то дорого или почти бесплатно, но все же с интересом). Несмотря на привлекательность такого решения, побочный продукт остаётся «болотной кочкой», не дающей уверенности в правильности выбора предприятия. Принятые после многолетних судебных разбирательств и споров поправки в законодательство с 1 марта 2023 года установили как само понятие «побочный продукт», так и механизм отнесения к нему образованных веществ и предметов (Закон № 268-ФЗ1). Однако, как показывает правоприменительная практика, это не повлияло ни на поведение работающих экологов (трудно выйти за пределы зоны комфорта, в которой «всегда так делали и все было хорошо»), ни на нарративы о «страшном и всепобеждающем» Росприроднадзоре, который «придет и все равно назовет все отходом». Поэтому имеет смысл проанализировать самые, на взгляд автора, интересные судебные акты по мотивам уже новых правил (то есть с учетом ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ2).
Итак, юридические лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП), в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), за исключением тех веществ и (или) предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 № 4249-р3.
Согласно п. 2 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ2, к побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, отвечающие всем следующим условиям:
Действующее законодательство не содержит понятия «основная продукция». Однако в научной литературе это понятие определяется как результат промышленно-производственной, то есть основной деятельности предприятия, выражающийся в виде продукции, работ или услуг. Это результат, являющийся целью основного производства (сложного комплекса технологических операций по непосредственному изготовлению основной продукции или выполнению основных работ), составляющий содержание основного производственного процесса и различных вспомогательных процессов, обеспечивающих непрерывный и нормальный ход основного производства.
На предприятиях химического комплекса при планировании, учете затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулировании их себестоимости под основным производством понимается часть производственного процесса, в котором непосредственно осуществляется изготовление продукции (п. 4.19 Методических положений). Основное производство включает следующие части: подготовка производства; технологические операции по изготовлению продукта; обслуживание производства (собственными средствами и/или другими структурными подразделениями); управление собственным производством.
Согласно единым подходам к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета, счет 20 «Основное производство» обобщает информацию о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого является целью создания данной организации. К таким затратам могут быть отнесены расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака.
Таким образом, побочный продукт, образованный при производстве основной продукции, является результатом, не являющимся целью промышленно-производственной (основной) деятельности предприятия, независимо от ее формы (выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг). К такому результату, то есть к побочному продукту, могут быть отнесены как нецелевые результаты выпуска готовой продукции, выполнения работ или оказания услуг, так и результаты производственной деятельности, необходимой для обслуживания основного производства и бесперебойного выпуска продукции (расходные части оборудования, ручной инструмент, лом изделий и т. д.).
Подтверждение факта образования побочного продукта в результате основной деятельности, а также подтверждение правомерности отнесения производственных процессов к основной деятельности предприятия является одним из существенных обстоятельств для отнесения образованных веществ и (или) предметов к побочным продуктам.
Качество побочного продукта
Побочные продукты должны быть пригодны для использования в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством РФ. Это означает, что они должны соответствовать основным характеристикам, которыми должны обладать продукция и (или) сырье.
В соответствии со статьей 1 Закона № 7-ФЗ, вторичное сырье – это продукция, которая получена из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, и которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.
Согласно статье 2 Закона № 184-ФЗ, продукция – это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Таким образом, и сырье, и продукция – это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Для подтверждения соответствия такого результата требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров требуется документальное подтверждение.
Статья 2 Закона № 184-ФЗ устанавливает следующие понятия:
Подтверждение соответствия в России может быть добровольным или обязательным (ст. 20 Закона № 184-ФЗ). Обязательное подтверждение соответствия (ст. 23 Закона № 184-ФЗ) проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. При этом принуждение к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации, недопустимо (ст. 19 Закона № 184-ФЗ).
Форма и схемы подтверждения соответствия
Форма и схемы подтверждения соответствия объектов обязательной сертификации могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов (п. 2 ст. 23 Закона № 184-ФЗ). В то же время, форма и схемы подтверждения соответствия объектов добровольной сертификации могут устанавливаться самим хозяйствующим субъектом.
Статья 2 Закона № 162-ФЗ устанавливает следующие понятия:
Стандартизация в России основывается на принципах добровольности применения документов по стандартизации с оговоркой на их обязательность в отношении некоторых объектов стандартизации, перечень которых утвержден ст. 6 Закона № 162-ФЗ. К ним относятся:
Также обязательное применение документов по стандартизации необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории России.
К документам по стандартизации в соответствии со ст. 14 Закона № 162-ФЗ относятся:
Таким образом, побочный продукт, образованный в результате производства основной продукции, выполнения работ или оказания услуг, являясь в силу закона продукцией, может быть идентифицирован его собственником самостоятельно с использованием следующих инструментов:
Форма и схема подтверждения соответствия побочного продукта
Форма и схема подтверждения соответствия побочного продукта, полученного в результате производства основной продукции, выполнения работ или оказания услуг, основным характеристикам продукции, содержащимся в технических условиях, помимо документов для идентификации, могут быть установлены с помощью следующих свидетельств:
Приведенный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен иными документами (свидетельствами).
Согласно п. 6 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ, юридические лица (ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (ИП) не могут передавать третьим лицам побочные продукты производства, которые не соответствуют требованиям, установленным к сырью либо продукции в соответствии с законодательством РФ.
Учет побочного продукта
Учет побочных продуктов, образующихся у хозяйствующих субъектов, ведется отдельно от учета основной продукции производства и отходов, согласно п. 3 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ. Хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образовались побочные продукты производства, должны отражать информацию об их видах, объемах образования, дате образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам, а также результаты использования или передачи в программе производственного экологического контроля (ПЭК) и отчете о ПЭК в соответствии с порядком, установленным ст. 67 Закона № 7-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, программа ПЭК должна содержать сведения о побочных продуктах производства, включая:
Согласно п. 6(1) Требований к содержанию программы ПЭК, раздел «Сведения о побочных продуктах производства» должен включать:
Согласно п. 4 ст. 5 Закона № 268-ФЗ, к побочным продуктам производства, учтенным в качестве таких продуктов до 1 марта 2023 г., не применяются только положения пп. 4, 8, 10 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ. Однако, правило об учете побочных продуктов, установленное п. 3 этой же статьи, не является исключением. Таким образом, на ранее учтенные побочные продукты распространяются требования об отражении информации о видах побочных продуктов производства, объемах их образования, дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах использования или передачи в программе ПЭК и отчете о ПЭК.
В соответствии со ст. 8 Закона № 402-ФЗ совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета, самостоятельно и утверждается руководителем организации (ч. 2 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)). При этом определяются порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, способы оценки активов и обязательств и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Побочные продукты производства не признаются отходами за исключением следующих случаев, предусмотренных пп. 8 и 10 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ:
В случае признания побочных продуктов отходами, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образовались такие побочные продукты, обязаны исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Положения п. 8 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ не применяются к побочным продуктам производства, учтенным в качестве таких продуктов до 1 марта 2023 г., согласно п. 4 ст. 5 Закона № 268-ФЗ. Это означает, что побочные продукты, учтенные до этой даты, не подлежат признанию отходами по истечении трехлетнего срока.
Возможно, Вы искали: Побочный продукт, законодательство РФ, Закон № 7-ФЗ, учет побочного продукта, экологический контроль, производство и отходы, идентификация побочного продукта, подтверждение соответствия, стандартизация, программа ПЭК, технические условия, обязательная сертификация, добровольная сертификация, формы подтверждения соответствия, перечень веществ, НВОС, судебные акты, экологическая отчетность, управление побочными продуктами...