С 1 сентября 2024 года вступят в силу новые правила организации мероприятий по предупреждению и устранению разливов нефти и нефтепродуктов. Эти изменения касаются обязательств по разработке и согласованию Плана по предотвращению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН).
Организация, которая эксплуатирует опасный производственный объект (ОПО), теперь обязана активно планировать и внедрять меры по локализации и устранению последствий аварии, чтобы быть готовой к возможным чрезвычайным ситуациям.
ПЛАРН представляет собой специальный документ, определяющий шаги по выявлению, локализации и устранению возможных аварийных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов.
Невыполнение требований по разработке ПЛАРН может привести к проведению экологической проверки в организации.
Кто должен разрабатывать ПЛАРН
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ), обязанность организаций иметь План по предотвращению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) определена. Критерии для определения организаций, которым требуется ПЛАРН, включают в себя объем разлива нефти и виды работ с нефтью и нефтепродуктами.
Согласно Правилам организации мероприятий по предотвращению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451, и ст. 46 Закона № 7-ФЗ, ПЛАРН должен быть разработан для объектов, у которых есть следующие характеристики:
- Свыше 3 тонн нефтепродуктов на сухопутной части территории России.
- Свыше 0,5 тонн нефтепродуктов, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах (включая водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей.
Закон № 7-ФЗ явно перечисляет объекты, для которых требуется ПЛАРН:
- Нефтеналивные суда.
- Нефтеналивные баржи.
- Поисковые, разведочные и эксплуатационные скважины.
- Железнодорожные составы.
- Нефтяные терминалы.
- Трубопроводы.
- Стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов (нефтебазы, нефтехранилища, АЗС, склады ГСМ, группа резервуаров и сливо-наливных устройств).
Организации, ведущие свою деятельность на территориях ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей, освобождены от обязательства разработки ПЛАРН только до января 2026 года.
Что касается веществ, хранение которых требует разработки ПЛАРН, согласно ГОСТ 26098-84 "Нефтепродукты. Термины и определения", нефтепродукт включает в себя готовые продукты, полученные при переработке нефти, газоконденсатного, углеводородного и химического сырья. Основные виды нефтепродуктов, для хранения которых требуется ПЛАРН, включают в себя отработанное масло, отработанные нефтепродукты, регенерированное масло, бензин, авиационный бензин, автомобильный бензин, газотурбинное топливо, авиационный керосин, дизельное топливо, мазут, уплотнительная смазка, амортизационная жидкость, антиобледенительная жидкость, гудрон и другие.
Порядок разработки, утверждения и срок действия ПЛАРН
План по предотвращению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) является документом, который не может быть составлен произвольно и должен содержать конкретные данные, а не абстрактную информацию. ПЛАРН включает в себя следующие разделы:
- Информация о компании и ее виде деятельности.
- Источники возможных нефтеразливов.
- Максимальные объемы сырья и продукции, которые могут быть разлиты.
- Предполагаемые места разлива с оценкой негативного воздействия на природу и население.
- Инструкции для персонала при возникновении аварийных ситуаций.
- Время, необходимое для ликвидации максимального возможного разлива нефти.
Дополнительно ПЛАРН должен содержать:
- Оценку необходимых ресурсов и времени для ликвидации и ограничения разлива.
- План действий собственной или специализированной службы по ликвидации аварий.
- Дополнительные меры при превышении максимального объема разлива.
- Процедуры оповещения, управления и связи в случае разлива.
- Меры по хранению, транспортировке и утилизации нефти.
- Планируемые работы и их стоимость.
- Этапы ликвидации разлива - ограждение, сбор, временное хранение.
В ПЛАРН также должны быть приложены копии документов о создании аварийно-спасательной службы внутри компании или договора с внешней специализированной организацией, аттестации работников и разрешений на перевозку отходов.
Максимальные размеры разлива нефти рассчитываются согласно Правилам № 2451. При составлении ПЛАРН важно учитывать характеристики поверхности, на которой или вблизи которой находятся объекты хранения нефти и нефтепродуктов.
После утверждения ПЛАРН организация обязана уведомить местные структуры МЧС России, Росприроднадзора, Ростехнадзора и при необходимости Росморречфлота в течение 14 дней.
Организации должны были утвердить ПЛАРН до 1 января 2024 года. Планы, введенные в действие до 1 января 2021 года, действуют до истечения срока их действия или до утверждения новых, но не позднее 1 января 2024 года.
Перечень документов и сведений
Для разработки ПЛАРН необходимо предоставить следующую информацию:
- Организационные данные, такие как наименование объекта, ФИО и должность руководителя, контактные номера руководителей различных подразделений и т.д.
- Общее описание объекта, его назначение, генплан с указанием всех сооружений и оборудования.
- Информация о резервуарах, включая их количество, тип, размеры, конструкцию, состояние, а также данные о наличии обвалований и других особенностей.
- Договорные отношения, включая копии договоров с аварийно-спасательными службами и организациями по сбору и утилизации опасных отходов.
- Технические характеристики объекта, включая информацию о марке, типе и расположении технических средств.
- Сведения о сорбентах, используемых для сбора нефти, их типе, количестве и способе доставки.
- Организационные детали, включая наличие диспетчерской службы, медицинских и пожарных учреждений, их контактные данные.
- Финансовые и материальные резервы, включая информацию о создании резервных фондов и страховании.
Эта информация необходима для разработки комплексного и эффективного ПЛАРН, который обеспечит надежную защиту от возможных аварийных ситуаций и разливов нефти и нефтепродуктов.
Финансовое обеспечение ПЛАРН
Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 года № 2295 установлено, что эксплуатирующая организация несет ответственность за возмещение всех расходов, связанных с причинением вреда, включая здоровью, жизни и имуществу граждан. Эти расходы включают в себя ущерб окружающей среде, убытки и упущенную выгоду. В соответствии с Законом № 7-ФЗ, обязанность возмещения вреда или размер вреда окружающей среде может быть оспорена в суде.
Методика расчета финансового обеспечения деятельности организаций, связанной с добычей и переработкой нефти, утверждена приказом Минприроды России от 31 декабря 2020 года № 1139. Согласно этой методике:
- Финансовое обеспечение осуществляется через банковскую гарантию, договор страхования, резервный фонд, или гарантийное письмо, которые должны гарантировать выполнение обязательств по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая полное возмещение ущерба окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, а также юридических лиц.
- Финансовое обеспечение в первую очередь направляется на финансирование мероприятий по предотвращению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
- Размер финансового обеспечения не зависит от способа его формирования (банковская гарантия, страховой договор, резервный фонд или гарантийное письмо).
- В случае изменений в ПЛАРН, влияющих на затраты на мероприятия по предотвращению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, размер финансового обеспечения корректируется в течение 30 календарных дней после утверждения изменений.
Комплексные учения в рамках ПЛАРН
Для проведения комплексных учений по подтверждению готовности к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, организация должна следовать определенной процедуре:
- Не менее чем за 20 рабочих дней до запланированной даты проведения учений, организация должна направить в территориальный орган МЧС России уведомление о проведении учений. К уведомлению прилагается план комплексных учений, который разрабатывается на основе ПЛАРН.
- Территориальный орган МЧС России рассматривает уведомление в течение 10 рабочих дней. Решение может быть одним из двух: подтверждение даты, места и времени проведения учений или указание на несоответствие уведомления и плана требованиям Правил № 2451.
- В случае несоответствия требованиям, организация должна устранить нарушения и повторно подать уведомление. Повторное рассмотрение происходит в течение 5 рабочих дней.
- Комплексные учения должны включать выполнение определенного перечня мероприятий, установленных п. 16 Правил № 2451. Если хотя бы одно мероприятие не выполнено, результаты учений будут признаны неудовлетворительными, и учения должны быть проведены повторно.
- Результаты комплексных учений фиксируются в заключении, один экземпляр которого выдается организации.
- После успешного прохождения учений, организация вправе утвердить ПЛАРН. Уведомление об утверждении ПЛАРН вместе с его копией должно быть направлено в территориальные органы МЧС России, Росприроднадзора, Ростехнадзора и Росморречфлота в течение 14 календарных дней.
- Для участия в проведении комплексных учений должны быть привлечены представители Росприроднадзора, Ростехнадзора и Росморречфлота. Комиссия, состоящая из этих представителей, формируется территориальным органом МЧС России.
Нюансы утверждения ПЛАРН
Практика показывает, что Росприроднадзор может отказать в согласовании ПЛАРН в следующих случаях:
- ПЛАРН разработан на несколько объектов одной организации, расположенных на разных участках. Несмотря на отсутствие прямого запрета в законодательстве на такое объединение, Росприроднадзор может считать, что для каждого объекта необходим отдельный ПЛАРН.
- Отсутствие сведений об аттестации аварийно-спасательных служб и/или АСФ, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
- Отсутствие лицензии на осуществление деятельности по транспортировке отходов или ее отсутствие включает такой вид отхода, как сорбент, использованный при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
- Продолжительность доставки техники с учетом времени сбора АСФ при максимальных разливах нефтепродуктов превышает продолжительность локализации разливов нефтепродуктов, установленную Правилами № 2451.
В этих случаях организации могут столкнуться с отказом в согласовании ПЛАРН, и им придется внести необходимые коррективы или предоставить дополнительную информацию для решения возникших проблем.
Возможно, вы искали: правила организации мероприятий по предупреждению и устранению разливов нефти и нефтепродуктов, мероприятия по предупреждению и устранению разливов нефти и нефтепродуктов, план по предотвращению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, ПЛАРН