129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

С 1 сентября 2024 года вступят в силу новые правила организации мероприятий по предупреждению и устранению разливов нефти и нефтепродуктов. Эти изменения касаются обязательств по разработке и согласованию Плана по предотвращению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН).

Организация, которая эксплуатирует опасный производственный объект (ОПО), теперь обязана активно планировать и внедрять меры по локализации и устранению последствий аварии, чтобы быть готовой к возможным чрезвычайным ситуациям.

ПЛАРН представляет собой специальный документ, определяющий шаги по выявлению, локализации и устранению возможных аварийных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов.

Невыполнение требований по разработке ПЛАРН может привести к проведению экологической проверки в организации.

Кто должен разрабатывать ПЛАРН

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ), обязанность организаций иметь План по предотвращению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) определена. Критерии для определения организаций, которым требуется ПЛАРН, включают в себя объем разлива нефти и виды работ с нефтью и нефтепродуктами.

Согласно Правилам организации мероприятий по предотвращению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451, и ст. 46 Закона № 7-ФЗ, ПЛАРН должен быть разработан для объектов, у которых есть следующие характеристики:

  1. Свыше 3 тонн нефтепродуктов на сухопутной части территории России.
  2. Свыше 0,5 тонн нефтепродуктов, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах (включая водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей.

Закон № 7-ФЗ явно перечисляет объекты, для которых требуется ПЛАРН:

  • Нефтеналивные суда.
  • Нефтеналивные баржи.
  • Поисковые, разведочные и эксплуатационные скважины.
  • Железнодорожные составы.
  • Нефтяные терминалы.
  • Трубопроводы.
  • Стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов (нефтебазы, нефтехранилища, АЗС, склады ГСМ, группа резервуаров и сливо-наливных устройств).

Организации, ведущие свою деятельность на территориях ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей, освобождены от обязательства разработки ПЛАРН только до января 2026 года.

Что касается веществ, хранение которых требует разработки ПЛАРН, согласно ГОСТ 26098-84 "Нефтепродукты. Термины и определения", нефтепродукт включает в себя готовые продукты, полученные при переработке нефти, газоконденсатного, углеводородного и химического сырья. Основные виды нефтепродуктов, для хранения которых требуется ПЛАРН, включают в себя отработанное масло, отработанные нефтепродукты, регенерированное масло, бензин, авиационный бензин, автомобильный бензин, газотурбинное топливо, авиационный керосин, дизельное топливо, мазут, уплотнительная смазка, амортизационная жидкость, антиобледенительная жидкость, гудрон и другие.

Порядок разработки, утверждения и срок действия ПЛАРН

План по предотвращению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) является документом, который не может быть составлен произвольно и должен содержать конкретные данные, а не абстрактную информацию. ПЛАРН включает в себя следующие разделы:

  1. Информация о компании и ее виде деятельности.
  2. Источники возможных нефтеразливов.
  3. Максимальные объемы сырья и продукции, которые могут быть разлиты.
  4. Предполагаемые места разлива с оценкой негативного воздействия на природу и население.
  5. Инструкции для персонала при возникновении аварийных ситуаций.
  6. Время, необходимое для ликвидации максимального возможного разлива нефти.

Дополнительно ПЛАРН должен содержать:

  1. Оценку необходимых ресурсов и времени для ликвидации и ограничения разлива.
  2. План действий собственной или специализированной службы по ликвидации аварий.
  3. Дополнительные меры при превышении максимального объема разлива.
  4. Процедуры оповещения, управления и связи в случае разлива.
  5. Меры по хранению, транспортировке и утилизации нефти.
  6. Планируемые работы и их стоимость.
  7. Этапы ликвидации разлива - ограждение, сбор, временное хранение.

В ПЛАРН также должны быть приложены копии документов о создании аварийно-спасательной службы внутри компании или договора с внешней специализированной организацией, аттестации работников и разрешений на перевозку отходов.

Максимальные размеры разлива нефти рассчитываются согласно Правилам № 2451. При составлении ПЛАРН важно учитывать характеристики поверхности, на которой или вблизи которой находятся объекты хранения нефти и нефтепродуктов.

После утверждения ПЛАРН организация обязана уведомить местные структуры МЧС России, Росприроднадзора, Ростехнадзора и при необходимости Росморречфлота в течение 14 дней.

Организации должны были утвердить ПЛАРН до 1 января 2024 года. Планы, введенные в действие до 1 января 2021 года, действуют до истечения срока их действия или до утверждения новых, но не позднее 1 января 2024 года.

 

Перечень документов и сведений

Для разработки ПЛАРН необходимо предоставить следующую информацию:

  1. Организационные данные, такие как наименование объекта, ФИО и должность руководителя, контактные номера руководителей различных подразделений и т.д.
  2. Общее описание объекта, его назначение, генплан с указанием всех сооружений и оборудования.
  3. Информация о резервуарах, включая их количество, тип, размеры, конструкцию, состояние, а также данные о наличии обвалований и других особенностей.
  4. Договорные отношения, включая копии договоров с аварийно-спасательными службами и организациями по сбору и утилизации опасных отходов.
  5. Технические характеристики объекта, включая информацию о марке, типе и расположении технических средств.
  6. Сведения о сорбентах, используемых для сбора нефти, их типе, количестве и способе доставки.
  7. Организационные детали, включая наличие диспетчерской службы, медицинских и пожарных учреждений, их контактные данные.
  8. Финансовые и материальные резервы, включая информацию о создании резервных фондов и страховании.

Эта информация необходима для разработки комплексного и эффективного ПЛАРН, который обеспечит надежную защиту от возможных аварийных ситуаций и разливов нефти и нефтепродуктов.

Финансовое обеспечение ПЛАРН

Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 года № 2295 установлено, что эксплуатирующая организация несет ответственность за возмещение всех расходов, связанных с причинением вреда, включая здоровью, жизни и имуществу граждан. Эти расходы включают в себя ущерб окружающей среде, убытки и упущенную выгоду. В соответствии с Законом № 7-ФЗ, обязанность возмещения вреда или размер вреда окружающей среде может быть оспорена в суде.

Методика расчета финансового обеспечения деятельности организаций, связанной с добычей и переработкой нефти, утверждена приказом Минприроды России от 31 декабря 2020 года № 1139. Согласно этой методике:

  • Финансовое обеспечение осуществляется через банковскую гарантию, договор страхования, резервный фонд, или гарантийное письмо, которые должны гарантировать выполнение обязательств по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая полное возмещение ущерба окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, а также юридических лиц.
  • Финансовое обеспечение в первую очередь направляется на финансирование мероприятий по предотвращению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
  • Размер финансового обеспечения не зависит от способа его формирования (банковская гарантия, страховой договор, резервный фонд или гарантийное письмо).
  • В случае изменений в ПЛАРН, влияющих на затраты на мероприятия по предотвращению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, размер финансового обеспечения корректируется в течение 30 календарных дней после утверждения изменений.

Комплексные учения в рамках ПЛАРН

Для проведения комплексных учений по подтверждению готовности к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, организация должна следовать определенной процедуре:

  1. Не менее чем за 20 рабочих дней до запланированной даты проведения учений, организация должна направить в территориальный орган МЧС России уведомление о проведении учений. К уведомлению прилагается план комплексных учений, который разрабатывается на основе ПЛАРН.
  2. Территориальный орган МЧС России рассматривает уведомление в течение 10 рабочих дней. Решение может быть одним из двух: подтверждение даты, места и времени проведения учений или указание на несоответствие уведомления и плана требованиям Правил № 2451.
  3. В случае несоответствия требованиям, организация должна устранить нарушения и повторно подать уведомление. Повторное рассмотрение происходит в течение 5 рабочих дней.
  4. Комплексные учения должны включать выполнение определенного перечня мероприятий, установленных п. 16 Правил № 2451. Если хотя бы одно мероприятие не выполнено, результаты учений будут признаны неудовлетворительными, и учения должны быть проведены повторно.
  5. Результаты комплексных учений фиксируются в заключении, один экземпляр которого выдается организации.
  6. После успешного прохождения учений, организация вправе утвердить ПЛАРН. Уведомление об утверждении ПЛАРН вместе с его копией должно быть направлено в территориальные органы МЧС России, Росприроднадзора, Ростехнадзора и Росморречфлота в течение 14 календарных дней.
  7. Для участия в проведении комплексных учений должны быть привлечены представители Росприроднадзора, Ростехнадзора и Росморречфлота. Комиссия, состоящая из этих представителей, формируется территориальным органом МЧС России.

Нюансы утверждения ПЛАРН

Практика показывает, что Росприроднадзор может отказать в согласовании ПЛАРН в следующих случаях:

  1. ПЛАРН разработан на несколько объектов одной организации, расположенных на разных участках. Несмотря на отсутствие прямого запрета в законодательстве на такое объединение, Росприроднадзор может считать, что для каждого объекта необходим отдельный ПЛАРН.
  2. Отсутствие сведений об аттестации аварийно-спасательных служб и/или АСФ, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
  3. Отсутствие лицензии на осуществление деятельности по транспортировке отходов или ее отсутствие включает такой вид отхода, как сорбент, использованный при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
  4. Продолжительность доставки техники с учетом времени сбора АСФ при максимальных разливах нефтепродуктов превышает продолжительность локализации разливов нефтепродуктов, установленную Правилами № 2451.

В этих случаях организации могут столкнуться с отказом в согласовании ПЛАРН, и им придется внести необходимые коррективы или предоставить дополнительную информацию для решения возникших проблем.


Возможно, вы искали: правила организации мероприятий по предупреждению и устранению разливов нефти и нефтепродуктовмероприятия по предупреждению и устранению разливов нефти и нефтепродуктовплан по предотвращению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, ПЛАРН



Иконка вверх