Перевод объекта с I на II категорию
Представим себе ситуацию, где у многих пользователей природных ресурсов возникают проблемы при регистрации объектов, имеющих септики, в системе контроля за негативным воздействием на окружающую среду (НВОС).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 Критериев1, организации, которые занимаются производством пищевых продуктов и не подключены к централизованным системам водоотведения или не используют местные очистные сооружения, считаются объектами I категории НВОС. Но удивительно, что эти критерии не учитывают объем производства.
Чтобы избежать присвоения категории I НВОС, необходимо доказать, что сточные воды изначально проходят через местные очистные сооружения организации (если они есть), а затем направляются в септик и, через подрядную организацию, попадают в централизованную систему водоотведения.
Прежде чем предпринимать действия по изменению категории НВОС, важно тщательно определить термин "водоотведение". Затем необходимо убедительно продемонстрировать, что подрядная организация имеет договор с "Водоканалом", в котором описывается процесс передачи сточных вод для их транспортировки и последующей обработки в централизованной системе водоотведения.
Однако, прежде чем пытаться изменить категорию НВОС, важно учитывать положение, изложенное в пункте 33 раздела IV Руководства, утвержденного Росприроднадзором. В этом разделе делается ссылка на Водный кодекс РФ, который определяет транспортировку сточных вод как перемещение через водопроводные или канализационные сети. Следовательно, в договоре с подрядчиком также следует уточнить, что сточные воды передаются через канализационные сети водоканала.
По вопросу перевода объекта на категорию II, пункты 32–35 Руководства4 дают конкретные разъяснения о позиции Росприроднадзора. При подготовке сопроводительного письма к заявке также стоит обратить внимание на эти положения.
Особое внимание следует уделить пункту 34 Руководства, где Росприроднадзор объясняет, в каких случаях объект производства пищевых продуктов на объекте НВОС, не подключенном к централизованной системе водоотведения, может быть отнесен к категории II.
Кроме того, полезно изучить другие пункты Руководства, касающиеся процедуры перевода объекта на категорию II, а также различные методы, которые могут быть использованы для подтверждения соответствия требованиям и снижения категории объекта.
Уточнение сведений по водоотведению, водоснабжению и другим аспектам деятельности
После обновления формы заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет появилась возможность указать объем сбрасываемых сточных вод через централизованную систему водоотведения (м3/год) и прикрепить договор с Водоканалом, подтверждающий сброс в ЦСВ. Это важно учитывать, так как территориальные органы Росприроднадзора могут требовать эти данные для полноты информации.
Также необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие ливневой канализации, поскольку наличие ливневки может влиять на категорию объекта НВОС согласно пункту 2 пункта 7 раздела 4 Критериев1. Информацию о наличии ливневки следует указывать в заявке.
При эксплуатации объекта НВОС на основании договора аренды важно учитывать, что арендатор эксплуатирует только указанные в договоре помещения. Это помогает избежать дополнительных вопросов по ливневке при отнесении к IV категории.
Кроме того, подпункт 2 пункта 7 раздела 4 Критериев1 особенно важен для объектов НВОС – офисов. Теперь необходимо просто отразить в заявке применимость критериев по указанному подпункту для установления категории. Однако следует учитывать, что категория очевидна только в случае отсутствия выбросов либо выбросов, не содержащих загрязняющих веществ I и II классов опасности.
От водоотведения переходим к теме добычи воды. Скважины также являются объектами НВОС. Теперь для указания скважины в личном кабинете достаточно добавить лицензию и заполнить все необходимые данные, указав при этом максимально возможный объем добычи воды (ОКВЭД 36.00.1).
Также некоторые территориальные органы рекомендуют при указании наименования объекта НВОС добавить месторождение подземных вод или участок недр, его наименование и номер лицензии. В зависимости от объема добычи получаем III или IV категорию объекта НВОС.
При добавлении объекта НВОС в реестр можно также указать лицензию на обращение с отходами (если она есть), при этом нужно сообщить данные по объектам захоронения и хранения отходов. Также следует перечислить все виды отходов, включенных в лицензию, в том числе при заполнении данных о деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.
При заполнении сведений о парниковых газах необходимо обратить внимание на категории источников и правильно пересчитать данные с учетом действующих коэффициентов. Это важно для организаций, подающих отчетность по парниковым газам, а также для разработчиков, чтобы не пропустить момент подачи необходимой отчетности в будущем.
Кроме того, в личный кабинет можно загружать только документы определенного размера (не более 50 МБ).
Особенности постановки на госучет строящихся объектов
В соответствии с Законом № 7-ФЗ9, объектом негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) является "объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков". Вопрос о том, кто обязан поставить такой объект на государственный учет, остается спорным. В письме Росприроднадзора11 отражена позиция о том, что на учет должны поставить объект юридические лица, осуществляющие работы по строительству. Однако это письмо не является нормативным актом.
Согласно статье 751 Гражданского кодекса РФ12 и части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ13, ответственность за соблюдение требований по охране окружающей среды при строительстве возлагается на подрядчика или лицо, осуществляющее работы. Исходя из статьи 69 Закона № 7-ФЗ9, постановку на учет объектов НВОС должны осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на этих объектах.
Вопрос о том, кто должен поставить объект НВОС на учет, остается открытым и вызывает дискуссии. Опрос в экологических сообществах показал разнообразие мнений, где упоминаются генеральные подрядчики, заказчики, застройщики и другие субподрядчики.
Для урегулирования взаимоотношений всех участников строительства важно включать в договоры ответственность за организацию хранения материалов, постановку объектов на учет НВОС, предоставление отчетности и разработку природоохранных документов. Кроме того, необходимо предусматривать штрафные санкции за нарушение договорных обязательств.
Также следует учитывать возможность изменения сроков строительства и проводить актуализацию сведений об объекте НВОС, особенно если сроки превышают 6 месяцев. Это важно для корректного учета выбросов и обеспечения соблюдения требований охраны окружающей среды.
Корректировка и актуализация сведений: в чем отличие?
Заявление на корректировку сведений по объекту негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) предполагается в случаях:
При подаче заявления следует указать причины и обоснования для корректировки. После выбора оснований возможно загрузить необходимые данные в приложении к заявке и продолжить ее заполнение. Как дополнительные сопроводительные данные может быть предоставлено письмо, в котором описана суть изменений.
Например, в случае обнаружения дублирования объекта НВОС в реестре, следует кратко описать ситуацию, такую как эксплуатация одним и тем же объектом разными лицами (арендатором и арендодателем) или иные технические причины. Подача заявления должна осуществляться через личный кабинет юридического лица, которое будет эксплуатировать объект НВОС в будущем.
Необходимо различать опечатки, арифметические ошибки и описки от более серьезных ошибок, таких как некорректное отображение данных по источнику выброса или пересчет сбросов. В случае выявления таких ошибок, следует подавать заявление на актуализацию сведений.
Важно отметить, что корректировка сведений разрешается только для устранения указанных выше случаев. Если обнаружено несоответствие количества загрязняющих веществ у объекта НВОС, программа не позволит внести изменения в заявку по заявлению о корректировке, и в таких случаях необходимо подавать заявление об актуализации сведений в реестре.
Возможно, вы искали: Постановка на учет НВОС, НВОС, негативное воздействие на окружающую среду, изменение категории НВОС, объекты НВОС