129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Переосмысление приравнивания дренажных вод к сточным:

Переосмысление приравнивания дренажных вод к сточным:

Переосмысление приравнивания дренажных вод к сточным:

Вопрос приравнивания дренажных вод к сточным и нормирования их отвода по тем же правилам, что применяются к сточным водам, давно является предметом острых дискуссий, особенно среди специалистов в горнодобывающей отрасли. Несмотря на многочисленные обсуждения среди промышленников, экологов и юристов, эта проблема остается нерешенной. В чем корень противоречий, и почему данный вопрос столь трудноразрешим?

Анализ нормативных правовых актов и практики водоохранной деятельности показывает, что главная причина коллизий кроется в подмене понятий и недостаточной четкости законодательных определений. Водный кодекс РФ определяет сточные воды как воды, которые образуются после их использования в хозяйственной или иной деятельности. Это предполагает, что до сброса сточных вод должен иметь место забор воды из водного объекта для проведения соответствующей деятельности. Однако, в отношении дренажных вод отсутствуют указания на их использование в производственных или иных процессах, что ставит под сомнение их отнесение к категории сточных.

На практике к дренажным водам относятся следующие виды вод:

  • Грунтовые воды, собранные из подземных водных объектов дренажными системами с целью водопонижения. Эти системы предотвращают подъем грунтовых вод, обеспечивая отвод воды с конкретной территории.
  • Воды поверхностных водных объектов, расположенных вблизи участков ведения хозяйственной деятельности, которые попадают в дренажные системы через фильтрацию.

Таким образом, дренажные воды являются результатом перераспределения вод на определенной территории, что вызывает вопрос: можно ли считать такое использование воды водопользованием? Хотя формально это можно считать водопользованием, не всякое водопользование приводит к появлению сточных вод. Например, забор воды из реки для полива подразумевает водопользование, но не приводит к образованию сточных вод. Аналогично, дренажные воды могут стать сточными только в том случае, если они будут отведены в водные объекты после использования в какой-либо деятельности, что приведет к изменению их состава и свойств. Если же не происходит изменения состава и свойств воды, а также отсутствует сам факт использования её предприятием, то приравнивать такие воды к сточным неправомерно.

Фактически, дренажная вода является природной водой, которая собирается дренажными системами и отводится в поверхностный водный объект без использования в производственных процессах. Однако, действующее законодательство не фиксирует это принципиальное отличие, приравнивая дренажные воды к сточным и распространяя на них все требования, направленные на предотвращение негативного воздействия на водные объекты при сбросе сточных вод. Эти требования включают:

  • получение разрешения на использование водного объекта (постановление Правительства РФ от 19.01.2022 № 18);
  • нормирование состава сточных вод (приказ Минприроды России от 29.12.2020 № 1118);
  • получение разрешения на сброс (приказ Минприроды России от 17.08.2020 № 1022);
  • мониторинг в рамках производственного экологического контроля (приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109);
  • мониторинг водного объекта, в который отводятся дренажные воды (постановление Правительства РФ от 10.04.2007 № 219);
  • учет объема отводимых дренажных вод (приказ Минприроды России от 09.11.2020 № 903).

В результате, предприятия обязаны выполнять эти требования, а нормирование состава дренажных вод осуществляется по тем же методикам, что и для сточных вод, не учитывая их различное происхождение и состав.

Обратимся к Водному кодексу РФ, статья 44 которого гласит, что использование водных объектов для сброса сточных, в том числе дренажных, вод должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Сброс этих вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен в установленном порядке. Однако в данной норме заложено приравнивание дренажных вод к сточным без учета того, использовались ли эти воды предприятием в его технологическом процессе.

Таким образом, предприятия, занимающиеся водопонижающими работами, вынуждены нести бремя водопользования наравне с теми, кто действительно использует воду в производственных процессах и затем сбрасывает её в водные объекты в виде сточных вод. В то время как предприятия, осуществляющие водозабор, могут реализовать мероприятия по снижению объема забираемой воды, предприятия с дренажными водами не имеют возможности контролировать объем поступающей воды. Если дренажная вода не соответствует нормативам качества, предприятие обязано очищать её до установленных стандартов, что создает дополнительные финансовые и технические затруднения.

Законодательно установлено, что при водозаборе учитываются фоновые концентрации веществ, однако для предприятий, которые вынуждены откачивать дренажную воду, такая норма не применяется. Это приводит к тому, что предприятие вынуждено платить за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в воде, которую оно не использовало в своей деятельности, но которая поступила в его систему уже загрязненной, например, в карьер.

Выводы:

  1. Приравнивание дренажных вод, которые не используются в деятельности предприятия, к сточным водам и установление одинаковых требований для обоих типов вод не решает проблему предотвращения загрязнения поверхностных водных объектов, но значительно усложняет регулирование отношений в сфере водопользования.
  2. Приравнивание дренажных вод к сточным оправдано только в случае сброса их в водный объект после использования в производственных процессах и изменения их состава и свойств. В противном случае это создает ненужные сложности и дополнительные издержки для предприятий.
  3. Регулирование использования и сброса дренажных вод должно быть самостоятельным механизмом, основанным на требованиях природоохранного, водного законодательства и законодательства о недрах, с учетом их специфики.
  4. При контроле сброса дренажных вод основное внимание должно уделяться фоновым (природным) характеристикам воды. В случае, если фоновые концентрации веществ превышают установленные нормативы, необходимо учитывать, что эти концентрации сформировались в природных условиях и являются адаптивными для экосистемы водного объекта.
  5. Исходя из вышеизложенного, Минприроды России следует разработать и внести изменения в статью 1 Водного кодекса РФ, уточнив понятия следующим образом:
    • дренажные воды — это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные воды, сток которых осуществляется с водосборной площади, собирается дренажными сооружениями и сбрасывается в водные объекты без использования в хозяйственной деятельности;
    • сточные воды — это воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования в хозяйственной деятельности и изменения их состава и свойств.

Эти изменения позволят устранить правовую коллизию, снизить финансовые и экологические риски для предприятий и более точно регулировать водные ресурсы с учетом их реального использования.


Возможно, Вы искали: приравнивание дренажных вод к сточным, правовая коллизия дренажные воды, нормирование отвода дренажных вод, Водный кодекс РФ дренажные воды, экологическое законодательство сточные воды, водопонижение и дренажные воды, проблемы регулирования дренажных вод, законодательство водопользование, требования к дренажным водам, очистка дренажных вод, мониторинг дренажных вод, нормативы качества дренажных вод, правовые аспекты дренажных вод, Водный кодекс сточные воды, природоохранное регулирование дренажных вод...



Иконка вверх