Промышленный эколог может столкнуться с неожиданными идеями руководства, которые, при их реализации, создают дополнительные сложности для специалистов и оказывают значительное влияние на экологическую документацию объекта НВОС. Эти сложности могут быть неочевидны для руководства, поэтому важно своевременно информировать их о возможных последствиях. Таким образом, эколог, помимо выполнения своих основных обязанностей, должен внимательно анализировать решения, принимаемые руководством. Поэтому важно, чтобы эколог был осведомлен о таких решениях заранее.
Рассмотрим анализ одного из решений руководства на примере объекта НВОС I категории, принадлежащего предприятию, находящемуся в процессе банкротства.
Ситуация:
Компания эксплуатирует объект НВОС под названием «Промышленная территория», который относится к I категории. В середине 2023 года на данный объект было получено комплексное экологическое разрешение (КЭР). В связи с тем, что компания находится в процессе банкротства, изначально планировалось реализовать весь имущественный комплекс как единое целое, с соответствующей актуализацией данных и переоформлением КЭР на новое юридическое лицо. Однако руководство компании решило рассмотреть возможность передачи этого имущественного комплекса в аренду нескольким юридическим лицам: арендатору № 1 и арендатору № 2. Срок аренды будет составлять около 11 месяцев, после чего весь имущественный комплекс перейдет к новому владельцу.
В планах руководства существует несколько возможных алгоритмов действий, каждый из которых может привести к различным результатам. Рассмотрим их в пределах возможного. Согласно законодательству, объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на этих объектах (п. 1 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», далее – Закон № 7-ФЗ). Постановка на государственный учет осуществляется на основании заявки, которая должна быть подана не позднее шести месяцев со дня начала эксплуатации объектов (п. 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).
Закон № 7-ФЗ и Правила создания и ведения государственного реестра объектов НВОС (утверждены постановлением Правительства РФ № 830 от 07.05.2022, далее – Правила № 830) указывают, что тот, кто эксплуатирует объект НВОС, обязан поставить его на государственный учет. В случае смены хозяйствующего субъекта, новый собственник должен предоставить сведения о замене в уполномоченный орган не позднее 30 дней со дня государственной регистрации изменения с предоставлением соответствующих документов (пп. 6–8 ст. 69 Закона № 7-ФЗ). За несвоевременное предоставление сведений предусмотрена административная ответственность по ст. 8.46 КоАП РФ.
Таким образом, в случае смены собственника объекта НВОС «Промышленная территория», новый собственник обязан в течение 30 дней после смены предоставить необходимые сведения в уполномоченный орган для актуализации учетных данных в государственном реестре объектов НВОС. Однако, компания приняла решение передать свое имущество в аренду нескольким субъектам. Важно отметить, что действующее законодательство не предусматривает возможность актуализации учетных данных об одном объекте НВОС несколькими субъектами одновременно.
Код объекта НВОС является уникальным номером, который сохраняется до ликвидации объекта (п. 6 ст. 69 Закона № 7-ФЗ). При актуализации учетных данных код объекта сохраняется. Если два (или более) субъекта направят в уполномоченный орган сведения для актуализации данных об одном и том же объекте, это может привести к ошибке в реестре, где окажутся сведения о двух (или более) разных объектах НВОС с идентичным кодом.
В случае возникновения такой ситуации, одному из арендаторов необходимо будет оперативно предоставить сведения для корректировки учетных данных. Это можно сделать на основании исправления ошибок, допущенных при внесении сведений в реестр (п. 42 Правил № 830). Однако, основание «Выявление фактов внесения сведений об одном объекте два раза и более» может не подойти, так как это будет не дублирование объекта, а дублирование его кода.
Таким образом, у одного арендатора будет в эксплуатации объект НВОС «Промышленная территория», а у другого – новый объект НВОС. В результате у одного объекта НВОС может быть только один собственник. Соответственно, замена собственника может быть осуществлена только одним субъектом. КЭР выдается на отдельный объект НВОС на основании заявки, подаваемой в уполномоченный орган (п. 2 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ). В случае смены субъекта КЭР подлежит переоформлению вместе с актуализацией учетных данных об объекте НВОС (п. 17 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ, пп. 29–33 Правил № 1386).
Поскольку законодательство предусматривает актуализацию учетных данных об одном объекте НВОС только одним субъектом, возможен следующий законный алгоритм действий (вариант 1).
Вариант 1:
Арендатор № 1:
Несмотря на то, что объемы выбросов, сбросов и отходов могут отличаться от установленных КЭР в меньшую сторону (так как арендатору № 1 передается только часть имущественного комплекса), это не станет основанием для пересмотра КЭР, так как эти объемы не превышают установленные показатели.
Арендатор № 2:
Таким образом, арендатор № 2 будет эксплуатировать новый объект НВОС, который необходимо поставить на учет и получить соответствующую разрешительную документацию.
Важно учитывать, что обязательства по соблюдению природоохранного законодательства зависят от присвоенной объекту категории и начнут действовать с момента присвоения этой категории. Если объекту НВОС присвоена I категория, арендатор № 2 обязан провести инвентаризацию выбросов в течение двух лет и уплачивать платежи за НВОС с даты присвоения категории, согласно Правилам исчисления и взимания платы за НВОС (Постановление Правительства РФ № 881 от 31.05.2023). При отсутствии необходимой документации будут применяться стимулирующие коэффициенты: 100 – для выбросов и сбросов, 25 – для размещаемых отходов.
По завершении срока аренды:
По истечении 11 месяцев аренды оба объекта НВОС должны быть возвращены Обществу. В этом случае Обществу придется подать два заявления об актуализации учетных сведений:
Кроме того, потребуется подать заявку на переоформление КЭР, действие которого будет распространяться только на объект НВОС «Промышленная территория».
Корректировка учетных сведений:
Если после возврата объектов НВОС произойдет их объединение по единому назначению или установится неразрывная физическая или технологическая связанность, Обществу нужно будет пройти процедуру корректировки учетных сведений. Это предполагает:
Вариант 2:
Арендатор № 1:
В результате этих действий арендатор № 1 сможет законно осуществлять свою деятельность на объекте НВОС «Промышленная территория» на основании переоформленного КЭР. При этом выбросы, сбросы и отходы субарендаторов будут учтены в документации арендатора № 1 как его собственные. Это позволит арендатору № 1 избежать необходимости изменять границы объекта НВОС при актуализации сведений.
Однако стоит учитывать, что органы государственного экологического контроля в разных субъектах РФ могут по-разному реагировать на тот факт, что один хозяйствующий субъект учитывает в своих выбросах выбросы другого хозяйствующего субъекта. Согласно Закону № 7-ФЗ, ответственность за постановку объекта НВОС на государственный учет, проведение инвентаризации выбросов, разработку и получение необходимой разрешительной документации несет именно тот субъект, который непосредственно осуществляет деятельность на объекте НВОС. Однако Гражданский кодекс РФ не ограничивает стороны в установлении подобных условий в договоре аренды.
По истечении срока аренды (11 месяцев):
После завершения срока аренды, объект НВОС «Промышленная территория» должен быть возвращен Обществу. Это потребует от Общества подачи заявления об актуализации учетных сведений об объекте НВОС «Промышленная территория» и заявки на переоформление КЭР.
Так как Общество планирует продать весь имущественный комплекс одному хозяйствующему субъекту, новому владельцу придется пройти процедуру актуализации учетных сведений в отношении объекта НВОС «Промышленная территория», а также подать заявку на переоформление КЭР. Таким образом, новый владелец получит всю необходимую разрешительную документацию для эксплуатации объекта НВОС «Промышленная территория».
Заключение:
Следует отметить, что без схемы аренды на 11 месяцев с несколькими арендаторами, Обществу и новому владельцу имущественного комплекса пришлось бы выполнить значительно меньше действий для оформления необходимой экологической документации.
Возможно, Вы искали: объект НВОС, комплексное экологическое разрешение, актуализация учетных сведений, замена собственника НВОС, аренда имущественного комплекса, постановка на учет НВОС, инвентаризация выбросов, экологическая документация, переоформление КЭР, субаренда НВОС, государственный экологический контроль, исключение объекта НВОС из реестра, объединение объектов НВОС, ответственность за выбросы...