В 2024 году в соответствии с распоряжением Росстата от 04.12.2023 года № 6141, предприятия, занимающиеся переработкой вторичного сырья и (или) производством промышленной продукции на его основе, обязаны впервые представить в Минпромторг России отчет по форме № 1-ВС. Возникает вопрос о том, следует ли относить лом к категории вторсырья, которое требуется отчитывать. Следует отметить, что термин "вторсырье" обычно используется для обозначения материалов, которые продаются и покупаются независимо от их первоначального происхождения, хотя в соответствии с Законом № 7-ФЗ2 (ст. 1) понятие вторсырья определено иначе.
Согласно указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 1-ВС1, обязанными ее представить (респондентами) являются юридические лица всех форм собственности, занимающиеся переработкой вторичного сырья* и (или) производством промышленной продукции на его основе. Это включает осуществление основной и вспомогательной деятельности, относящейся к обработке сырья, сбору, обработке и утилизации отходов**, а также обработке вторичного сырья в соответствии с ОКВЭД-23 (раздел C и класс 38), и предприятия, использующие вторичное сырье***, включенное в перечень (https://gisp.gov.ru/goods), размещенный в государственной информационной системе промышленности (https://gisp.gov.ru) в разделе предоставления статистической отчетности.
Информация, требуемая по форме № 1-ВС, не предоставляется:
Форма заполняется относительно юридического лица в целом, включая все его отделения и структурные подразделения.
Организации, подвергшиеся процедурам, связанным с банкротством, должны предоставить информацию по данной форме до завершения процесса банкротства (представив решение о завершении процедур или, в случае удовлетворения требований кредиторов, решение о прекращении дела о банкротстве) и после внесения записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц.
Индивидуальные предприниматели не рассматриваются как респонденты по данной форме.
Информация в отчете по форме № 1-ВС включает следующие данные:
О продукции, предназначенной для передачи другим юридическим и физическим лицам, а также для использования в капитальном строительстве и внутри организации, включая её включение в основные средства или оборотные активы, выдачу сотрудникам в качестве оплаты труда и собственное производство, независимо от вида основной деятельности:
О вторичном сырье:
В соответствии с пунктом 12 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения по форме № 1-ВС, под вторичным сырьем понимается продукция, полученная из вторичных ресурсов либо непосредственно (без дополнительной обработки), либо в соответствии с установленными технологическими процессами и стандартами Российской Федерации. Эта продукция может быть использована для производства другой продукции или для других хозяйственных целей. Такое же определение вторичного сырья содержится в статье 1 Закона № 7-ФЗ.
Следовательно, в отчете по форме № 1-ВС должна быть представлена информация только о продукции, полученной из вторичных ресурсов, то есть отходов, в соответствии с определением в статье 1 Закона № 89-ФЗ. Только утилизация отходов может превратить их в продукцию, и этот процесс должен быть подтвержден согласно утвержденной предприятием схеме и форме подтверждения соответствия.
В связи с ломом и отходами черных и цветных металлов в законодательстве существует неопределенность.
С одной стороны, согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ4, лом и отходы черных и цветных металлов определяются как продукция, утратившая свои потребительские свойства, отходы производства, а также неисправимый брак, относящийся к изделиям из цветных и (или) черных металлов и их сплавов. Они описаны в Федеральной классификации капитальных вложений (ФККО). С другой стороны, лом и отходы черных и цветных металлов также описаны в стандартах ГОСТ 2787-20197 и ГОСТ Р 54564-20228.
Интересно отметить, что перечень отходов в ФККО формируют сами хозяйствующие субъекты, согласно приказу Минприроды России от 30.09.2011 № 7929. Государство не устанавливает определенный перечень отходов, а хозяйствующие субъекты обязаны классифицировать их по уровню опасности согласно указаниям Минприроды России.
В письме от 19.08.2022 № 25-47/3242611 Минприроды России подчеркнуло право хозяйствующих субъектов классифицировать лом и отходы черных и цветных металлов как продукцию по государственным стандартам или как отходы по ФККО. Такие продукты регулируются Законом № 99-ФЗ12 и статьей 13.1 Закона № 89-ФЗ4, а также Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения и Положением о лицензировании деятельности по работе с таким ломом, утвержденными Правительством РФ постановлением № 98013. Однако лицензирование касается только лома, принятого хозяйствующим субъектом как отход.
Таким образом, существует двойственность в определении лома и отходов черных и цветных металлов, и их классификация может зависеть от решения хозяйствующих субъектов и соответствующих стандартов и законодательства.
Вывод:
Из данного анализа следует, что только тот лом черных и цветных металлов, который был отнесен к отходам, может рассматриваться как вторичный ресурс для производства вторичного сырья. Поскольку ломозаготовительные компании, следующие правилам обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и лицензированию, обрабатывают лом, отнесенный к продукции согласно государственным стандартам, они не обязаны и не должны предоставлять отчеты по форме № 1-ВС.
Определения:
* Вторичные ресурсы – отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).
** Утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным п. 3 ст. 10 Закона № 89-ФЗ (энергетическая утилизация).
***Вторичное сырье – продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации Российской Федерации, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.
Возможно, вы искали: 1-ВС, вторичное сырье, лом и отходы черных и цветных металлов, экологическая отчетность, статистическая отчетность, статотчетность, утилизация отходов, вторичные ресурсы ...