Многие, кто взаимодействует с природными ресурсами и оплачивает НВОС, вероятно, задумывались, действительно ли нужно платить за все или можно обойтись без оплаты. Решение использовать стимулирующий коэффициент, будь то 25 или 100, тоже может вызывать сомнения. И если задать эти вопросы экспертам, часто они ответят: "Решайте сами". Почему? Потому что в стране много субъектов, каждый из которых может иметь свои правила и привычки. Иногда это связано с несовершенством текстов нормативных актов, которые каждый трактует по-своему: будь то тот, кто должен следовать правилам, тот, кто их проверяет, или тот, кто их составляет.
Большинство обычно выбирает путь "платить за все", чтобы избежать вопросов со стороны контролирующих органов. Но иногда при использовании коэффициентов может упускаться из виду самое важное или то, что скрыто между строк. Давайте попытаемся выявить проблемы таких "слепых зон", в которых каждый должен сам решать, платить или не платить, применять стимулирующий коэффициент или нет.
Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) должна быть представлена вовремя и соответствующему уполномоченному органу. В разделе VI формы ДВОС указывается информация о нормативах образования и размещения отходов (НООЛР) для объекта. Однако возникает ситуация, когда в отчете указано одно ОРО для определенного вида отходов, а по факту в отчетном периоде эти отходы были размещены на другом ОРО. Что делать в такой ситуации? Необходимо ли рассчитывать плату за размещение отходов с использованием стимулирующего коэффициента 25?
Формально изменение ОРО не является основанием для изменения ДВОС или представления новой декларации. Однако ДВОС является разрешительным документом для объектов II категории, за исключением случаев, когда имеется комплексное экологическое разрешение (КЭР).
Условия применения формулы из Правил № 881 для расчета платы за размещение отходов и твердых коммунальных отходов (ТКО) с использованием коэффициента 25 - это превышение объема или массы отходов, указанных в ДВОС. Однако для объектов II категории особое внимание уделяется превышенному объему размещенных отходов, указанному в ДВОС, без упоминания конкретного ОРО в ДВОС.
Минприроды России относительно этого вопроса приводит следующие аргументы:
Для того чтобы избежать применения коэффициента 25 при расчете платы за размещение отходов на неуказанном в ДВОС ОРО, необходимо представить новую ДВОС или внести изменения в существующую, несмотря на отсутствие законодательной базы для этого.
Для уточнения порядка внесения изменений в ДВОС рекомендуется обратиться к территориальному органу Росприроднадзора.
Вопрос о необходимости уплаты платы за выброс и сброс загрязняющих веществ, которые не подлежат нормированию, по объектам I категории, остается актуальным, особенно в контексте получения комплексного экологического разрешения (КЭР).
Когда заявка на получение КЭР подается, в нее включаются расчеты технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС) высокотоксичных веществ, а также веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), если они присутствуют в выбросах или сбросах, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и другим нормативам, установленным законодательством. Таким образом, КЭР определяет эти нормативы.
Если вещества не подлежат нормированию, то они не должны содержаться в заявке на получение КЭР, а следовательно, и в самом КЭР.
Правила № 881 устанавливают процедуру расчета платы за выброс и сброс загрязняющих веществ для объектов I категории, получивших КЭР, исходя из данных, предоставленных в КЭР. Они также предусматривают, что при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов, превышающие их, а также другие нормативы и лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Однако Правила № 881 не указывают, каким образом рассчитывать плату за выброс и сброс загрязняющих веществ, не подлежащих нормированию, для объектов I категории, имеющих КЭР.
Следовательно, логически при получении КЭР платежная база в отношении ненормируемых веществ не учитывается. Однако Минприроды России высказывает другую точку зрения.
В своих разъяснительных письмах Минприроды России ссылается на Закон № 7-ФЗ и Правила № 881, утверждая, что платежная база определяется для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в Перечень.
Интересно, что и до введения в действие Правил № 881 Минприроды России придерживались той же позиции.
В отношении того, какой разрешительный документ указывать в Декларации о плате за выброс и сброс загрязняющих веществ, Минприроды предлагает указывать КЭР, так как для объектов I категории в принципе КЭР является разрешительным документом.
Возможно, вы искали: НВОС, плата за НВОС, категории объектов НВОС, категории опасных объектов, категория объекта