Термин «побочная продукция» является относительно новым в природоохранном законодательстве. До его введения возникали многочисленные противоречия при использовании и реализации веществ, не относящихся к продукции и имеющих статус отходов. В соответствии с п. 2 ст. 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Закон № 7-ФЗ), побочная продукция – это вещества и предметы, возникающие при производстве основной продукции, выполнении работ или оказании услуг, которые не являются целью данного производства, но пригодны в качестве сырья или для потребления.
Согласно этому определению, побочная продукция занимает промежуточное положение между отходами и основной продукцией. Законодатель дает производителю свободу выбора: относить образуемые вещества к отходам или к побочной продукции. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон № 89-ФЗ), отходы производства и потребления – это вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или потребления, которые подлежат удалению.
Хозяйствующий субъект сам определяет, что в его деятельности является производством, выполнением работ или оказанием услуг, и на какой стадии образуются отходы. Законодатель установил, что хозяйствующие субъекты сами решают, относить образуемые вещества к отходам или побочной продукции, независимо от их включения в Федеральный классификационный каталог отходов (п. 1 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ).
Однако есть исключения: вещества, входящие в перечень, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства (п. 10 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ), не могут быть классифицированы как побочная продукция из-за их опасных свойств для здоровья человека и окружающей среды. Вещества, не входящие в этот перечень, могут быть отнесены к побочной продукции, что накладывает на хозяйствующий субъект определенные обязанности, отличные от тех, что возникают при обращении с отходами.
Обязанности по обращению с побочными продуктами
Прежде всего, это обязанности по ведению учета и представлению отчетности. Согласно п. 3 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ, хозяйствующие субъекты, у которых в результате деятельности образуются побочные продукты производства, обязаны вести их учет отдельно от учета основной продукции и отходов производства и потребления.
Согласно письму Минприроды России от 31.03.2023 № 25-47/11570 «О побочных продуктах производства», учет побочной продукции осуществляется по порядку, установленному учетной политикой субъекта, в зависимости от самостоятельно определяемых способов и методов учета. Побочные продукты производства, как и отходы, считаются активами хозяйствующих субъектов и подлежат учету по Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Таким образом, Минприроды России разрешает субъектам самостоятельно выбирать методы учета побочной продукции, которая должна учитываться в том числе для бухгалтерских целей.
Помимо ведения учета, субъекты, у которых образуются побочные продукты производства, должны отражать их в программе производственного экологического контроля (ПЭК) и отчете о его организации (п. 4 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ). Необходимая информация включает виды побочных продуктов, объемы их образования, дату образования, планируемые сроки использования или передачи другим лицам и результаты такого использования или передачи
Согласно приказу Минприроды России от 18.02.2022 № 109, программа ПЭК должна содержать раздел «Сведения о побочных продуктах производства», который включает:
Кроме того, при обращении с побочной продукцией недопустимо загрязнение окружающей среды и ее компонентов, включая почвы, водные объекты и леса (п. 5 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ). В целях охраны земель, собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения (п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ). При эксплуатации водохозяйственных систем запрещается сброс сточных вод в водные объекты без санитарной очистки и обезвреживания (ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ), особенно если они содержат возбудителей инфекционных заболеваний или вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Таким образом, основные обязанности по обращению с побочной продукцией включают ведение учета, отражение сведений в программе ПЭК и отчете о ПЭК, а также соблюдение требований по охране земель и водных объектов. Теперь перейдем к вопросам, которые часто возникают у природопользователей.
Ответы на основные вопросы
1. Что делать с побочной продукцией?
Этот вопрос вызывает много дискуссий, поскольку законодатель предоставляет свободу выбора относительно того, к чему относить материальные вещества – к отходам или побочной продукции. Согласно п. 8 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ, побочные продукты производства признаются отходами в следующих случаях:
Таким образом, закон предлагает два основных варианта обращения с побочной продукцией:
2. В чем отличие побочной продукции от вторичных ресурсов?
Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ, вторичные ресурсы – это отходы, которые могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг
или получения энергии, и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов или образованы в процессе производства. Таким образом, вторичные ресурсы – это отходы, которые получены после:
В отличие от этого, побочная продукция не является отходом производства и потребления. Важно отметить, что к вторичным ресурсам предъявляются особые требования по обращению (ст. 17.1 Закона № 89-ФЗ):
3. Необходимо ли вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) при обращении с побочной продукцией?
Согласно п. 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ, плата за НВОС взимается за:
В случае признания побочных продуктов отходами, хозяйствующие субъекты, у которых в результате деятельности образовались такие побочные продукты, обязаны внести плату за НВОС (п. 9 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ). Таким образом, плата за НВОС не требуется до момента признания побочной продукции отходами согласно п. 8 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ.
Возможно, Вы искали: Побочная продукция, Природоохранное законодательство, Закон № 7-ФЗ об охране окружающей среды, Закон № 89-ФЗ об отходах производства и потребления, Учет побочной продукции, Вторичные ресурсы, Негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), Программа производственного экологического контроля (ПЭК), Отчетность по побочной продукции, Минприроды России письмо о побочных продуктах, Экологические требования к побочной продукции, Размещение отходов и побочной продукции, Утилизация вторичных ресурсов, Раздельное накопление отходов, Обращение с отходами и побочной продукцией...