129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/О приеме заявок на получение КЭР

О приеме заявок на получение КЭР

О приеме заявок на получение КЭР

Согласно мнению государственного органа, перед подачей заявки следует актуализировать информацию о негативном воздействии объекта. Однако стоит ли это на законных основаниях? Предприятия и предприниматели, занимающиеся деятельностью на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (КЭР). Срок исполнения этой обязанности приближается, что, вероятно, приведет к увеличению нагрузки на Росприроднадзор в 2024 году. Поэтому может показаться, что государственные органы не должны искать дополнительных сложностей, связанных с отклонением заявок по надуманным причинам. Однако на самом деле ситуация иная.

Давайте рассмотрим ближе проблему, с которой столкнулся Росприроднадзор в контексте выдачи КЭР. Речь идет о начальном этапе взаимодействия с заявителем – приеме заявки на получение КЭР. В каких случаях государственный орган должен принять заявку к рассмотрению, а в каких отказать? Правила рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, утвержденные Правительством РФ 04.08.2022 года под номером 1386, определяют этот процесс. Форма заявки на получение КЭР была утверждена Минприроды России приказом от 22.10.2021 года под номером 780.

Ключевым моментом является пункт 11 Правил номер 1386. Согласно статье 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", заявка на получение КЭР должна рассматриваться при условии, что форма и содержание представленных материалов соответствуют требованиям закона, и это должно произойти в течение четырех месяцев.

Таким образом, принятие заявки на рассмотрение зависит от ее соответствия требованиям закона:

  • по форме заявки и прилагаемых документов;
  • по содержанию заявки и прилагаемых документов.

Пункт 11 Правил номер 1386 определяет случаи, когда заявителя информируют об отказе в приеме заявки. Отказ допускается только если:

  • форма заявки не соответствует требованиям закона;
  • содержание заявки не соответствует требованиям закона;
  • форма прилагаемых к заявке документов не соответствует требованиям закона;
  • содержание прилагаемых к заявке документов не соответствует требованиям закона.

Необходимо учесть, что в каждом из перечисленных случаев требуется соответствие формы и содержания материалов требованиям закона.

В законе № 7-ФЗ упоминание о комплексном экологическом разрешении (КЭР) и заявках на его получение содержится в различных частях статьи, таких как статья 1, пункт 10 статьи 22, подпункты 2, 5, 5.1 статьи 23, пункт 6 статьи 23.1, пункт 11 статьи 28.1, и статья 31.1. Однако, за исключением статьи 31.1, в других частях закона не установлены требования к форме и содержанию заявок на получение КЭР и документам, прилагаемым к ним.

Требования к форме и содержанию заявки на получение КЭР, а также прилагаемых к ней документов, определены исключительно в статье 31.1 "Комплексное экологическое разрешение". Однако на практике территориальные органы Росприроднадзора могут отказывать в приеме заявок на получение КЭР, если данные, содержащиеся в заявке, не совпадают с информацией о объекте, отраженной в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Подобные отказы могут быть обоснованы ссылкой на пункт 1 статьи 69 закона № 7-ФЗ. Однако этот пункт закона определяет цели государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, но не устанавливает требований к форме и содержанию заявок на получение КЭР и прилагаемых к ним документов. Следовательно, утверждение о наличии таких требований в пункте 1 статьи 69 закона № 7-ФЗ неверно.

В итоге, отказ в приеме заявок на получение КЭР должен основываться только на соответствии представленных материалов требованиям, установленным статьей 31.1 закона № 7-ФЗ. Согласно данным правилам, отказ в приеме заявки возможен только в случае, если представленные материалы не соответствуют форме и содержанию, установленным для заявок на получение КЭР, или если они не соответствуют данным, содержащимся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

На основании изложенного уведомление об отказе в приеме к рассмотрению заявки на получение КЭР, направленное заявителю в связи с несоответствием представленных материалов данным об объекте, содержащимся в государственном реестре объектов, оказывающих НВОС, не может быть признано законным и обоснованным. Такое уведомление об отказе является не соответствующим законодательству (в частности, подп. «б» п. 11 Правил № 1386).

На чем же основано не соответствующее закону желание госоргана непременно вынудить владельца объекта I категории сначала обратиться за актуализацией сведений об объекте НВОС и лишь затем подавать заявку на получение КЭР?

Скорее всего, корень проблемы заключается в отсутствии в законодательстве сроков на актуализацию сведений об объектах НВОС при изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.

В п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ предусмотрены несколько оснований для предоставления хозяйствующими субъектами сведений об объектах НВОС в целях актуализации таких сведений, а в п. 7 той же статьи закона определен срок, в течение которого юридические лица, индивидуальные предприниматели для актуализации направляют сведения:

▸ о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, о реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

▸ об изменении места нахождения объекта, оказывающего НВОС.

При этом законодательством (в том числе п. 7 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ) не установлен какой-либо срок для предоставления (в целях актуализации сведений об объектах НВОС) сведений об изменении характеристик:

▸ технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

▸ технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Такое положение для Росприроднадзора – как в поговорке «Видит око, да зуб неймет».

Таким образом, с одной стороны, хозяйствующие субъекты, безусловно, обязаны предоставлять данные для актуализации сведений об объектах НВОС в ситуации, когда меняются характеристики источников загрязнения окружающей среды, технологические процессы и т. п. С другой стороны, законно заставить природопользователя выполнить такую обязанность проблематично из-за неустановленного срока.

Таким образом, Росприроднадзор видит выход в том, чтобы вынудить хозяйствующих субъектов актуализировать сведения об объекте НВОС через другие процедуры, включая получение комплексного экологического разрешения (КЭР). Поскольку природопользователи заинтересованы в получении КЭР, госорган может побудить их сначала предоставить данные для актуализации сведений об объекте НВОС, а затем уже подавать заявку на получение КЭР.

Эта позиция основана на принципе силы в данном вопросе. Тем не менее, следует подчеркнуть, что законодательство не требует обязательного предоставления сведений и документов для актуализации данных об объекте НВОС в определенные сроки, предшествующие подаче заявки на получение КЭР. Следовательно, утверждение о необходимости актуализации сведений об объекте НВОС перед подачей заявки на получение КЭР не соответствует законодательству.


Возможно, вы искали: КЭР, комплексное экологическое разрешение, объект НВОС, категория объектов НВОС, I категория объекта НВОС



Иконка вверх