129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Новый перечень нормируемых веществ

Новый перечень нормируемых веществ

Новый перечень нормируемых веществ

Правительство РФ утвердило обновленный перечень загрязняющих веществ, которые подлежат государственному регулированию в сфере охраны окружающей среды (распоряжение от 20.10.2023 № 2909-р). Этот перечень определяет вещества, выбросы которых в атмосферу и водные объекты подлежат нормированию, но не все, а только те, что включены в специальный список на основании статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Закон № 7-ФЗ). В настоящее время происходит переход от старого перечня к новому.

История нормирования

До 2014 года регулирование выбросов загрязняющих веществ осуществлялось на основании приказа Минприроды России от 31.12.2010 № 579. Этот документ определял порядок учета и нормирования выбросов, а также устанавливал перечень веществ, подлежащих обязательному учету. После принятия Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ из законодательства исключили нормы, определяющие государственный учет выбросов. В результате понятие «государственное нормирование загрязняющих веществ» временно исчезло из правового поля.

На текущий момент нормирование выбросов восстанавливается на основе нового перечня, который включает обновленные требования к учету загрязняющих веществ.

Развитие концепции государственного регулирования загрязняющих веществ

С 2014 года в статье 4.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» было введено понятие «меры государственного регулирования в отношении перечня веществ». В соответствии с этим перечень загрязняющих веществ, подлежащих регулированию, начал устанавливаться на уровне Правительства России. Первый подобный перечень был утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (далее — Перечень № 1316-р). Он состоял из следующих разделов:

  • Для атмосферного воздуха: 158 веществ (включая летучие органические соединения) и 94 радиоактивных изотопа.
  • Для водных объектов: 140 веществ, 17 стойких органических загрязнителей, 6 групп микроорганизмов, 5 прочих загрязняющих веществ и 80 радиоактивных изотопов.
  • Для почв: 59 веществ и 4 радиоактивных изотопа.

Несмотря на наличие Перечня № 1316-р, он считался недостаточно полным, что вызывало неоднозначную реакцию со стороны контролирующих органов. Росприроднадзор выпустил разъясняющее письмо от 16.01.2017 № АС-03-01-31/502, в котором рекомендовалось учитывать и нормировать вещества, отсутствующие в перечне, такие как сажа углерода, трихлорид железа и абразивная пыль, и вносить по ним плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Однако эти рекомендации выполнялись не всеми и в конечном итоге были отменены. Вопрос о расширении перечня оставался актуальным в течение нескольких лет.

На протяжении времени действия Перечень № 1316-р практически не подвергался изменениям. Последнее обновление произошло в 2019 году, когда распоряжением Правительства РФ от 10.05.2019 № 914-р в перечень была добавлена пыль каменного угля, а некоторые позиции были исключены или переименованы.

Обновление перечня в 2023 году

В 2023 году началась работа над новым перечнем загрязняющих веществ. В пояснительной записке к проекту указывалось, что он создается в рамках поручений Президента и Правительства РФ для актуализации Перечня № 1316-р. Изначально проект предполагал добавление 13 новых веществ в раздел по атмосферному воздуху, которые были определены как приоритетные в рамках федерального проекта «Чистый воздух». Позднее проект был существенно расширен и охватил большее количество загрязняющих веществ.

После многочисленных обсуждений и доработок новый перечень был окончательно принят и утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 № 2909-р.

Перечень № 2909-р: ключевые изменения

Обновленный перечень загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию, вступил в силу с 1 января 2024 года. Что же изменилось? В новый Перечень № 2909-р добавлено 79 новых веществ: 39 — для атмосферного воздуха, 16 — для водных объектов и 24 — для почв. Общее количество нормируемых веществ увеличилось с 160 до 199.

Стоит отметить, что 27 из 39 новых веществ для атмосферного воздуха будут нормироваться не сразу, а после завершения переходного периода, тогда как остальные 12 уже подлежат нормированию с января 2024 года. Полный список веществ, нормируемых с начала 2024 года и с начала 2025 года (с учетом переходного периода), представлен в таблице 1 на страницах 17–18.

Особое внимание следует обратить на изменения в наименованиях многих веществ. Они приведены в соответствие с новыми требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». В разделе, касающемся радиоактивных веществ, изменений не произошло.

Для веществ, сбрасываемых в водные объекты, в новом перечне еще не для всех позиций указаны соответствующие коды. Также ряд веществ из предыдущего перечня теперь объединены в общие группы, или, наоборот, разделены на несколько отдельных элементов, что требует дополнительного анализа для корректного учета и нормирования.

Переходные положения

Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2023 № 2909-р содержит пункт 3, который устанавливает переходный период для предприятий, позволяя им адаптироваться к новому перечню нормируемых веществ. Согласно этому пункту, вещества, которые начнут нормироваться только с января 2025 года, временно не подлежат учету в некоторых видах разрешительной документации.

Особенности переходного периода:

  1. Для объектов I категории:
    • Если до 1 января 2025 года объектам I категории выданы разрешения на выбросы или сбросы, нет необходимости вносить изменения для учета новых веществ.
    • Новые вещества также не требуется включать в уже выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ), программы производственного экологического контроля (ПЭК), а также планы мероприятий на период неблагоприятных метеоусловий (НМУ), разработанные на основании действующих разрешений.
    • Эти исключения касаются объектов I категории, которые не входят в перечень из 300 крупнейших предприятий (приказ Минприроды России от 18.04.2018 № 154) или объектов II категории, имеющих КЭР.
  2. Для объектов II категории:
    • Нововведения не распространяются на КЭР, полученные на основании заявки, поданной до конца 2024 года (включая ППЭЭ, программу ПЭК и планы мероприятий при НМУ, разработанные до 1 сентября 2025 года) для объектов из списка-300.
  3. Для объектов II и III категории:
    • Требования нормирования новых веществ не отменены, но их внедрение отсрочено. Для разработанных до 1 января 2025 года расчетов нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС), программ ПЭК, планов мероприятий по охране окружающей среды и временных разрешений на выбросы (ВРВ) и сбросы (ВРС), а также для разработанных планов мероприятий при НМУ (за исключением объектов II категории с КЭР) соблюдение требований по новым веществам откладывается до 1 января 2027 года.

Особые условия для земель сельскохозяйственного назначения

Некоторые новые вещества из раздела III «Для почв» не применяются для земель сельскохозяйственного назначения. В этот список входят:

  •  
    1. Азот аммонийный,
  •  
    1. Калий, калий хлорид (калиевая соль соляной кислоты),
  •  
    1. Кальций,
  •  
    1. Магний, магний оксид (окись магния),
  •  
    1. Натрий, сульфит-сульфатные соли,
  •  
    1. Фосфор.

Эти исключения позволяют сельскохозяйственным предприятиям избежать дополнительных требований по нормированию данных веществ.

Разъяснения государственных органов

До вступления в силу нового перечня начали появляться разъясняющие письма, уточняющие порядок его применения. Так, Минприроды России выпустило письмо от 28.12.2023 № 12-44/50655, в котором рассматриваются особенности нормирования для объектов II категории в новых условиях. В частности, в этом письме упоминаются позиции 21, 32, 47–49, 52, 59, 63, 71, 75, 140 из раздела I «Для атмосферного воздуха» Перечня № 2909-р. Эти вещества признаны приоритетными, так как они представляют наибольшую опасность для здоровья человека и были выделены Роспотребнадзором в рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух». Если в выбросах объекта II категории присутствуют указанные приоритетные вещества, с 1 января 2024 года необходимо проводить расчеты нормативов допустимых выбросов (НДВ) по этим веществам и отражать их в декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС), а также в программах ПЭК и планах мероприятий на период неблагоприятных метеоусловий (НМУ).

Кроме того, письмо Минприроды уточняет, что внесение изменений в ДВОС осуществляется одновременно с актуализацией данных об объектах НВОС (негативного воздействия на окружающую среду). Если для объекта II категории оформляется комплексное экологическое разрешение (КЭР), расчеты технологических нормативов должны учитывать вновь включенные в Перечень № 2909-р вещества, при условии их включения в состав маркерных веществ с установленными технологическими показателями наилучших доступных технологий (НДТ).

Разъяснения Росприроднадзора

После утверждения Перечня № 2909-р центральный аппарат Росприроднадзора направил территориальным органам письмо от 15.04.2024 № СР-09-03-31/12409 «О применении Перечня № 2909-р при предоставлении государственных услуг». В нем, а также в аналогичных письмах от 18.04.2024 и 13.05.2024, разъясняется порядок применения нового перечня для объектов II и III категории. Основной акцент делается на необходимость корректировки расчетов НДВ и технологических нормативов, а также планов мероприятий при НМУ для новых веществ, нормирование которых началось с 1 января 2024 года.

Для веществ, нормирование которых вступает в силу с января 2025 года, такой обязанности пока нет, что дает предприятиям время для подготовки. Однако Росприроднадзор допускает возможность досрочного учета этих веществ и включения их в проект НДВ уже в 2024 году для исключения необходимости повторного пересмотра нормативов в будущем.

Практическое применение нового перечня

Проекты НДВ, поступившие на утверждение в территориальные органы Росприроднадзора, должны учитывать вещества, подлежащие регулированию с 1 января 2024 года, включая 11 новых загрязняющих веществ из раздела I «Для атмосферного воздуха», если они присутствуют в выбросах. В отношении остальных веществ их учет потребуется с 1 января 2025 года, с переходными положениями по учету 27 новых веществ.

Для уменьшения административной нагрузки и исключения повторного пересмотра нормативов Росприроднадзор рекомендует учитывать новые вещества уже на этапе утверждения НДВ в 2024 году.

Именование веществ и актуализация документации

При оформлении проектов НДВ или материалов инвентаризации указание наименований загрязняющих веществ, которые не соответствуют Перечню № 2909-р, не является основанием для отказа в утверждении нормативов, разрешений на выбросы или КЭР. В таких случаях территориальные органы Росприроднадзора обязаны самостоятельно привести наименования в соответствие с Перечнем № 2909-р в утверждаемых документах.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Минприроды России выпустило письмо от 23.11.2023 № 19-44/45037 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», в котором уточняется порядок расчета платы в условиях перехода к новому перечню. Расчет платы за НВОС осуществляется по правилам, установленным постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 881, которое ссылалось на действующий в тот момент Перечень № 1316-р. Однако в письме подчеркивается, что федеральные законы имеют приоритет над актами Правительства РФ, поэтому утрата силы Перечня № 1316-р не отменяет необходимость использования нового Перечня № 2909-р с 1 января 2024 года. В документе также упоминается о подготовке нового проекта с актуальными ставками платы для веществ, включенных в Перечень № 2909-р, которые будут применяться с отчетного периода за 2024 год.

Для адаптации к новому перечню загрязняющих веществ в 2024 году предприятиям потребуется внести изменения в следующие документы:

1. Материалы инвентаризации источников выбросов

  • Что менять: Обновить отчет об инвентаризации, добавив все выбрасываемые вещества, даже если они ранее не подлежали нормированию. Это требование связано с тем, что в материалах должны быть указаны все вещества, для которых установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) или ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ).
  • Основание: Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871.
  • Когда менять: При изменениях состава, объема или массы выбросов, а также при изменениях законодательства, влияющих на перечень нормируемых веществ.

2. Расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ)

  • Что менять: Включить в расчет НДВ все новые вещества, появившиеся в перечне и присутствующие в выбросах предприятия. Это актуально для предприятий, не имеющих КЭР.
  • Основание: Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055, п. 11.
  • Когда менять: Необходимо ориентироваться на переходные положения (например, для веществ, нормируемых с 2024 года, — изменения нужно внести незамедлительно).

3. Расчет нормативов допустимых сбросов (НДС)

  • Что менять: Пересчитать НДС, если выявлены новые вещества в сбросах, которые ранее не учитывались в инвентаризации. Это особенно касается объектов централизованной системы водоотведения (ЦСВ).
  • Основание: Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 891 (Правила № 891).
  • Когда менять: В течение 18 месяцев после внесения изменений в нормативы или после размещения информации на сайте Росводресурсов.

4. Программа производственного экологического контроля (ПЭК)

  • Что менять: Корректировать программу, если объем выбросов или сбросов загрязняющих веществ изменился более чем на 10%.
  • Основание: Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109.
  • Когда менять: В течение 60 рабочих дней со дня установления изменений.

5. Санитарно-защитная зона (СЗЗ)

  • Что менять: Обновление СЗЗ не требуется, поскольку установление зоны изначально осуществляется с учетом всех выбрасываемых веществ, а не только нормируемых.
  • Основание: Требования Роспотребнадзора.
  • Когда менять: Обновление необходимо только в случае изменения границ СЗЗ или при значительном увеличении объемов выбросов.

В целом, корректировка материалов инвентаризации и расчетов НДВ и НДС является приоритетной задачей для предприятий, так как они влияют на разработку всех последующих экологических документов и учет нормативов выбросов и сбросов.

Возможно, Вы искали: нормируемые вещества, перечень загрязняющих веществ, Перечень № 2909-р, охрана окружающей среды, нормативы выбросов, инвентаризация выбросов, программа ПЭК, расчет НДВ, расчет НДС, санитарно-защитная зона, переходные положения, объекты НВОС, Минприроды России, Росприроднадзор, экологическое регулирование, КЭР, программа повышения экологической эффективности, негативное воздействие на окружающую среду, НВОС, экологическая документация, федеральный проект Чистый воздух...



Иконка вверх