129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Новые правила коммерческого учета ТКО

Новые правила коммерческого учета ТКО

Новые правила коммерческого учета ТКО

Споры между потребителями и региональными операторами по поводу методов учета вывезенных твердых коммунальных отходов (ТКО) продолжаются с момента начала реформы. Основная проблема заключается в том, что действующие до 1 сентября 2024 года Правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденные постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года № 505, позволяли слишком широкую трактовку двух возможных методов расчета: по нормативам накопления и по фактическому объему и количеству вывезенных отходов.

Региональные операторы преимущественно настаивают на методе учета по нормативам накопления, который основывается на заранее установленной норме отходов, в то время как потребители (особенно юридические лица) предпочитают расчет по фактическому количеству вывезенных отходов, что дает им возможность платить только за реально вывезенные объемы. Часто встречается мнение, что нормативы накопления завышены, хотя это не всегда соответствует действительности.

Чтобы устранить существующие противоречия и обеспечить более справедливый подход к расчетам, разработаны новые Правила коммерческого учета ТКО, которые вступят в силу 1 сентября 2024 года.

Основные изменения в новых правилах для потребителей – юридических лиц, работающих в зданиях, не относящихся к многоквартирным и индивидуальным жилым домам (МКД и ИЖД):

  1. Уточненные методы расчета: Новые Правила сохраняют оба метода учета – по нормативам и по факту – но с дополнительными условиями и уточнениями. Это должно уменьшить разночтения и помочь более точно определить, какой метод подходит для конкретной ситуации.
  2. Прозрачность и обоснованность нормативов: В новых Правилах предусмотрены требования к обоснованию нормативов накопления, что может помочь решить вопрос завышенных норм. Региональные операторы обязаны предоставлять более прозрачную информацию о том, как формируются нормативы, что способствует снижению претензий со стороны потребителей.
  3. Гибкость в применении методов: В соответствии с новыми Правилами, возможно будет выбрать наиболее подходящий метод расчета, исходя из специфики деятельности предприятия и особенностей отходов. Это должно способствовать более гибкому и справедливому подходу к расчетам.
  4. Контроль и аудит: Внедрены новые механизмы контроля и аудита, которые помогут убедиться в корректности применения методов учета и расчетов. Это позволит обеспечить более точное соблюдение норм и уменьшить случаи злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 3 новых Правил коммерческого учета ТКО, необходимо отдельно учитывать три вида отходов: раздельно накопленные ТКО, ТКО при совместном накоплении и крупногабаритные отходы (КГО). Это разделение имеет ключевое значение для правильного финансового учета и расчета с потребителями.

Нюансы учета трех видов отходов:

  1. Отдельный учет видов отходов: Согласно новым Правилам, для каждого из трех видов отходов – раздельно накопленных ТКО, ТКО при совместном накоплении и КГО – требуется вести отдельный коммерческий учет. Это необходимо для точного отражения объемов и массы каждого типа отходов, что влияет на финансовые расчеты между потребителями и региональными операторами.
  2. Нормативы накопления: При использовании метода учета по нормативам накопления, исполнительные органы субъектов РФ должны установить конкретные нормативы для каждого из этих трех видов отходов. Это предполагает, что необходимо будет разработать и утвердить разные нормы накопления для раздельно накопленных ТКО, ТКО при совместном накоплении и КГО.
  3. Проблемы с установлением нормативов: На данный момент фактически повсеместно установлены только нормативы для совместного накопления ТКО, включая объемы образованных КГО. Установление нормативов для раздельного учета и КГО представляет собой сложную задачу, поскольку это требует проведения обширных замеров и анализа данных в течение года. Поэтому в краткосрочной перспективе, установление точных нормативов для всех трех видов отходов может занять значительное время.
  4. Влияние на расчеты: Отсутствие утвержденных нормативов для раздельного учета и КГО может привести к неясности в расчетах и потенциальным спорам между потребителями и региональными операторами. Потребители могут столкнуться с неопределенностью в том, как будут определяться их обязательства по оплате за раздельно накопленные ТКО и КГО, пока не будут установлены соответствующие нормативы.
  5. Потребность в оперативных решениях: В связи с тем, что быстрое установление нормативов затруднительно, возможно потребуется использование временных решений или ориентировочных нормативов, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование системы учета и расчетов до утверждения окончательных данных.

Учет по количеству вывезенных отходов для отдельных категорий потребителей

Основным методом коммерческого учета твердых коммунальных отходов (ТКО) остаются нормативы накопления для всех категорий потребителей. Однако предусмотрены исключения для четырех специфических групп потребителей:

  1. Многоквартирные дома (МКД) и индивидуальные жилые дома (ИЖД), если они имеют мусороприемные камеры или отдельные контейнерные площадки, используемые исключительно для сбора ТКО.
  2. Садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, обладающие контейнерными площадками, выделенными для каждого товарищества.
  3. Здания, сооружения, земельные участки и помещения (кроме МКД и ИЖД), имеющие отдельные контейнерные площадки для одного потребителя.
  4. Объекты, используемые несколькими потребителями, при условии, что ТКО складируются на одной общей контейнерной площадке.

Для этих четырех групп коммерческий учет ТКО можно вести на основе фактического количества и объема контейнеров или бункеров, с учетом графика вывоза, то есть по фактически вывезенным отходам. Важно, чтобы все потребители, использующие контейнерную площадку, были включены в реестр мест накопления ТКО соответствующего муниципального образования.

  • Для МКД и ИЖД учет по фактическому количеству должен быть установлен при заключении договора с региональным оператором в письменной форме, при условии выполнения всех требований.
  • Для садоводческих товариществ и других объектов потребуется дополнительное письменное заявление и согласие всех заинтересованных потребителей.

Стоит отметить, что согласно статье 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», органы государственной власти субъектов РФ имеют право самостоятельно определять методы расчета объема и массы ТКО для договоров на услуги по обращению с отходами, а также утверждать порядок выбора этих методов. В настоящее время только в Московской области утвержден региональный порядок выбора способа расчета объема ТКО (постановление Правительства Московской области от 15.04.2024 № 348-ПП). Следовательно, в Московской области применяются свои правила, и новые федеральные правила не будут использоваться. Одним из требований для учета ТКО по фактическому объему в Московской области является отсутствие административных нарушений в области охраны окружающей среды за предыдущий год до подачи соответствующего заявления.

Одним из ключевых нововведений в правилах учета твердых коммунальных отходов (ТКО) является возможность учета отходов не только по объему, но и по массе. Это является значительным улучшением, так как позволяет отслеживать все стадии обработки отходов в единой системе измерений. Важно отметить, что на предприятиях и объектах инфраструктуры, занимающихся обращением с отходами, учет уже ведется по массе в соответствии с действующим законодательством.

Для перехода на учет по массе с 1 сентября 2024 года необходимо следующее:

  1. Проверка и обновление данных: Убедитесь, что информация о контейнерной площадке внесена в реестр мест накопления ТКО муниципального образования.
  2. Ведение учета: Сохраните учет всех видов ТКО, включая крупногабаритные отходы (КГО), которые учитываются отдельно для жилищных отходов.
  3. Письменное заявление: Подайте письменное заявление региональному оператору о переходе на расчет по фактическому количеству и объему контейнеров, а также по графику вывоза.
  4. Альтернативный метод учета: Если в территориальной схеме вашего региона определена средняя плотность ТКО и установлен тариф на единицу массы, вы можете в своем заявлении запросить учет по массе.

Если потребитель не подаст письменное заявление, учет отходов будет автоматически производиться по нормативам накопления. Важно самостоятельно оценить плюсы и минусы выбора метода учета. В некоторых случаях применение нормативов накопления может оказаться более выгодным с финансовой точки зрения. Однако, для стимулирования сокращения объемов отходов и их эффективного управления, предпочтение следует отдавать оплате по фактическому количеству вывезенных отходов.

Хотя полное достижение цели «ноль отходов» представляется трудной задачей, стремление к этой цели поможет улучшить управление отходами и эффективность использования ресурсов.

 

Пункт 12 новых правил предоставляет возможность перехода на учет по фактическому количеству отходов в случае использования одной контейнерной площадки несколькими потребителями. Это касается ситуаций, когда, например, арендодатель и арендаторы или владельцы нескольких близлежащих объектов с низким уровнем образования ТКО пользуются общей контейнерной площадкой. Также это относится к потребителям в жилых и нежилых помещениях многоквартирных и индивидуальных жилых домов, где общая контейнерная площадка используется для сбора отходов.

Основные моменты:

  1. Общая контейнерная площадка:
    • Возможность перехода на учет по фактическому количеству и объему отходов применяется для потребителей, использующих общую контейнерную площадку.
    • Формулы расчета платы, предложенные для такого случая, изменены в правилах предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
  2. Сложности применения:
    • Решение, предложенное в пункте 12, может вызвать трудности, так как не уточняется, кто должен инициировать переход на учет по факту.
    • Формула расчета, предлагаемая для этого случая, может быть сложной в применении, особенно для субъектов малого бизнеса, которые часто меняют свои условия.
  3. Проблемы и вызовы:
    • Сложности могут возникнуть при расчете ТКО, если изменяется категория хотя бы одного из пользователей общей контейнерной площадки. Это приведет к необходимости пересчета количества ТКО для всех потребителей.
    • Процедура перехода на учет по фактическому количеству может быть неэффективной при высоких нормах накопления ТКО.
  4. Необходимость разъяснений:
    • Вероятно, потребуется дополнительное разъяснение от Минприроды России и ППК РЭО для более четкого применения пунктов правил.
    • Без таких разъяснений и формирования судебной практики применение пункта 12 может быть затруднено и проблематично.

      Выводы

Для реализации некоторых положений новых Правил потребуется внесение изменений в региональное законодательство, включая:

  1. Корректировка нормативных актов: Необходимо утвердить новые нормативы накопления ТКО в соответствии с обновленными правилами.
  2. Обновление территориальных схем: Требуется внести изменения в схемы обращения с ТКО, чтобы они соответствовали новым требованиям.
  3. Пересмотр тарифов: Потребуется утвердить новые тарифы для разных видов ТКО.

Потребители будут более зависимы от правильного определения и применения новых нормативов накопления ТКО. В связи с этим, некоторые из них могут столкнуться с необходимостью пересмотра существующих расчетов с региональными операторами и внесения изменений в уже заключенные договоры.

Этот шаг в упорядочивании нормативной базы является значительным, однако окончательное регулирование и устранение проблем остаются за регионами. Они имеют право корректировать новые правила на основе практического применения. Мы также ожидаем долгожданные изменения в правилах обращения с ТКО, которые могут помочь решить ряд озвученных проблем.


Возможно, Вы искали: новые правила коммерческого учета ТКО, правила учета твердых коммунальных отходов, нормативы накопления ТКО, расчет по объему и массе ТКО, изменения в правилах обращения с отходами, учет ТКО по фактическому количеству, региональные правовые акты ТКО, территориальные схемы обращения с ТКО, тарифы на вывоз ТКО, общая контейнерная площадка ТКО, корректировка региональных актов ТКО, проблемы учета ТКО, переход на учет по факту ТКО, изменения в правилах предоставления коммунальных услуг, Минприроды России ТКО, ППК РЭО ТКО



Иконка вверх