129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Новые подходы при разработке проектов СЗЗ

Новые подходы при разработке проектов СЗЗ

Новые подходы при разработке проектов СЗЗ

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) представляет собой территорию между границей промышленной площадки (контуром объекта) и границами участка, где обеспечивается достижение санитарно-эпидемиологических требований к уровню загрязнения атмосферного воздуха (химического, биологического, физического), а также приемлемых уровней риска для здоровья населения при эксплуатации объекта в штатном режиме на максимальной проектной мощности.

Отношения в части установления СЗЗ и использования земельных участков (ЗУ), расположенных в их границах, регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

  • Статья 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Статья 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 342-ФЗ);
  • Статьи 57.1, 104–107 Земельного кодекса Российской Федерации.

Изменения в нормативной правовой базе

Закон № 342-ФЗ ввел прямые нормы права относительно санитарно-защитных зон (СЗЗ). В частности, согласно пункту 13 статьи 26 Закона № 342-ФЗ, с 1 января 2025 года ориентировочные и расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают свое существование, а ограничения использования земельных участков в их границах не действуют.

Собственники зданий и сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные и расчетные СЗЗ, обязаны до 1 октября 2024 года обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных и расчетных СЗЗ. Для этого необходимо предоставить документы, предусмотренные положением о СЗЗ.

Новые правила предусматривают следующие сценарии:

  • Если у предприятия нет превышений за контуром объекта, то законодательство о СЗЗ его не касается. В этом случае необходимо до 1 октября 2024 года обратиться в Роспотребнадзор с заявлением о прекращении существования СЗЗ, если она была ранее установлена.
  • Если есть превышения за контуром объекта, то до 1 октября 2024 года необходимо обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об установлении СЗЗ и о внесении ее границ в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
  • Если СЗЗ не была установлена либо не были установлены границы такой зоны, то СЗЗ и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2025 года.

С 1 января 2025 года также утратит силу положение о том, что не требуется представление застройщиком в Роспотребнадзор заявления об установлении или изменении СЗЗ до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.

Согласно статье 26 Закона № 342-ФЗ, хозяйствующие субъекты могут оказаться в различных ситуациях:

  • Решение об установлении СЗЗ получено, границы внесены в ЕГРН. В этом случае СЗЗ считается установленной до 1 января 2028 года.
  • Решение об установлении СЗЗ получено, границы описаны, но в ЕГРН не внесены. Хозяйствующему субъекту необходимо самостоятельно направить документы о границах СЗЗ в ЕГРН до 1 января 2025 года. СЗЗ в таком случае считается установленной до 1 января 2028 года.
  • Решение об установлении СЗЗ получено, но границы не указаны так, как требуется. Хозяйствующему субъекту необходимо самостоятельно направить документы о границах СЗЗ в ЕГРН до 1 января 2025 года. СЗЗ считается установленной до 1 января 2028 года.
  • Решение об установлении СЗЗ не получено, но есть положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ, границы описаны. Обладатели таких зон, которые в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 названы расчетными (предварительными), должны определиться: либо установить СЗЗ, получив соответствующее решение, либо (если за контуром объекта превышений не обнаружено) оформить ликвидацию СЗЗ.

СЗЗ считается установленной, если получено решение о ее установлении и границы внесены в ЕГРН (статья 26 Закона № 342-ФЗ). Сведения о местоположении границ СЗЗ оформляются в виде текстовых и графических документов, предназначенных для автоматического импорта в автоматизированную систему Росреестра. Форма графического и текстового описания границ СЗЗ, а также требования к точности определения координат характерных точек утверждены приказом Росреестра от 26.07.2022 № П/0292.

Обновление программного обеспечения

Изменения в нормативно-правовой базе потребовали соответствующих изменений в программе «СЗЗ-Эколог». Новая версия программы теперь формирует в необходимом формате XML-файл для передачи в Росреестр и сведения о расположении СЗЗ с характерными точками, согласно приказу Росреестра от 25.12.2023 № П/0554. Кроме того, в программе автоматизирована подготовка описательной части отчета, что существенно сокращает трудозатраты пользователей.

Описательная часть проекта требует творческого подхода и является очень объемной. В ней содержится информация о расположении земельных участков (ЗУ), используемых в целях, указанных в пункте 5 Правил установления СЗЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, и пунктах 5.1 и 5.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, относительно границ промплощадки. В соответствии с пунктом 3.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, промплощадка всегда представляет собой один или несколько ЗУ. Земельный кодекс РФ (пункт 3 статьи 6) определяет ЗУ как объект права собственности и иных предусмотренных прав на землю. ЗУ является недвижимой вещью, представляющей собой часть земной поверхности с индивидуально определенными характеристиками. Объектами земельных отношений являются как ЗУ, так и их части (пункт 1 статьи 6 Земельного кодекса РФ).

В случае расположения промплощадки в черте городской застройки, описание таких участков может быть достаточно трудоемким и продолжительным процессом. В описательной части отчета следует указывать кратчайшие расстояния от промплощадки до ЗУ, направление на ЗУ по румбам, а также характеристики ЗУ и назначение функциональной (градостроительной) зоны, в пределах которой он располагается. Эта информация может быть получена из кадастрового плана территории (КПТ), содержащего местоположение ЗУ, зданий и сооружений, а также их основные характеристики, такие как назначение и разрешенное использование.

Программный комплекс «СЗЗ-Эколог» включает в себя модуль импорта КПТ, что позволяет определить расстояния до нормируемых объектов и выбрать ближайшие из них. Это упрощает подготовку отчета с указанием расположения объектов относительно промплощадки по направлению и расстоянию. Помимо описания нормируемых объектов, проект СЗЗ должен содержать описание функционального зонирования территории и указание режима ее использования. Функциональное зонирование означает выделение зон с преобладающим видом деятельности, для которого предназначена территория. Функциональная зона — это территория в определенных границах с однородным функциональным назначением и соответствующими ему режимами использования.

Из системного толкования статьи 1 пунктов 2, 5–8, части 1 статьи 34 пункта 2 и части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ следует, что территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования, определяя правовой режим использования ЗУ, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

«СЗЗ-Эколог» значительно упрощает составление отчетов. ЗУ, составляющие промплощадку, нормируемые объекты и функциональные зоны могут быть получены из КПТ. Пользователь может настроить способ именования объектов, минимизируя правки текстового отчета. Например, название ЗУ может включать тип его разрешенного использования, чтобы при доработке отчета не искать и не редактировать эту информацию вручную.

«СЗЗ-Эколог» поддерживает импорт КПТ в форматах KPT_v10 и extract_cadastral_plan_territory_v01. При формировании списка нормируемых объектов также используется информация из КПТ, что позволяет гибко фильтровать выбор объектов по виду и разрешенному использованию. Пользователь может добавлять объекты, выделяя их на карте, или ограничивать выбор объектов расстоянием от промышленной площадки. Возможно автоматически убирать здания, если они расположены на конкретных ЗУ.

Программа также автоматизирует построение размерных линий от границ промплощадки до важных объектов. Настройки позволяют автоматически определять направления от границ промплощадки до нормируемого объекта. Направление может быть определено из воображаемого центра промплощадки на весь нормируемый объект или на его ближайшую точку. Линии строятся геометрически правильно, что позволяет визуально определить точку промплощадки, ближайшую к защищаемому объекту.

В случае, если определение расстояния до объекта допускается не от промплощадки, а от конкретной ее точки (например, от источника выброса), такая задача также может быть решена в рамках «СЗЗ-Эколог». При составлении отчета предусмотрено выделение объектов, расположенных в границах СЗЗ, а также граничащих с промплощадкой. В импортированных КПТ-файлах граничащие объекты не всегда имеют общую границу, поэтому пользователь может указать максимальное расстояние, на котором объекты будут считаться граничащими.

В результате работы с программой автоматически формируется описательная часть отчета, включающая кратчайшие расстояния от промплощадки до нормируемых объектов по разным сторонам света (рассматриваются восемь румбов), а также разделы, посвященные граничащим объектам.

Новая версия программы «СЗЗ-Эколог» значительно уменьшает объем рутинной работы по формированию отчетов, позволяя специалистам уделять больше времени творческим задачам, связанным с разработкой проектов СЗЗ.


Возможно, Вы искали: санитарно-защитная зона, СЗЗ, законодательство СЗЗ, программа СЗЗ-Эколог, Росреестр, установление СЗЗ, нормативные акты СЗЗ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, охрана окружающей среды, санитарные нормы, изменения в законодательстве, автоматизация СЗЗ, кадастровый план территории, КПТ, XML-файл Росреестр, приказ Росреестра П/0554, функциональное зонирование, градостроительные зоны, экологическая безопасность, Роспотребнадзор, проектирование СЗЗ, экологические требования, охрана здоровья населения, разработка проектов СЗЗ



Иконка вверх