129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Нововведения в государственной экологической экспертизе

Нововведения в государственной экологической экспертизе

Нововведения в государственной экологической экспертизе

Изменения, внесенные Федеральным законом от 25.12.2023 № 681-ФЗ

Новые требования к экспертам экологической экспертизы

Согласно Федеральному закону от 25.12.2023 № 681-ФЗ (далее – Закон № 681-ФЗ), в статью 16 Закона № 174-ФЗ вводится требование об аттестации экспертов государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Этот процесс будет включать следующие элементы:

  • требования к экспертам;
  • форму заявления об аттестации;
  • перечень областей аттестации в соответствии с объектами ГЭЭ;
  • положение об аттестационной комиссии;
  • требования к проведению квалификационного экзамена и перечень вопросов;
  • условия, при которых аттестация физических лиц проводится без квалификационного экзамена;
  • порядок формирования и ведения реестра аттестованных экспертов.

Порядок аттестации будет установлен Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России (на данный момент еще не утвержден). Реестр экспертов будет размещаться на официальном сайте Росприроднадзора.

Кроме того, в перечень обязанностей экспертов добавлена обязанность предоставлять разъяснения на заседаниях экспертной комиссии ГЭЭ заказчику документов и/или документации по сделанным замечаниям.

Новые требования к проведению общественной экологической экспертизы

Определение общественной экологической экспертизы

В статье 20 Закона № 174-ФЗ общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) определяется как процесс установления соответствия документов и/или документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Целью ОЭЭ является предотвращение негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Ограничения для инициаторов и участников ОЭЭ

Согласно Закону № 681-ФЗ, установлены ограничения для лиц, имеющих право инициировать и проводить ОЭЭ. К ним относятся:

  • лица, признанные иностранными агентами согласно Федеральному закону от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»;
  • лица, лишенные в судебном порядке права занимать должности в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • лица, признанные недееспособными;
  • лица, имеющие гражданство иностранного государства.

Требования к экспертам ОЭЭ

Требования к экспертам ОЭЭ аналогичны требованиям к экспертам государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).

Основания для отказа в регистрации заявления о проведении ОЭЭ

Дополнены основания для отказа в регистрации заявления о проведении ОЭЭ (статья 24 Закона № 174-ФЗ). Основанием для отказа может быть несоответствие инициатора ОЭЭ требованиям статьи 20, а также несоответствие указанных в заявлении кандидатур лиц, привлекаемых к проведению ОЭЭ, требованиям, установленным Законом № 174-ФЗ.

Изменение процедуры утверждения заключений ОЭЭ

Исключено положение об утверждении Росприроднадзором или органом местного самоуправления заключения ОЭЭ как условия для приобретения заключением юридической силы.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 25.12.2023 № 673-ФЗ

Федеральный закон от 25.12.2023 № 673-ФЗ (далее – Закон № 673-ФЗ) вносит значительные изменения, касающиеся:

  • объектов государственной экологической экспертизы (ГЭЭ);
  • оснований для повторной ГЭЭ;
  • оснований для освобождения от обязанности прохождения ГЭЭ.

Изменения в перечне объектов государственной экологической экспертизы с 1 сентября 2024 года

В перечень объектов государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) (статья 11 Закона № 174-ФЗ) внесены следующие изменения:

  • Проекты специализированных хранилищ аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия, если такие хранилища планируются к строительству или реконструкции в границах водоохранной зоны на территориях морских портов за пределами прибрежной защитной полосы (это изменение вступило в силу с 30 декабря 2023 года).
  • Проекты строительства и реконструкции объектов капитального строительства (ОКС) в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, за исключением объектов, перечень которых устанавливается Правительством России.
  • Проекты общего допустимого улова водных биологических ресурсов и внесения изменений в ранее утвержденный общий допустимый улов, за исключением проектов улова водных биоресурсов в исключительной экономической зоне РФ в районах действия международных договоров РФ.
  • Объекты ГЭЭ, указанные в федеральных законах "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", за исключением документов, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность в области рыболовства (кроме проектов общего допустимого улова), а также в области пастбищной аквакультуры вне границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и их охранных зон.
  • Проекты технической документации на технологии, использование которых может оказывать воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем областей применения и критериев, утвержденных Правительством России.
  • Проекты технической документации на вещества, которые могут впервые поступать в окружающую среду.
  • Проекты схем комплексного использования и охраны водных объектов.
  • Планы мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО) I и II классов опасности, а также объектов размещения отходов I и II классов опасности.
  • Документы, подготовленные в связи с предполагаемым ввозом объектов, указанных в Федеральном законе "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории".

Изменения оснований для повторной государственной экологической экспертизы и освобождения от ее проведения

Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 11 Закона № 174-ФЗ в редакции Закона № 673-ФЗ, который вступит в силу с 1 сентября 2024 года, основаниями для повторной ГЭЭ являются:

  1. Реализация документов и/или документации с отступлениями от получивших положительное заключение ГЭЭ, и/или внесение изменений в такие документы и/или документацию. Исключения:
    • Отступления от проекта и внесение изменений, не влекущие:
      • Изменений областей применения наилучших доступных технологий в отношении ОКС I категории НВОС.
      • Изменений видов загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду при эксплуатации ОКС (кроме случаев прекращения поступления одного или нескольких веществ).
      • Увеличения объема и/или массы выбросов и/или сбросов хотя бы одного загрязняющего вещества.
      • Изменений состава, физических и химических свойств отходов, образуемых при эксплуатации ОКС (кроме случаев прекращения деятельности, связанной с отходами).
      • Увеличения количества отходов, образуемых при эксплуатации ОКС.
      • Увеличения объема забора водных ресурсов из водного объекта.
  2. Истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ. Исключение – строительство или реконструкция ОКС в срок не более 5 лет с даты истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ при условии:
    • Начала строительства или реконструкции в период действия положительного заключения ГЭЭ.
    • Отсутствия следующих последствий:
      • Увеличения уровня воздействия на окружающую среду, определенного в ходе оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
      • Изменений видов загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду.
      • Увеличения объема и/или массы выбросов и/или сбросов загрязняющих веществ.
      • Изменений состава, физических и химических свойств отходов, образуемых при эксплуатации ОКС.
      • Увеличения количества отходов, образуемых при эксплуатации ОКС.

Изменения условий, при которых государственная экологическая экспертиза не требуется

С 1 сентября 2024 года случаи, когда проведение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) не требуется, включают:

  1. Отступление от проекта (внесение изменений в проект) при строительстве и реконструкции ОКС в пределах земельных участков, на которых уже расположены ОКС, для следующих объектов:
    • Объекты утилизации ТКО, объекты обезвреживания и размещения отходов;
    • Объекты I категории НВОС;
    • АЗС, склады ГСМ;
    • ОКС в границах Байкальской природной территории;
    • ОКС в Арктической зоне РФ;
    • Хранилища агрохимикатов, аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия.
  2. Документы и/или документация, подлежащие ГЭЭ по законам "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", а также документация на технологию, оказывающую НВОС или вещества, впервые поступающие в окружающую среду, являются составной частью проектной документации, на которую уже имеется положительное заключение ГЭЭ.
  3. Внесение изменений в проект в период действия положительного заключения ГЭЭ или при строительстве и реконструкции ОКС в срок не более 5 лет с даты истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ, при условии:
    • Начала проектных работ в период действия положительного заключения ГЭЭ.
    • Отсутствия увеличения уровня воздействия на окружающую среду, определенного ОВОС при подготовке проекта.
    • Отсутствия изменений местоположения, конструктивных, объемно-планировочных и технологических решений ОКС.
    • Отсутствия изменений состава мероприятий по охране окружающей среды.
    • Отсутствия изменений характеристик НВОС.

Подтверждение соответствия изменений проекту утверждается главным инженером проекта.

  1. Проекты технической документации на технологии, получившие положительное заключение ГЭЭ, сведения о которых содержатся в реестре выданных заключений ГЭЭ. Исключение – реализация технологии с отступлениями от проекта, получившего положительное заключение ГЭЭ, и/или внесение изменений в проект, повлекших увеличение уровня воздействия на окружающую среду, определенного ОВОС, и/или возникновение воздействия, не выявленного в ходе ОВОС.

Изменения объектов государственной экологической экспертизы

С 1 сентября 2025 года объекты ГЭЭ будут включать проекты технической документации на технологии, оказывающие воздействие на окружающую среду. До этой даты ГЭЭ подлежат проекты технической документации на новые технику и технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.

Планы мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды

С 1 марта 2035 года планы мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельных производственных объектов будут являться объектами ГЭЭ. До этой даты экспертизе подлежат планы мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, включенных в государственный реестр ОПО.

Применение требований к ГЭЭ с 1 сентября 2025 года

С 1 сентября 2025 года требование о проведении ГЭЭ будет применяться к проектам технической документации на технологии, внедрение которых планируется впервые, а также если в проект внесены изменения или реализация технологии осуществляется с отступлениями от проекта, получившего положительное заключение ГЭЭ.

Нормативные правовые акты, принятые в развитие внесенных изменений

  1. Постановление Правительства РФ от 28.05.2024 № 694:
    • Устанавливает требования к перечню документации, документов, материалов и заключений, представляемых на ГЭЭ.
    • Вводит положения о проведении экспертиз по принципу "одного окна".
    • Определяет права заказчика и экспертов по представлению и рассмотрению дополнительных материалов.
  2. Приказ Минприроды России от 08.05.2024 № 283:
    • Утверждает перечень документации, представляемой на ГЭЭ.
    • Для большинства объектов ГЭЭ предусмотрен следующий пакет документов:
      • Проектная документация на объект ГЭЭ;
      • Материалы ОВОС;
      • Согласование деятельности с Росрыболовством;
      • Документ об отсутствии полезных ископаемых и другие согласования;
      • Заключение общественной экологической экспертизы (если проведена);
      • Материалы обсуждений с общественностью;
      • Перечень изменений, внесенных в проект при повторной экспертизе.

Для отдельных объектов ГЭЭ предусмотрены особенности, например, для объектов, указанных в законах "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".

Возможно, Вы искали: 



Иконка вверх