129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Новое регулирование опасных производственных объектов

Новое регулирование опасных производственных объектов

Новое регулирование опасных производственных объектов

Опасные производственные объекты: новое регулирование

Рассмотрим нововведения Федерального закона от 30.12.2021 № 446-ФЗ в отношении отдельных опасных производственных объектов: сроки их эксплуатации, ликвидацию экологического вреда и компенсационный платеж.

Федеральный закон от 30.12.2021 № 446-ФЗ, который нацелен в основном на фискальные аспекты в области охраны окружающей среды, привлек много внимания со стороны СМИ из-за введения ограничений на некоторые виды производственных объектов и требований по долгосрочному замораживанию средств на мероприятия по охране окружающей среды. Несмотря на возражения предпринимателей, Закон № 446-ФЗ вступил в силу в сентябре 2023 года. К нему были приняты основные подзаконные акты.

Давайте попробуем разобраться, какие предприятия затронуты этим законом особенно сильно, какие обязанности он им налагает, какие переходные положения предусмотрены, что требуется определить в первую очередь и какие последствия неисполнения обязанностей могут возникнуть.

Во-первых, о каких объектах идет речь в Законе № 446-ФЗ? Он вводит термин "отдельные опасные производственные объекты". После 1 марта 2035 года должен быть создан отдельный реестр таких объектов на основе критериев, устанавливаемых Правительством РФ. Хотя конкретные критерии на данный момент неизвестны, можно предположить, что они будут расширены по сравнению с существующим списком.

До 1 марта 2035 года к регулируемым объектам относятся:

  • угольные шахты;
  • объекты для хранения отходов I и II классов опасности;
  • опасные производственные объекты (ОПО) I и II классов опасности, где используются токсичные и высокотоксичные вещества с определенными характеристиками и в указанном количестве (производственные объекты считаются ОПО на основании подпунктов "д"–"ж" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", далее - Закон № 116-ФЗ).

Для указанных объектов Закон № 446-ФЗ предусматривает следующие меры за 5 лет до окончания срока эксплуатации зданий и сооружений:

  • разработку плана мероприятий по ликвидации производства;
  • необходимость создания финансовых ресурсов для осуществления такого плана.

Отмечается, что положения Закона № 446-ФЗ не всегда сочетаются с другими нормативными актами, такими как законодательство о промышленной безопасности, градостроительные нормы и законы об охране окружающей среды.

Первая несовместимость заключается в том, что Закон № 446-ФЗ связывает объект с зданием или сооружением, то есть с недвижимостью, и определяет срок эксплуатации объекта как срок эксплуатации здания. В соответствии с Законом № 116-ФЗ ОПО могут быть предприятиями, их цехами, участками, площадками и другими производственными объектами. Следовательно, ОПО не обязательно связаны с недвижимостью.

Закон № 446-ФЗ также упоминает здания, в которых находится ОПО, и требует наличие проектной документации на такие здания, а также экспертизу проектной документации и разрешение на ввод зданий в эксплуатацию. В то же время требования промышленной безопасности не включают такую обязанность: лица, эксплуатирующие ОПО, должны обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, в которых находятся ОПО. Бывает также, что ОПО находится в здании, например в цехе, построенном еще в советский период. В отношении таких объектов может быть заключено заключение экспертизы промышленной безопасности, но отсутствует проектная документация.

Кроме того, помимо терминов "строительство" и "реконструкция", в отношении ОПО существует термин "техническое перевооружение". В этом случае заменяется только оборудование, и срок эксплуатации ОПО продлевается.

Не все владельцы ОПО могут обладать требуемыми документами (проектной документацией на здание, которая предусматривает срок эксплуатации ОПО). Что будет, если такие документы не будут найдены?

За неисполнение требований Закона № 446-ФЗ предусмотрены административная ответственность и взыскание специального компенсационного платежа. Для более подробного понимания обязанностей и ответственности можно обратиться к нормам о переходном периоде после вступления закона в силу.

Переходный период

Закон № 446-ФЗ накладывает на владельцев регулируемых объектов следующие обязанности в переходный период:

  • До 1 марта 2024 года: предоставить в Росприроднадзор сведения об отнесении объектов к отдельным опасным производственным объектам (ОПО).
  • До 1 марта 2025 года: предоставить сведения о сроке эксплуатации зданий (сооружений) с указанием реквизитов заключения государственной экспертизы проектной документации, определяющей этот срок.
  • До 1 сентября 2025 года: утвердить план мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды, вызванного эксплуатацией отдельного ОПО, и обеспечить финансирование реализации этих мероприятий, если срок эксплуатации объекта менее 5 лет с момента вступления в силу закона (то есть истекает до 1 сентября 2028 года) либо в случае непредоставления уведомления о сроке эксплуатации в установленном порядке.

За непредоставление сведений об отнесении объектов к отдельным ОПО, регулируемым Законом № 446-ФЗ, предусмотрен штраф до 500 тысяч рублей. Однако административная ответственность не применяется в случае объектов, введенных в эксплуатацию до 1 сентября 2023 года.

Юридическая ответственность за игнорирование требований Закона № 446-ФЗ не ограничивается только административными штрафами. В случае неопределения оставшегося срока эксплуатации, неутверждения плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды или недостаточного финансового обеспечения реализации плана, предприятия могут быть обязаны уплатить компенсационный платеж в принудительном порядке. Этот платеж взыскивается с предприятий, функционировавших на момент вступления в силу закона.

План мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения

Обязанность рекультивации, в рамках плана мероприятий, непосредственно связана с обеспечением соблюдения нормативов качества окружающей среды. Рекультивация земель направлена на восстановление их пригодности для использования в соответствии с целевым назначением и уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.

Если денежное возмещение вреда окружающей среде уже было взыскано, это не отменяет обязанности рекультивации в рамках плана мероприятий. Взысканная сумма не учитывается в качестве зачета или компенсации за рекультивацию земель.

Нормативные акты обычно не определяют конкретный объем мероприятий рекультивации, оставляя это на усмотрение компетентных органов или специалистов. Однако обязательным является выполнение мероприятий, направленных на соблюдение нормативов качества окружающей среды. Решение о необходимости и достаточности мероприятий рекультивации может быть принято на основе комплексного анализа состояния окружающей среды, уровня загрязнения и рисков для здоровья человека и экосистем.

В целом, целью плана мероприятий является минимизация негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение ее устойчивого развития. Поэтому важно осуществлять рекультивацию и другие мероприятия в соответствии с требованиями законодательства и принципами экологической ответственности.

Финансовое обеспечение

Владелец объектов, подпадающих под регулирование Закона № 446-ФЗ, обязан не только утвердить план мероприятий, но и обеспечить его финансовое выполнение. Подтверждением такого обеспечения могут служить независимая гарантия, поручительство или создание резервного фонда на счете эскроу, который должен существовать до окончания срока эксплуатации объекта плюс еще 6 месяцев.

Требования к организациям, выдавшим независимые гарантии или поручительства, а также открывшим счета эскроу, регламентируются Постановлением Правительства РФ. Перечень уполномоченных организаций утверждается, и включает кредитные и другие компании с высоким кредитным рейтингом.

Финансовое обеспечение может быть ликвидировано при достижении целей плана, что подтверждается актом об его выполнении и заключением о соответствии, выданным Росприроднадзором. Это означает, что обеспечение не расходуется на мероприятия, а сохраняется в замороженном виде, пока объекты не начнут действительно реализовывать мероприятия с использованием дополнительных средств.

Чтобы предотвратить обход данной финансовой нагрузки, вводятся ограничения на продажу регулируемых объектов. Информация о таких объектах заносится в реестры и базы данных, а также устанавливаются правила, запрещающие сделки без соответствующего финансового обеспечения, включая случаи реорганизации или банкротства предприятия, а также запрет на реализацию имущества по частям.

Компенсационный платеж

Компенсационный платеж, предусмотренный Законом № 446-ФЗ, может быть уплачен либо по собственной инициативе для удовлетворения требований Росприроднадзора, либо взыскан через суд. Размер этого платежа определяется Росприроднадзором в ходе проверки, используя утвержденную методику, и не должен превышать затрат на реализацию необходимых мероприятий, а также расходы, понесенные на выявление загрязнения и расчет компенсации.

Собранные компенсационные платежи предполагается направлять на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды, включая меры, принимаемые при консервации или ликвидации объекта. Кроме того, объект, по которому взыскан компенсационный платеж, становится объектом накопленного экологического ущерба.

Процесс взыскания компенсационного платежа, вероятно, будет аналогичен процедуре взыскания ущерба окружающей среде. Это означает, что компенсация может касаться экологического ущерба, накопленного за всю историю деятельности предприятия, и размеры платежа могут быть значительными.


Выводы

Действительно, Закон № 446-ФЗ вызывает неоднозначные ощущения. С одной стороны, он направлен на обеспечение исполнения обязательств по консервации или ликвидации опасных производственных объектов (ОПО), что важно для охраны окружающей среды и предотвращения экологических чрезвычайных ситуаций. Однако, с другой стороны, ряд положений может создавать неопределенность и вызывать сомнения в эффективности применения.

Например, некоторые формулировки требуют уточнений или разъяснений, чтобы обеспечить понимание и однозначное применение закона. Также существует опасность излишней финансовой нагрузки на предприятия, особенно в контексте реализации планов мероприятий, что может привести к неоправданным расходам ресурсов.

В целом, для эффективной работы Закона № 446-ФЗ необходимо постоянное совершенствование и адаптация к изменяющимся условиям и потребностям, а также проведение широких обсуждений и консультаций с заинтересованными сторонами для выявления и устранения потенциальных проблем и неясностей.


Возможно, Вы искали: Федеральный закон №446-ФЗ, Охрана окружающей среды, Ликвидация опасных производственных объектов, Финансовое обеспечение мероприятий, Компенсационный платеж, Регулирование экологической деятельности, Обязанности владельцев производственных объектов, План мероприятий по предотвращению загрязнения, Государственная экологическая экспертиза, Нормативы качества окружающей среды...



Иконка вверх