129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Механизм регулирования выбросов при НМУ.

Механизм регулирования выбросов при НМУ.

Механизм регулирования выбросов при НМУ.

Атмосферный воздух является жизненно важным элементом окружающей среды и неотъемлемой частью экосистемы, в которой живут люди, растения и животные. Правовые основы его охраны и реализация конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии закреплены в Федеральном законе от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ). Загрязнение нижнего слоя атмосферы во многом зависит от метеорологических условий. Согласно статье 1 Закона № 96-ФЗ, НМУ – это такие метеорологические условия, которые способствуют накоплению загрязняющих веществ (ЗВ) в приземном слое воздуха. НМУ представляют собой кратковременное сочетание метеорологических факторов, таких как:

  • направление и скорость перемещения загрязняющих примесей;
  • устойчивость атмосферы и степень вертикального перемешивания примесей;
  • термическое состояние воздушной массы, от которого зависит начальный подъем выбросов;
  • осадки, способствующие вымыванию примесей, или их накопление в тумане;
  • инерционные процессы.

При НМУ воздушные массы теряют подъемную силу, что затрудняет перенос, вымывание и рассеивание выбросов ЗВ, резко увеличивая концентрацию примесей в приземном слое атмосферы. Примеры сочетания метеофакторов, которые создают высокие уровни загрязнения воздуха, включают:

  • застой воздуха (штиль и приземная инверсия);
  • умеренный ветер и нестабильная термическая стратификация, сменяемые застоем воздуха;
  • очень слабый ветер с туманом;
  • отсутствие сильного ветра или осадков;
  • стационарный антициклон;
  • повышение температуры воздуха при слабом ветре.

Введение механизма регулирования выбросов в периоды НМУ позволяет избежать опасных концентраций ЗВ в атмосфере в такие периоды. Разработка мер по снижению выбросов при НМУ (далее – мероприятия при НМУ) позволяет хозяйствующим субъектам оценить влияние выбросов предприятия на окружающие территории, определить наиболее значимые источники загрязнения и вещества, а также разработать меры по снижению загрязнения, контролировать количество и качество выбросов в атмосферу в периоды НМУ. Основные принципы действий природопользователей при НМУ регулируются статьей 19 Закона № 96-ФЗ.

Так как территория России отличается значительным разнообразием климатических и географических условий, частота и продолжительность НМУ в различных регионах РФ могут значительно различаться. Например, в некоторых районах климатические условия неблагоприятны для рассеивания ЗВ, и даже небольшие выбросы могут накапливаться в атмосфере до значительных концентраций, в то время как в других районах условия способствуют самоочищению воздуха. В связи с этим в разных регионах подход к составлению прогнозных схем и порядок организации работы по регулированию выбросов в периоды НМУ различаются. В большинстве субъектов РФ разработаны нормативные правовые акты, регулирующие выбросы в периоды НМУ (порядок, административные регламенты). Далее будут рассмотрены общие вопросы введенного механизма регулирования.

Кому необходимы мероприятия при НМУ

Мероприятия при НМУ необходимы юридическим лицам (ЮЛ) и индивидуальным предпринимателям (ИП), которые имеют источники выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух и ведут деятельность на объектах I–III категорий по степени негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). При этом объект, оказывающий негативное воздействие (далее – объект ОНВ), должен быть зарегистрирован в государственном реестре объектов, оказывающих НВОС.

Мероприятия при НМУ разрабатываются для каждого объекта ОНВ индивидуально. Не требуется разработка и проведение таких мероприятий для:

  • хозяйствующих субъектов, у которых нет источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух;
  • ЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность на объектах ОНВ IV категории.

Важно отметить, что в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих охрану атмосферного воздуха, нет исключений для объектов, расположенных за пределами городских и иных поселений. Поэтому разработка и согласование мероприятий при НМУ обязательны для всех вышеуказанных объектов ОНВ, независимо от их местоположения. Эти разъяснения были даны в письме Минприроды России от 30 июня 2020 года № 13-50/7962-ОГ «О разработке мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях».

Уполномоченные органы

Вот таблица со сведениями, касающимися органов, ответственных за работу по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ):

Полномочие

На кого возложено

Как реализуется

Нормативно-правовое регулирование в сфере охраны атмосферного воздуха; разработка и утверждение требований по уменьшению выбросов ЗВ в атмосферный воздух; утверждение порядка предоставления прогнозов о НМУ, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам

Минприроды России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (согласно п. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ)

Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ» (далее – Требования № 811); приказ Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка предоставления информации о НМУ, требованиях к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам» (далее – Порядок № 899)

Определение порядка проведения работ по регулированию выбросов ЗВ в атмосферный воздух в периоды НМУ в субъекте РФ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов

Органы государственной власти субъектов РФ (п. 2 ст. 19 Закона № 96-ФЗ)

Нормативные правовые акты субъектов РФ в области регулирования выбросов ЗВ в периоды НМУ – порядки и (или) административные регламенты. При отсутствии региональных актов регулирование ведется на основании федерального законодательства

Организация работы по регулированию выбросов ЗВ в атмосферный воздух в периоды НМУ (п. 1 ст. 19 Закона № 96-ФЗ)

Органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора)

Получение прогнозов о НМУ; размещение информации на официальном сайте в интернете (не во всех регионах)

Органы местного самоуправления

Получение прогнозов о НМУ; доведение прогноза о НМУ до хозяйствующих субъектов, расположенных на подведомственных территориях; информирование населения о прогнозах наступления НМУ

Предоставление информации о НМУ (в форме прогнозов) заинтересованным лицам

Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды УГМС – территориальные органы и подведомственные организации федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (п. 4 Порядка № 899)

Информация о НМУ, уточнение информации о НМУ предоставляется в течение одного часа с момента составления прогноза (п. 6 Порядка № 899). Информация публикуется уполномоченным органом на его официальном сайте в интернете в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам (п. 9 Порядка № 899)

Согласование мероприятий при НМУ и контроль за их проведением

Органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора)

Согласование мероприятий при НМУ (заключение, решение, иное) либо отказ в согласовании; согласование обоснованности отсутствия необходимости в проведении мероприятий при НМУ (в виде информационного письма, уведомления, информации о принятии сведений, решения об отказе в согласовании перечня мероприятий в периоды НМУ, иное); прием отчетов о реализации мероприятий при НМУ (при наличии требования в субъекте РФ)

Государственный экологический контроль (надзор) в части соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха

Росприроднадзор – на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору); органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) – на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору)

Выполнение законодательно установленных требований проверяется в рамках мероприятий федерального или регионального государственного экологического контроля (надзора)

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) предоставляется уполномоченными органами заинтересованным лицам в виде прогнозов на 1–3 суток с указанием степени опасности: 1-й, 2-й или 3-й. Заинтересованными лицами считаются (п. 3 Порядка № 899):

  • органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, ответственные за организацию работ по регулированию выбросов в периоды НМУ в городах и других населенных пунктах;
  • территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного экологического надзора, и органы исполнительной власти субъектов РФ, ответственные за региональный экологический надзор, которые контролируют выполнение юридическими лицами (ЮЛ) и индивидуальными предпринимателями (ИП) согласованных мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу;
  • ЮЛ и ИП, имеющие источники выбросов ЗВ в атмосферный воздух и обязанные проводить согласованные с органами власти мероприятия по уменьшению выбросов.

Условия для составления информации о НМУ:

  1. Информация о НМУ 1-й степени опасности формируется, если выполняется условие:
    • P90≤P
    • Параметр PPP определяется как частота превышений концентраций на государственных постах мониторинга атмосферного воздуха значений, в 1,5 раза превышающих среднесезонное значение ССС.
  2. Информация о НМУ 2-й степени опасности подготавливается, если:
    • P≥P98P \geq P98P≥P98 и C98≥3ПДКмрC98 \geq 3 ПДКмрC98≥3ПДКмр. Если условие по C98C98C98 не выполняется, то формируется прогноз НМУ 1-й степени опасности.
  3. Информация о НМУ 3-й степени опасности создается, если:
    • условие P≥P98P \geq P98P≥P98 выполняется на протяжении двух суток подряд или дольше, и C98C98C98 превышает 5 ПДКмр. Если это условие не выполняется, то составляется прогноз НМУ 2-й степени опасности.

При отсутствии данных наблюдений за загрязнением воздуха степень опасности НМУ определяется на основе анализа неблагоприятных синоптических ситуаций, метеорологических условий и характеристик источников выбросов, в таком случае возможны прогнозы только 1-й и 2-й степени опасности.

Прогноз НМУ составляется с учетом текущих синоптических и метеорологических условий в период с 13:00 до 15:00 местного времени, уточнение прогнозов проводится до 10:00 следующего дня. Если уточненный прогноз отсутствует, это указывает на окончание НМУ по истечении периода, указанного в первичном сообщении.

При расположении промышленных объектов на окраине города или за его пределами большое значение имеет направление ветра. НМУ учитываются только при переносе загрязняющих примесей на жилые районы. Если перенос загрязняющих веществ происходит редко, то только прогнозы таких редких направлений ветра должны рассматриваться как угроза загрязнения воздуха.

Предоставление прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) является ключевым этапом для реализации мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Заблаговременное составление прогнозов и их доступность для заинтересованных лиц являются важными условиями для выполнения требований по сокращению выбросов в периоды НМУ.

Подготовка и передача информации о НМУ уполномоченными органами осуществляется в соответствии с Порядком № 899. Прогнозы НМУ передаются органам федерального государственного экологического надзора и органам исполнительной власти субъектов РФ (регионального госэконадзора) на безвозмездной основе. Для органов государственной власти субъектов РФ и хозяйствующих субъектов информация о НМУ передается согласно порядку проведения работ по регулированию выбросов ЗВ в периоды НМУ, который устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

Согласно п. 11 Порядка № 899, прогнозы о НМУ для хозяйствующих субъектов рассматриваются как специализированная информация. В соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (Закон № 113-ФЗ), специализированная информация – это информация, предоставляемая по заказу пользователя и за его счет. Согласно постановлению Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды» (постановление № 1425), такая информация предоставляется в рамках совместных программ (соглашений) или на основании договоров на оказание информационных услуг.

Однако постановлением Конституционного суда РФ от 29.09.2021 № 42-П части 1 и 3 статьи 17 Закона № 113-ФЗ, а также пункты 3–5 постановления № 1425 были признаны не соответствующими Конституции РФ. Это связано с тем, что они в силу своей нормативной неопределенности не позволяют четко определить критерии, на основании которых хозяйствующему субъекту может быть предписано заключение возмездного договора на оказание информационных услуг, связанных с получением прогнозов НМУ.

Основные выводы постановления Конституционного суда РФ включают:

  • Заключение договора на платной основе для получения прогнозов НМУ является рекомендательным, а не обязательным.

Основные положения по предоставлению прогнозов НМУ

  1. Заключение договоров на получение прогнозов НМУ:
    • Контролирующие органы не имеют права требовать от юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) заключения договора на получение прогнозов НМУ. Отсутствие такого договора не должно приводить к негативным последствиям для хозяйствующих субъектов.
    • Однако, несмотря на это, хозяйствующие субъекты обязаны разумно и осмотрительно получать такие прогнозы из доступных источников, включая уже заключенные договоры. Постановление Конституционного суда РФ не является основанием для прекращения таких договоров.
  2. Обязанности федерального законодателя:
    • Федеральный законодатель и Правительство России обязаны внести изменения в действующее правовое регулирование, чтобы избежать неправомерных ограничений свободы предпринимательской деятельности при реализации публичных целей государства.
  3. Законопроекты Минприроды России:
    • Изменения в законы о гидрометеорологической службе и охране атмосферного воздуха: Информация о НМУ будет классифицироваться как экологическая информация. ЮЛ и ИП будут добавлены к субъектам, которые получают эту информацию бесплатно. Правительство России будет обязано утвердить перечень общедоступной информации, предоставляемой бесплатно.
    • Перечень информации общего назначения: Прогнозы НМУ планируется включить в перечень информации общего назначения.
  4. Региональные особенности и оповещение:
    • В некоторых регионах требование заключать договоры на предоставление прогнозов НМУ может быть указано в местных нормативных актах.
    • Прогнозы НМУ и перечень источников выбросов, для которых составлены эти прогнозы, публикуются на официальных сайтах уполномоченных органов в течение двух часов с момента их составления. В течение 1–2 часов после этого информацию могут опубликовать органы власти субъектов РФ и местного самоуправления.
    • Оперативное оповещение о НМУ в различных регионах осуществляется через бесплатные SMS-сообщения (Московская область), информационные системы мониторинга (Красноярский край), данные систем мониторинга качества воздуха, телеграм-каналы и социальные сети.
  5. Рекомендации для природопользователей:
    • Природопользователям следует учитывать региональные требования, следить за публикациями изменений в федеральном законодательстве, касающихся НМУ.
    • В случае отсутствия четких региональных требований рекомендуется уточнять позицию уполномоченных органов в субъекте РФ по поводу необходимости заключения договора на предоставление прогнозов. Альтернативой является получение прогнозов из интернета путем ежедневного просмотра официальных сайтов уполномоченных органов до 18:00 местного времени.
    • Если прогнозы НМУ на официальных сайтах отсутствуют, хозяйствующий субъект должен предпринять все возможные меры для получения такой информации.

Возможно, Вы искали: прогнозы НМУ, неблагоприятные метеорологические условия, регулирование выбросов, охрана атмосферного воздуха, Федеральный закон № 96-ФЗ, Федеральный закон № 113-ФЗ, Минприроды России, специализированная информация, прогнозы для хозяйствующих субъектов, региональное законодательство НМУ, экологический надзор, информационные услуги НМУ, Конституционный суд РФ, мониторинг загрязнения воздуха, оповещение о НМУ, договоры на предоставление прогнозов НМУ...



Иконка вверх