Атмосферный воздух является жизненно важным элементом окружающей среды и неотъемлемой частью экосистемы, в которой живут люди, растения и животные. Правовые основы его охраны и реализация конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии закреплены в Федеральном законе от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ). Загрязнение нижнего слоя атмосферы во многом зависит от метеорологических условий. Согласно статье 1 Закона № 96-ФЗ, НМУ – это такие метеорологические условия, которые способствуют накоплению загрязняющих веществ (ЗВ) в приземном слое воздуха. НМУ представляют собой кратковременное сочетание метеорологических факторов, таких как:
При НМУ воздушные массы теряют подъемную силу, что затрудняет перенос, вымывание и рассеивание выбросов ЗВ, резко увеличивая концентрацию примесей в приземном слое атмосферы. Примеры сочетания метеофакторов, которые создают высокие уровни загрязнения воздуха, включают:
Введение механизма регулирования выбросов в периоды НМУ позволяет избежать опасных концентраций ЗВ в атмосфере в такие периоды. Разработка мер по снижению выбросов при НМУ (далее – мероприятия при НМУ) позволяет хозяйствующим субъектам оценить влияние выбросов предприятия на окружающие территории, определить наиболее значимые источники загрязнения и вещества, а также разработать меры по снижению загрязнения, контролировать количество и качество выбросов в атмосферу в периоды НМУ. Основные принципы действий природопользователей при НМУ регулируются статьей 19 Закона № 96-ФЗ.
Так как территория России отличается значительным разнообразием климатических и географических условий, частота и продолжительность НМУ в различных регионах РФ могут значительно различаться. Например, в некоторых районах климатические условия неблагоприятны для рассеивания ЗВ, и даже небольшие выбросы могут накапливаться в атмосфере до значительных концентраций, в то время как в других районах условия способствуют самоочищению воздуха. В связи с этим в разных регионах подход к составлению прогнозных схем и порядок организации работы по регулированию выбросов в периоды НМУ различаются. В большинстве субъектов РФ разработаны нормативные правовые акты, регулирующие выбросы в периоды НМУ (порядок, административные регламенты). Далее будут рассмотрены общие вопросы введенного механизма регулирования.
Кому необходимы мероприятия при НМУ
Мероприятия при НМУ необходимы юридическим лицам (ЮЛ) и индивидуальным предпринимателям (ИП), которые имеют источники выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух и ведут деятельность на объектах I–III категорий по степени негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). При этом объект, оказывающий негативное воздействие (далее – объект ОНВ), должен быть зарегистрирован в государственном реестре объектов, оказывающих НВОС.
Мероприятия при НМУ разрабатываются для каждого объекта ОНВ индивидуально. Не требуется разработка и проведение таких мероприятий для:
Важно отметить, что в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих охрану атмосферного воздуха, нет исключений для объектов, расположенных за пределами городских и иных поселений. Поэтому разработка и согласование мероприятий при НМУ обязательны для всех вышеуказанных объектов ОНВ, независимо от их местоположения. Эти разъяснения были даны в письме Минприроды России от 30 июня 2020 года № 13-50/7962-ОГ «О разработке мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях».
Уполномоченные органы
Вот таблица со сведениями, касающимися органов, ответственных за работу по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ):
Полномочие |
На кого возложено |
Как реализуется |
Нормативно-правовое регулирование в сфере охраны атмосферного воздуха; разработка и утверждение требований по уменьшению выбросов ЗВ в атмосферный воздух; утверждение порядка предоставления прогнозов о НМУ, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам |
Минприроды России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (согласно п. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ) |
Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ» (далее – Требования № 811); приказ Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка предоставления информации о НМУ, требованиях к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам» (далее – Порядок № 899) |
Определение порядка проведения работ по регулированию выбросов ЗВ в атмосферный воздух в периоды НМУ в субъекте РФ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов |
Органы государственной власти субъектов РФ (п. 2 ст. 19 Закона № 96-ФЗ) |
Нормативные правовые акты субъектов РФ в области регулирования выбросов ЗВ в периоды НМУ – порядки и (или) административные регламенты. При отсутствии региональных актов регулирование ведется на основании федерального законодательства |
Организация работы по регулированию выбросов ЗВ в атмосферный воздух в периоды НМУ (п. 1 ст. 19 Закона № 96-ФЗ) |
Органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) |
Получение прогнозов о НМУ; размещение информации на официальном сайте в интернете (не во всех регионах) |
Органы местного самоуправления |
Получение прогнозов о НМУ; доведение прогноза о НМУ до хозяйствующих субъектов, расположенных на подведомственных территориях; информирование населения о прогнозах наступления НМУ |
|
Предоставление информации о НМУ (в форме прогнозов) заинтересованным лицам |
Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды УГМС – территориальные органы и подведомственные организации федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (п. 4 Порядка № 899) |
Информация о НМУ, уточнение информации о НМУ предоставляется в течение одного часа с момента составления прогноза (п. 6 Порядка № 899). Информация публикуется уполномоченным органом на его официальном сайте в интернете в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам (п. 9 Порядка № 899) |
Согласование мероприятий при НМУ и контроль за их проведением |
Органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) |
Согласование мероприятий при НМУ (заключение, решение, иное) либо отказ в согласовании; согласование обоснованности отсутствия необходимости в проведении мероприятий при НМУ (в виде информационного письма, уведомления, информации о принятии сведений, решения об отказе в согласовании перечня мероприятий в периоды НМУ, иное); прием отчетов о реализации мероприятий при НМУ (при наличии требования в субъекте РФ) |
Государственный экологический контроль (надзор) в части соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха |
Росприроднадзор – на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору); органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) – на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) |
Выполнение законодательно установленных требований проверяется в рамках мероприятий федерального или регионального государственного экологического контроля (надзора) |
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) предоставляется уполномоченными органами заинтересованным лицам в виде прогнозов на 1–3 суток с указанием степени опасности: 1-й, 2-й или 3-й. Заинтересованными лицами считаются (п. 3 Порядка № 899):
Условия для составления информации о НМУ:
При отсутствии данных наблюдений за загрязнением воздуха степень опасности НМУ определяется на основе анализа неблагоприятных синоптических ситуаций, метеорологических условий и характеристик источников выбросов, в таком случае возможны прогнозы только 1-й и 2-й степени опасности.
Прогноз НМУ составляется с учетом текущих синоптических и метеорологических условий в период с 13:00 до 15:00 местного времени, уточнение прогнозов проводится до 10:00 следующего дня. Если уточненный прогноз отсутствует, это указывает на окончание НМУ по истечении периода, указанного в первичном сообщении.
При расположении промышленных объектов на окраине города или за его пределами большое значение имеет направление ветра. НМУ учитываются только при переносе загрязняющих примесей на жилые районы. Если перенос загрязняющих веществ происходит редко, то только прогнозы таких редких направлений ветра должны рассматриваться как угроза загрязнения воздуха.
Предоставление прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) является ключевым этапом для реализации мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Заблаговременное составление прогнозов и их доступность для заинтересованных лиц являются важными условиями для выполнения требований по сокращению выбросов в периоды НМУ.
Подготовка и передача информации о НМУ уполномоченными органами осуществляется в соответствии с Порядком № 899. Прогнозы НМУ передаются органам федерального государственного экологического надзора и органам исполнительной власти субъектов РФ (регионального госэконадзора) на безвозмездной основе. Для органов государственной власти субъектов РФ и хозяйствующих субъектов информация о НМУ передается согласно порядку проведения работ по регулированию выбросов ЗВ в периоды НМУ, который устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно п. 11 Порядка № 899, прогнозы о НМУ для хозяйствующих субъектов рассматриваются как специализированная информация. В соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (Закон № 113-ФЗ), специализированная информация – это информация, предоставляемая по заказу пользователя и за его счет. Согласно постановлению Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды» (постановление № 1425), такая информация предоставляется в рамках совместных программ (соглашений) или на основании договоров на оказание информационных услуг.
Однако постановлением Конституционного суда РФ от 29.09.2021 № 42-П части 1 и 3 статьи 17 Закона № 113-ФЗ, а также пункты 3–5 постановления № 1425 были признаны не соответствующими Конституции РФ. Это связано с тем, что они в силу своей нормативной неопределенности не позволяют четко определить критерии, на основании которых хозяйствующему субъекту может быть предписано заключение возмездного договора на оказание информационных услуг, связанных с получением прогнозов НМУ.
Основные выводы постановления Конституционного суда РФ включают:
Основные положения по предоставлению прогнозов НМУ
Возможно, Вы искали: прогнозы НМУ, неблагоприятные метеорологические условия, регулирование выбросов, охрана атмосферного воздуха, Федеральный закон № 96-ФЗ, Федеральный закон № 113-ФЗ, Минприроды России, специализированная информация, прогнозы для хозяйствующих субъектов, региональное законодательство НМУ, экологический надзор, информационные услуги НМУ, Конституционный суд РФ, мониторинг загрязнения воздуха, оповещение о НМУ, договоры на предоставление прогнозов НМУ...