129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Лимиты на размещение отходов для ОРО

Лимиты на размещение отходов для ОРО

Лимиты на размещение отходов для ОРО

Этот вопрос становится ключевым в двух ситуациях: при утверждении проектов нормативов образования отходов и установления лимитов на их размещение (НООЛР) и при рассмотрении документации для получения комплексного экологического разрешения (КЭР), особенно при подготовке окончательной таблицы НООЛР и заявки на получение КЭР. Для более полного понимания рассмотрим список соответствующих нормативных актов, на которые следует ориентироваться, и основные термины:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ);
  2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ);
  3. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон 'Об охране окружающей среды' и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 219-ФЗ);
  4. Приказ Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
  5. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1029 "Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
  6. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий";
  7. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 49 "Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов";
  8. Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов";
  9. Постановление Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386 "О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений";
  10. Приказ Минприроды России от 22.10.2021 № 780 "Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения";
  11. Приказ Минприроды России от 14.02.2019 № 89 "Об утверждении Правил разработки технологических нормативов";
  12. Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля".

Необходимость разработки НООЛР определена в Законе № 7-ФЗ. В его части 1, статье 24 указывается, что НООЛР устанавливаются с целью предотвращения негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) отходов производства и потребления.

Основные положения по нормированию образования и размещения отходов представлены в статье 18 Закона № 89-ФЗ:

  1. Для обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, а также для уменьшения количества отходов, образующихся в результате деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
  2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются теми, кто осуществляет хозяйственную или иную деятельность на объектах I и II категорий в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
  3. Для объектов I категории, определенных законодательством об охране окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения.
  4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II категории, также представляют информацию о количестве и размещении отходов в декларации о воздействии на окружающую среду.
  5. Для объектов III категории, подотчетных федеральным или региональным органам власти, представляется отчетность об образовании, утилизации и размещении отходов в составе отчета организации и производственного экологического контроля.
  6. Для объектов IV категории разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не требуется, так как они не подлежат отчетности об отходах.Обратите внимание, что законодательством установлен переходный период для получения КЭР.

Согласно частям 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ, юридические лица (ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (ИП), занимающиеся хозяйственной и (или) иной деятельностью на объектах I категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), обязаны получить комплексное экологическое разрешение (КЭР). Сроки получения КЭР регламентированы следующим образом:

  1. До 31 декабря 2024 года включительно хозяйствующие субъекты, объекты которых включены в Перечень, утвержденный приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 (далее – Перечень № 154), должны подать заявку на получение КЭР.
  2. До 1 января 2025 года владельцы объектов I категории НВОС, не включенных в Перечень № 154, должны получить КЭР.

Возможность разработать и согласовать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) с получением документа об их утверждении для объектов НВОС, не включенных в Перечень № 154, сохраняется до 1 января 2025 года.

Итак, на основании вышеизложенного:

  1. НООЛР разрабатываются ЮЛ, ИП, занимающиеся хозяйственной и (или) иной деятельностью на объектах I и II категорий.
  2. Для объектов I категории НООЛР являются частью КЭР.
  3. Для объектов II категории НООЛР представляются в декларации о воздействии на окружающую среду.
  4. Ранее утвержденные НООЛР действительны до 1 января 2025 года.Установление НООЛР для объектов I и II категорий

В соответствии с пунктом 4 приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1029, который утверждает Порядок разработки НООЛР, при определении лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, которые планируются:

 

Для размещения на объектах размещения отходов (ОРО), находящихся в собственности, владении, или пользовании юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;

Для передачи на размещение другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.

Согласно пункту 5 того же приказа, для объектов I категории, а также для объектов II категории в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ, обоснование НООЛР включается в заявку на получение КЭР. НООЛР устанавливаются в рамках КЭР, выдаваемых территориальным органом Росприроднадзора. НООЛР разрабатываются и оформляются согласно Методическим указаниям, утвержденными приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 (далее – Методические указания), для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах НВОС I и II категорий. Методические указания устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта НООЛР, в котором обосновывается планируемая деятельность по обращению с отходами I–V классов опасности, образующимися на объектах I и II категорий.

 

Основными задачами при разработке НООЛР являются:

 

Обоснование нормативов образования отходов;

Определение запрашиваемых лимитов на размещение отходов для объектов НВОС I категории;

Указание массы или объема размещаемых отходов для объектов НВОС II категории.

Согласно пункту 15 Методических указаний, проект НООЛР должен включать в себя следующее:

 

  1. Титульный лист;
  2. Содержание НООЛР;
  3. Общие сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях;
  4. Информация о хозяйственной и иной деятельности;
  5. Данные об образуемых отходах;
  6. Обоснование нормативов образования отходов;
  7. Расчет максимального образования отходов за год;
  8. Обоснование запрашиваемых лимитов на размещение отходов, включая:

Сведения о местах (площадках) накопления отходов;

Планируемую ежегодную обработку, утилизацию, и обезвреживание отходов;

Передачу отходов другим хозяйствующим субъектам;

Прием отходов от других хозяйствующих субъектов;

Размещение отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) ОРО;

Передачу отходов для дальнейшего размещения;

Общие данные по образованию отходов и запрашиваемым лимитам на их размещение;

  1. Список использованных источников;
  2. Приложения.

В разделе "Обоснование запрашиваемых лимитов на размещение отходов" НООЛР для объектов НВОС I категории представлено обоснование величины запрашиваемых лимитов, учитывая следующие данные:

  • Наличие обустроенных мест (площадок) на производственной территории, предназначенных для накопления отходов с целью их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, а также вместимость таких площадок;
  • Технические возможности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, как самостоятельно, так и путем передачи другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям;
  • Наличие ОРО, соответствующих установленным требованиям, и технические возможности по размещению запрашиваемого количества отходов каждого вида и класса опасности;
  • Планируемое количество отходов для размещения.

Согласно перечню разделов для отходов, принимаемых от сторонних юридических лиц, предусмотрены специальные подразделы, включая те, которые принимаются для целей размещения.

В подразделе «Сведения о планируемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) ОРО» приводится обоснование планируемого ежегодного размещения отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) ОРО (далее – собственные ОРО). Для обоснования количества отходов используются результаты инвентаризации собственных ОРО, которые получены в соответствии с Правилами инвентаризации ОРО, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49 (далее – Правила инвентаризации). В этом подразделе представляются сведения как по отхоlам, образующимся в результате деятельности хозяйствующего субъекта, так и по отходам, принятым от других лиц. Сведения о планируемом ежегодном размещении отходов, образующихся у хозяйствующего субъекта, на собственных ОРО отражаются в табличном виде согласно рекомендуемому образцу из приложения 9 к Методическим указаниям. Сведения о планируемом ежегодном размещении отходов, принятых от других хозяйствующих субъектов, также представляются в табличном виде. Рекомендуемый образец представлен в приложении 10 к Методическим указаниям.

В разделе "Обоснование запрашиваемых лимитов на размещение отходов" НООЛР для объектов НВОС I категории следует учитывать следующие аспекты:

Наличие оборудованных мест (площадок) на производственной территории, предназначенных для временного хранения отходов, планируемых для последующей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения на собственных объектах размещения отходов (ОРО) или передачи другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, а также оценка их вместимости.

Технические возможности для обработки, утилизации и обезвреживания отходов, как собственными средствами, так и путем передачи другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.

Наличие соответствующих объектов размещения отходов (ОРО), соответствующих требованиям законодательства и техническим стандартам, и оценка их возможностей по размещению запрашиваемого объема отходов каждого вида и класса опасности.

Прогнозируемое количество отходов для размещения.

По мере возможности, в таблице 1 следует указать точные сведения, основанные на нормативах образования отходов. Однако, в таблице 2 точное заполнение может быть затруднено, поскольку количество отходов каждого вида в тоннах за год, поступающих от других лиц, невозможно предсказать. Вместо этого, при обосновании количества отходов следует использовать результаты инвентаризации собственных объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации.

Важно отметить, что информация о различных видах отходов и их количестве должна быть представлена в НООЛР для объектов НВОС I категории. Такая информация предоставляется в соответствии с утвержденными методическими указаниями и рекомендуемыми формами таблиц. В таблице "Сводные данные по образованию отходов и запрашиваемым лимитам на их размещение" указывается перечень видов отходов и их количество, которые образуются в результате хозяйственной деятельности и планируются к размещению.

Понятно, что при подаче заявки на получение КЭР важно учитывать требования Методических указаний, особенно в разделе IV заявки. Заполнение этого раздела должно включать обоснование нормативов образования отходов, обоснование лимитов на их размещение и сводные данные по образованию отходов производства и потребления, а также по запрашиваемым лимитам на их размещение.

При этом, по утвержденной форме КЭР, раздел V "Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение" повторяет таблицу из Методических указаний, в которой учитываются только отходы, образованные от хозяйственной деятельности самого субъекта. Данные о планируемых количествах отходов, принимаемых от других юридических лиц, не включаются в эту таблицу. Таким образом, в разделе V КЭР устанавливаются лимиты только для отходов, образованных в результате собственной деятельности субъекта.


Выводы

Правильно понято, что НООЛР разрабатываются для обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, а также для уменьшения количества отходов, которые образуются в результате деятельности юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) на объектах I и II категорий.

Данные о планируемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых объектах размещения отходов содержатся в проекте НООЛР. Они отражаются в таблице "Планируемое ежегодное размещение отходов, принятых от других хозяйствующих субъектов, на самостоятельно эксплуатируемых объектах размещения отходов".

В таблице "Сводные данные по образованию отходов и запрашиваемым лимитам на их размещение" для объектов НВОС I категории устанавливаются лимиты только для отходов, которые образованы в результате деятельности самих субъектов, так как таблица содержит сведения только об отходах с установленным нормативом образования.

В разделе V "Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение" КЭР повторяет таблицу из Методических указаний. В этой таблице устанавливаются лимиты только для отходов, образованных в результате деятельности хозяйствующего субъекта.

В КЭР для объектов размещения отходов (ОРО) учитываются только отходы, образовавшиеся в результате хозяйственной деятельности самого субъекта. Данные о планируемых количествах отходов, принимаемых от других лиц, не включаются в итоговую таблицу.

 

Возможно, вы искали: НООЛР, обоснование лимитов на размещение отходов, Юридическое лица (ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (ИП), Законодательство, Методические указания, Комплексная экологическая разрешительная документация (КЭР), Охрана окружающей среды, Здоровье человека, Образование отходов, Размещение отходов...



Иконка вверх