Обычно считается, что внеплановая проверка может быть инициирована по различным основаниям, таким как истечение срока исполнения предписаний, поступление жалоб и заявлений, указаний от высших органов власти, а также требований прокурора.
Однако, после вступления в силу Федерального закона № 248-ФЗ от 31.07.2020, перечень оснований значительно изменился. Сейчас одним из основных моментов для проведения внеплановой проверки является обнаружение контрольным органом несоответствия объекта контроля утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований. Это подразумевает, что государственный орган может проанализировать имеющуюся информацию, сопоставить ее с установленными индикаторами риска и принять решение о проведении проверки. Индикаторы риска для объектов, воздействующих негативно на окружающую среду, различаются в зависимости от уровня надзора. Перечень индикаторов риска по федеральному государственному экологическому контролю утвержден приказом Минприроды России от 30.12.2021 № 1044, включая 8 критериев, таких как изменение размера платы за НВОС, расхождение данных о выбросах и сбросах загрязняющих веществ в различных отчетных документов.
Таким образом, основанием для проведения внепланового контрольного мероприятия является обнаружение контрольным органом несоответствия объекта контроля установленным индикаторам риска нарушения обязательных требований или отклонения от них. Например, Росприроднадзор может провести проверку, если обнаружит расхождение в данных о выбросах и сбросах, указанных в декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Даже учитывая постановление Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336, которое устанавливает определенные ограничения для внеплановых мероприятий, выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований всё равно является законным основанием для проведения внеплановой проверки в 2023 году и в последующие периоды.
Возможно, вы искали: критерии риска, внеплановая проверка, неожиданная проверка, экологический контроль