В преамбуле Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" детально определены отходы недропользования. Это включает вскрышные и вмещающие горные породы, шламы, хвосты обогащения полезных ископаемых, а также иные отходы, которые возникают в процессе геологического изучения, разведки, добычи и первичной переработки минерального сырья. В этом контексте, "отходы недропользования" представляют собой широкий спектр материалов, связанных с деятельностью по добыче полезных ископаемых.
ГОСТ Р 57677-2017 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация отходов недропользования" более подробно описывает отходы, формирующиеся в процессе добычи полезных ископаемых и связанных перерабатывающих производств. В Приложении А к этому стандарту перечислены конкретные виды деятельности, такие как добыча полезных ископаемых, обогащение руды, эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, поисково-разведочные работы, очистка нефтепродуктов, разведка нефтяных месторождений и прочие геофизические, геологические и сейсморазведочные работы.
С начала сентября 2023 года действуют новые требования, внесенные Федеральным законом от 14.07.2022 № 343-ФЗ. Эти изменения затрагивают Закон о недрах и Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Они устанавливают новые стандарты по обращению с отходами недропользования, а соблюдение этих стандартов освобождает недропользователей от уплаты платы за размещение отходов. Таким образом, компании, осуществляющие деятельность на лицензионных участках недропользователя, теперь обязаны соответствовать новым нормам по обращению с отходами для минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
Недропользователи уже давно высказывали необходимость и обоснованность изменений в законодательстве, и вот почему: государство активно призывает предприятия вовлекать отходы в хозяйственный оборот, особенно касаясь крупнотоннажных инертных отходов, таких как вскрыша, фосфогипс, золошлаковые отходы и другие. Недропользователи, владеющие этими отходами, не только готовы, но и фактически используют их для собственных нужд на протяжении всего периода эксплуатации месторождения, например, для планировки территории и строительства дорог.
Однако, согласно закону № 89-ФЗ, недропользователи сталкиваются с ограничением в 11 месяцев для бесплатного размещения отходов. Это обязывает компании сначала оплатить хранение отходов, а затем использовать их без возможности вернуть часть предварительно уплаченной платы, включая затраты на транспортировку отходов. При этом размер платы за хранение зависит от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Этот вопрос становится особенно актуальным, учитывая случаи, когда судебные решения, такие как постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, обязывают недропользователей уплачивать плату за размещение отходов даже при использовании их в процессе рекультивации.
Обращение с отходами недропользования требует соблюдения положений закона № 89-ФЗ, включая наличие лицензии, учет образования и движения отходов, ведение производственного экологического контроля, мониторинг в зоне влияния объекта размещения отходов и предоставление статистической отчетности.
В заключение, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14.07.2022 № 343-ФЗ, вступившими в силу с 1 сентября 2023 года, недропользователи сталкиваются с новыми требованиями по обращению с отходами недропользования. Соблюдение этих требований освобождает их от уплаты платы за размещение отходов, но также требует дополнительных усилий по соблюдению новых норм и стандартов в области обращения с отходами.
Возможно, вы искали: отходы добычи, изменения в законодательстве, закон о недрах, добыча недр