129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Изменения в проведении госэкоэкспертизы

Изменения в проведении госэкоэкспертизы

Изменения в проведении госэкоэкспертизы

Изменения в проведении госэкоэкспертизы

С 1 сентября 2024 года начнет действовать Федеральный закон от 25.12.2023 № 673-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", а также в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и отменяющий пункт 4 части 4 статьи 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Что следует учесть?

Изменение перечня объектов ГЭЭ

С 1 сентября 2024 года начнет действовать изменение статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", которое приведет к значительному расширению перечня объектов государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) на федеральном уровне до 24 позиций. Это расширение частично обусловлено детализацией отдельных пунктов. Например, ранее объединенный подпункт, касающийся проектов технической документации на различные технологии и вещества, которые могут оказывать воздействие на окружающую среду, теперь представлен в трех отдельных позициях.

Изменения, предусмотренные законом, касаются объекта ГЭЭ, связанного с проектами технической документации на новые техники и технологии. В частности, упоминание новых техник исключено прямо, но технологии остаются объектом ГЭЭ, при условии, что их применение может повлиять на окружающую среду. Уточняется, что области применения и критерии отнесения технологий к объектам ГЭЭ должны быть утверждены Правительством Российской Федерации. Также исключено упоминание слова "новые" в контексте технологий, подвергаемых ГЭЭ. Однако вопрос о новизне технологий все еще учитывается в изменениях.

До 1 сентября 2025 года объектами ГЭЭ останутся проекты технической документации на новые техники и технологии, которые могут повлиять на окружающую среду. Начиная с этой даты, проекты технической документации на технологии будут также подлежать ГЭЭ в случаях:

  1. Планируемого внедрения технологии впервые после указанной даты на территории Российской Федерации.
  2. Внесения изменений в ранее одобренные проекты после указанной даты.

3. Реализации технологии с отступлениями от одобренного проекта.

3. При определенных условиях исключается необходимость проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) в отношении проектной документации объектов капитального строительства (ОКС), предполагаемых к строительству или реконструкции в пределах определенных земельных участков. Эти условия включают:

  • ОКС, относящиеся к объектам I категории;
  • ОКС, используемые для утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов);
  • ОКС, связанные с обезвреживанием и (или) размещением отходов;
  • Автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов, указанные в статье 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе";
  • ОКС, расположенные в границах Байкальской природной территории;
  • ОКС, расположенные в Арктической зоне Российской Федерации;
  • Специализированные хранилища агрохимикатов, аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия, расположенные в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами прибрежных защитных полос.

Необходимость проведения ГЭЭ отпадает, если строительство или реконструкция ОКС не приведет к:

  • Изменениям областей применения наилучших доступных технологий (для ОКС, относящихся к объектам I категории);
  • Изменениям видов (перечня) загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду при эксплуатации ОКС, за исключением случаев прекращения поступления одного или нескольких загрязняющих веществ;
  • Увеличению объема и (или) массы выбросов и (или) сбросов хотя бы одного из загрязняющих веществ в окружающую среду при эксплуатации ОКС;
  • Изменениям состава, физических и химических свойств отходов производства и потребления, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых и (или) размещаемых при эксплуатации ОКС, за исключением случаев прекращения деятельности, связанной с образованием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и (или) размещением одного или нескольких видов отходов производства и потребления;
  • Увеличению количества отходов производства и потребления, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых и (или) размещаемых при эксплуатации ОКС;
  • Увеличению объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта.

Перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, дополнен. К объектам ГЭЭ федерального уровня отнесены:

  • Проектная документация ОКС, строительство или реконструкция которых предполагается осуществлять в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения, курортных регионов, за исключением ОКС, перечень которых устанавливается Правительством России;
  • Проекты схем комплексного использования и охраны водных объектов;
  • Проекты общего допустимого улова водных биологических ресурсов и внесения изменений в ранее утвержденный общий допустимый улов;

Документы, подготовленные в связи с предполагаемым ввозом объектов, указанных в Федеральном законе от 10.07.2001 № 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории".

Исключение необходимости проведения ГЭЭ

Истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ больше не является основанием для проведения новой экологической экспертизы в случаях строительства или реконструкции объектов капитального строительства (ОКС) в течение пяти лет с момента истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ, при условии начала строительства или реконструкции в период действия этого заключения.

Не требуется проведение новой государственной экологической экспертизы для проекта технической документации на технологию, который уже получил положительное заключение ГЭЭ и внесен в реестр таких заключений. Исключение составляют случаи, когда реализация этой документации осуществляется с отклонениями от утвержденной технической документации или внесены изменения, увеличивающие воздействие на окружающую среду.

Устанавливается перечень условий, при которых можно вносить изменения в проектную документацию ОКС, получившую положительное заключение ГЭЭ, без проведения новой экспертизы:

  • Изменения должны вноситься в период действия положительного заключения ГЭЭ.
  • Строительство или реконструкция ОКС должны начаться в течение пяти лет с момента истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ.
  • Строительство или реконструкция объекта должны быть начаты в период действия положительного заключения ГЭЭ.
  • Вносимые изменения не должны вызывать негативных изменений, перечисленных в законе (например, увеличение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду при эксплуатации ОКС).

Изменение срока проведения ГЭЭ

На уровне законодательства был уменьшен срок проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) до 42 рабочих дней вместо предыдущих 2 месяцев. Однако документация, связанная с аквакультурой, подлежит экспертизе в течение 20 рабочих дней, что является исключением из общего правила.

Также, по заявлению заказчика, срок проведения ГЭЭ может быть продлен на 20 рабочих дней.

Порядок проведения ГЭЭ

Установлено, что заказчик имеет право предоставить документацию на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) до завершения общественных обсуждений при условии, что материалы обсуждений поступят не позднее чем за 20 рабочих дней до окончания срока проведения экспертизы. Непредоставление материалов в указанный срок может привести к отказу в проведении ГЭЭ и невозврату стоимости проведения экспертизы. Однако это право не распространяется на документацию, касающуюся осуществления аквакультуры.

Кроме того, предусмотрена возможность внесения изменений в документы и/или документацию в процессе проведения ГЭЭ. При этом такие документы должны быть представлены в уполномоченный орган не позднее чем за пять рабочих дней до завершения экспертизы.

Условия и особенности проведения ОВОС

На законодательном уровне установлены требования к информированию общественности о проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Эти требования включают в себя размещение материалов ОВОС и уведомлений о проведении общественных обсуждений в открытом доступе в сети Интернет.

Кроме того, предусмотрена возможность проведения общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и материалов оценки воздействия на окружающую среду с участием граждан, общественных организаций, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по инициативе органа местного самоуправления и/или органа государственной власти, ответственных за организацию и проведение таких обсуждений. Это можно осуществлять с использованием средств дистанционного взаимодействия, включая портал госуслуг.


Возможно, вы искали:Государственная экологическая экспертиза, ГЭЭ, объекты государственной экологической экспертизыперечень объектов ГЭЭ, сроки проведения ГЭЭ, порядок проведения ГЭЭ, условия и особенности проведения ГЭЭ



Иконка вверх