129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Санитарно-защитные зоны

Санитарно-защитные зоны

Санитарно-защитные зоны

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) представляют собой зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), установленные для охраны жизни и здоровья населения, а также защиты окружающей среды и других общественно значимых интересов, согласно ст. 104 Земельного кодекса РФ. В рамках таких зон на земельных участках и объектах недвижимости устанавливается особый правовой режим с определенными ограничениями на виды деятельности, которые можно вести на их территории.

Правовой статус и назначение СЗЗ

В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СЗЗ создаются вокруг предприятий и объектов, оказывающих влияние на окружающую среду и здоровье человека, как предусмотрено Федеральным законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Эти зоны служат барьером, снижающим влияние загрязнений на атмосферу до нормативов, допустимых для здоровья населения, и гарантируют снижение рисков от предприятий I и II классов опасности. Размеры СЗЗ обосновываются проектом, в котором учитываются показатели загрязнений, воздействие на окружающую среду и подтверждаются результатами исследований и измерений.

Особенности регулирования СЗЗ для новых и действующих объектов

Ранее, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, требования по СЗЗ распространялись на проектирование и реконструкцию объектов. Однако с введением Постановления Правительства РФ № 222 от 3 марта 2018 года, предприятия, функционирующие до этой даты, обязаны провести исследования атмосферного воздуха и подать заявление об установлении СЗЗ в органы Роспотребнадзора, приложив все необходимые документы.

Это изменение законодательства требует от предприятий подтверждать соответствие уровня загрязнений и устанавливать санитарно-защитные зоны, если уровни загрязнений превышают предельно допустимые концентрации (ПДК) или предельно допустимые уровни (ПДУ). Для реконструируемых объектов расчетные параметры СЗЗ подтверждаются после ввода объекта в эксплуатацию на основе натурных исследований.

Таким образом, требования к СЗЗ являются важным элементом экологического регулирования, обеспечивая контроль за воздействием промышленных предприятий на окружающую среду и здоровье населения, что в конечном итоге способствует повышению экологической безопасности и качества жизни населения.

Пункт 7 Правил № 222 обязывает владельцев объектов, для которых установлена или изменена санитарно-защитная зона (СЗЗ), проводить исследования воздуха за пределами объекта в течение года с момента его ввода в эксплуатацию. Если исследования покажут необходимость изменить СЗЗ, правообладатель должен подать заявление об изменении в уполномоченный орган. Пункт 9 этих Правил также требует подачи такого заявления, если превышены гигиенические нормативы в результате модернизации объекта, изменения технологий или назначения объекта.

Таким образом, предприятия обязаны проводить исследования атмосферного воздуха не только при создании СЗЗ и реконструкции, но и при изменении технологических процессов, которые могут повлиять на загрязнение воздуха.

С 1 января 2025 года вступает в силу требование п. 6 Правил № 222 о необходимости установить СЗЗ перед получением разрешения на строительство, в соответствии с ч. 59 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ. При установлении СЗЗ вводится запрет на ведение определенных видов деятельности в её пределах, включая размещение жилых зданий, образовательных и медицинских объектов, а также объектов, связанных с пищевой и фармацевтической промышленностью и другими категориями.

Хотя установление СЗЗ не влечет изъятие земельных участков у собственников, оно накладывает ограничения на их использование. Владелец может изменить вид разрешенного использования участка, чтобы привести его в соответствие с требованиями СЗЗ, и заниматься другими разрешенными видами деятельности.

Несоблюдение гигиенических нормативов на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) может повлечь ряд правовых последствий. Согласно положениям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СанПиН 2.1.3684-21, для действующих предприятий допускается эксплуатация при соблюдении санитарных норм. Это возможно только при разработке и реализации профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня воздействия на окружающую среду. Однако такие меры не требуются, если выбросы соответствуют установленным технологическим нормативам, утвержденным комплексным экологическим разрешением.

Если санитарные нормы на границе СЗЗ не соблюдаются, это может привести к следующим последствиям:

  1. Административная ответственность: Нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии может повлечь за собой административные санкции по ст. 6.3 КоАП РФ и предписание о разработке нового проекта СЗЗ, который обеспечит соблюдение гигиенических нормативов.
  2. Риск приостановления деятельности: В соответствии со ст. 24 Закона № 52-ФЗ, если при проверке обнаружены нарушения санитарных норм, уполномоченный орган или прокуратура могут подать иск о приостановлении деятельности или отдельных ее частей. В этом случае предприятие обязано прекратить использование объектов, нарушающих санитарные правила.
  3. Судебные решения: Суд при рассмотрении таких дел должен учитывать баланс между экологической безопасностью и социально-экономическими задачами. В ряде случаев, если приостановление деятельности существенно повлияет на общественные интересы, суд может отказать в удовлетворении иска об ограничении или прекращении деятельности предприятия.

Примером подобного подхода может служить дело ЗАО «Заготовитель» о полигоне ТБО «Кучино», где суд, учитывая общественную значимость объекта, отменил решение о приостановлении его деятельности, несмотря на наличие нарушений санитарно-эпидемиологических норм.

Установление санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для производственных объектов оказывает значительное экономическое воздействие на владельцев и пользователей земли в пределах этой зоны, так как накладывает ограничения на использование земельных участков и недвижимости. Для лиц, эксплуатирующих производственные объекты, это влечет следующие экономические последствия:

  1. Возмещение убытков владельцам недвижимости: Согласно ст. 57 Земельного кодекса РФ, правообладатели недвижимости, попадающей в СЗЗ, имеют право на компенсацию убытков, вызванных ограничением их прав. Это регламентировано соглашением о возмещении убытков между эксплуатирующим объект лицом и пострадавшими владельцами земель или объектов недвижимости. Порядок возмещения детализируется Постановлением Правительства РФ № 59 от 27.01.2022, а размер компенсации учитывает рыночную стоимость недвижимости на дату, предшествующую установлению СЗЗ.
  2. Возможность выкупа имущества: В соответствии с ч. 7 и 12 ст. 107 Земельного кодекса РФ, владельцы земель и недвижимости могут требовать выкупа их имущества, если СЗЗ налагает существенные ограничения на его использование. В этом случае им полагается возмещение полной стоимости участка или объекта недвижимости, а компенсация убытков, связанных с ограничениями, уже не подлежит отдельной выплате.
  3. Риски злоупотребления правом: Возможность получения компенсации иногда провоцирует собственников на злоупотребление правом, требуя возмещения даже при минимальных ограничениях, что может увеличить расходы эксплуатирующего объект лица.
  4. Право выбора способа компенсации: Закон предоставляет владельцам недвижимости выбор между получением компенсации за ограничение прав или требованием выкупа объекта. Например, если земельный участок предназначен для жилого строительства, но из-за СЗЗ становится непригодным для проживания, собственник может настаивать на выкупе, а не на возмещении разницы стоимости участка до и после установления зоны.

Таким образом, установление СЗЗ требует от предприятий значительных финансовых вложений для соблюдения прав владельцев имущества и урегулирования убытков.

Возможно, Вы искали: санитарно-защитная зона, СЗЗ, возмещение убытков, земельный участок, Земельный кодекс РФ, ограничение прав, компенсация, рыночная стоимость, соглашение о возмещении, правообладатель, выкуп имущества, производство, жилое строительство, Постановление № 59, ограничение использования, экономические последствия, право выбора, злоупотребление правом, санитарные нормы

 



Иконка вверх