КЭР представляет собой документ, который устанавливает обязательные требования в области охраны окружающей среды для объектов, оказывающих негативное воздействие (НВОС). Внесенные в Федеральный закон № 7-ФЗ с 1 января 2015 года изменения обязывают юридические лица и индивидуальных предпринимателей, работающих на объектах I категории НВОС, получить КЭР до 1 января 2025 года. Подготовка заявки на получение КЭР включает несколько этапов, таких как:
Заявка подается в территориальный орган Росприроднадзора и касается каждого отдельного объекта, оказывающего НВОС.
Процесс подачи заявок на КЭР был запущен в 2018 году. Однако, в связи с ограниченными сроками и сложностью подготовки документов, было бы разумно приостановить изменения нормативных правовых актов, необходимых для подачи заявок. Тем не менее, такие меры не были приняты. Нормативная база и справочники по наилучшим доступным технологиям (ИТС по НДТ) обновлялись непрерывно, особенно интенсивно в последние два года, что значительно усложняло процесс подачи заявок на получение КЭР.
В таблице представлены результаты анализа сроков вступления в силу нормативных актов, которые использовались при подготовке заявок на КЭР.
ДАТЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ДОКУМЕНТАХ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ КЭР
НПА |
Срок вступления в силу или актуализации НПА |
||||||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||||
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих НВОС |
|||||||||||
Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС |
Действовало постановление Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 |
01.09 |
03.02 |
01.09 |
|||||||
Форма заявки о постановке объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС |
Действовал приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 |
25.09 |
- |
- |
|||||||
Заявка на получение КЭР и порядок ее рассмотрения |
|||||||||||
Форма заявки на получение КЭР и форма КЭР |
- |
01.01 |
- |
- |
01.03 |
- |
- |
||||
Порядок рассмотрения заявок на получение КЭР, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва КЭР и внесения в них изменений |
- |
27.02 |
25.11 |
- |
- |
01.03 |
01.09 |
||||
Установление технологических показателей и разработка технологических нормативов |
|||||||||||
Положение о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении норматив‑ ных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих техно‑ логические показатели НДТ |
- |
27.02 |
- |
- |
- |
- |
15.03 |
||||
Правила разработки технологических нормативов |
- |
15.04 |
- |
- |
- |
- |
- |
||||
Программа повышения экологической эффективности и план мероприятий по охране окружающей среды |
|||||||||||
Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности |
- |
01.01 |
- |
- |
17.08 |
- |
- |
||||
Правила разработки программы повышения экологической эффективности |
- |
30.07 |
- |
- |
- |
01.09 |
01.09 |
||||
Порядок рассмотрения и одобрения проекта программы повышения экологической эффективности |
- |
- |
- |
27.07 |
- |
- |
16.02 |
||||
Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды |
- |
07.05 |
- |
- |
- |
- |
- |
||||
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды |
|||||||||||
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды |
Действовало распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р |
01.01, |
|||||||||
Разработка (расчет) НДВ |
|||||||||||
Положение о предельно допустимых выбро‑ сах, временно разрешенных выбросах, пре‑ дельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух |
- |
- |
- |
01.01 |
- |
- |
01.09 |
||||
Методика разработки (расчета) и установления НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух |
- |
- |
- |
01.07 |
- |
- |
- |
||||
Требования к формированию мероприя‑ тий по уменьшению выбросов загрязняю‑ щих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий |
- |
07.05 |
- |
- |
- |
- |
- |
||||
Разработка (расчет) НДС |
|||||||||||
Методика разработки НДС загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователеи |
- |
01.07 |
- |
01.01 |
01.09 |
- |
01.09 |
||||
Обоснование НООЛР |
|||||||||||
Порядок разработки и утверждения НООЛР |
Действовал приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 |
01.01 |
- |
01.03 |
- |
||||||
Проект программы ПЭК |
|||||||||||
Требования к содержанию программы ПЭК |
15.04 |
- |
- |
- |
01.09 |
01.09 |
- |
||||
Проект программы создания САК сбросов и выбросов |
|||||||||||
Правила создания и эксплуатации САК выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ |
- |
23.03 |
- |
- |
- |
- |
- |
||||
Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС |
- |
23.03 |
- |
- |
- |
- |
- |
||||
Виды технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов, сбросов которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов, а также техническими средствами фиксации и пере‑ дачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС |
- |
23.03 |
- |
- |
- |
- |
- |
||||
Формат передачи данных о показателях выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ по информационно-телекоммуникационным сетям с автоматических средств измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ в технические средства фиксации и передачи информации в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС |
- |
- |
- |
- |
- |
07.01 |
- |
||||
Все нормативно-правовые акты (НПА), которые используются при подготовке заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР), можно условно разделить на четыре основные группы:
Отношения, касающиеся постановки на государственный учет объектов НВОС, регулируются двумя основными НПА, которые за период с 2018 по 2024 годы были изменены четыре раза. Эти изменения затрудняли работу разработчиков и удлиняли процесс подготовки заявок на получение КЭР.
Заявка на КЭР включает в себя разработку технологических нормативов для выбросов и сбросов загрязняющих веществ, основанных на показателях наилучших доступных технологий (НДТ). Если предприятие не может соблюдать эти технологические нормативы, оно обязано приложить к заявке программу повышения экологической эффективности.
Анализ показывает, что по мере приближения срока завершения кампании по получению КЭР, нормативная база, необходимая для разработки технологических нормативов, подвергается все большим изменениям, что усложняет подготовку заявок.
Законом № 7-ФЗ за три месяца до окончания срока подачи заявок на получение комплексного экологического разрешения (КЭР) была введена новая норма: если в выбросах или сбросах содержатся вещества I или II классов опасности, для которых установлены технологические показатели и разработаны нормативы, в КЭР должен быть принят наименьший из этих нормативов. Это изменение требует пересмотра значительной части уже подготовленных материалов заявки на КЭР.
Согласно требованиям Закона № 7-ФЗ, технологические показатели должны быть установлены в течение шести месяцев после публикации или актуализации соответствующих информационно-технических справочников (ИТС) по наилучшим доступным технологиям (НДТ). Однако это требование часто не выполняется. На данный момент обязательные для соблюдения технологические показатели НДТ не разработаны для 17 отраслей промышленности (33%), а график их актуализации продолжает изменяться (например, 10 июня 2022 г., 23 ноября 2023 г.). Это усложняет процесс подготовки и своевременной подачи заявки, требуя корректировки приказов Минприроды России.
Заявка на получение КЭР должна включать результаты расчета нормативов допустимых выбросов (НДВ) и сбросов (НДС), обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР), а также разработку программы производственного экологического контроля (ПЭК) и программы повышения экологической эффективности. За последние семь лет форма заявки и порядок ее рассмотрения изменялись шесть раз, нормативно-правовые акты, регулирующие разработку программы повышения экологической эффективности, — семь раз, а НПА, касающиеся расчета НДВ и НДС, — восемь раз.
Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2023 г. № 2909-р был утвержден обновленный перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования. В этот перечень для атмосферного воздуха включены 39 новых веществ, для водных объектов — 10 новых веществ, и для почв — 30 новых веществ. Это распоряжение вступило в силу 1 января 2024 года, за исключением некоторых пунктов, которые вступят в силу с 1 января 2025 года. В связи с этим хозяйствующие субъекты, разрабатывающие заявку на КЭР, должны пересмотреть материалы своей заявки, особенно расчеты нормативов выбросов и сбросов, а также обновить учетные данные в реестре объектов НВОС.
До сих пор не урегулирован вопрос разработки программы создания системы автоматического контроля (САК) выбросов и сбросов. Закон № 7-ФЗ требует, чтобы стационарные источники выбросов и сбросов загрязняющих веществ на объектах I категории были оснащены САК, а также техническими средствами для фиксации и передачи данных в государственный реестр объектов НВОС. Цель создания САК — автоматическое измерение и учет показателей выбросов и сбросов с последующей передачей данных в реестр. Однако до сих пор не разработаны правила приема, обработки и хранения информации от САК в этом реестре, что делает невозможным выполнение требований закона по проектированию САК.
Все выданные Росприроднадзором КЭР вызывают сомнения в связи с отсутствием легитимной программы создания САК, так как отсутствуют НПА, регулирующие прием и обработку данных от САК. Государственный реестр объектов НВОС должен ежегодно принимать до 4 миллиардов показателей, однако данные от САК не могут быть использованы для контроля НДВ или НДС, так как вещества I и II классов опасности не контролируются САК, а технологические нормативы разрабатываются для объекта, а не для источника выбросов.
Правила создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, утвержденные постановлением Правительства РФ от 7 мая 2022 г. № 830 (с изменениями на 1 сентября 2024 г.), не содержат положений о приеме и хранении данных от САК. Таким образом, оформить заявку на КЭР невозможно, так как отсутствуют необходимые правила для передачи и обработки данных. На создание новой информационной системы для реестра потребуется несколько лет, и пока не разработаны все НПА, требовать от хозяйствующих субъектов внедрения САК преждевременно и необоснованно.
Отсутствие административного регламента Росприроднадзора по рассмотрению заявок на получение КЭР также создает трудности. Такой регламент должен определять сроки и порядок административных процедур, а также взаимодействие с заявителями.
Выводы
Для успешного завершения кампании по выдаче комплексного экологического разрешения (КЭР) предлагаются следующие меры:
Возможно, Вы искали: КЭР, комплексное экологическое разрешение, Росприроднадзор, программа создания САК, НВОС, нормативы выбросов, экологическая эффективность, государственный реестр объектов НВОС, программа ПЭК, нормативно-правовые акты КЭР, технологические нормативы, актуализация НПА, система автоматического контроля выбросов, НДВ, НДС, экологический контроль, НООЛР, продление срока получения КЭР, административный регламент, государственная услуга, экологическое регулирование.