Согласно действующему законодательству, любая запланированная хозяйственная или иную деятельность, способная повлиять на окружающую среду, обязана пройти оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС). Это предусмотрено Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ).
Необходимость ОВОС не зависит от того, подлежит ли данная деятельность государственной экологической экспертизе (ГЭЭ) или нет. ОВОС проводится для всех планируемых деятельностей, исключая их из этого процесса недопустимо, поскольку это может привести к негативным последствиям для окружающей среды и общества в целом.
Требования к материалам для проведения ОВОС были утверждены приказом Минприроды России от 01.12.2020 г. № 999 (далее - Требования). В этих требованиях уделяется особое внимание не только методикам проведения оценки, но и необходимости вовлечения общественности в процесс принятия решений, что является важным аспектом с учетом принципов демократии и открытости в экологическом управлении.
Важно отметить, что ОВОС включает различные этапы, причем некоторые из них обязательны, а другие необязательны. Наши интересы сосредоточены на необходимости:
Следует также отметить, что ОВОС является важным инструментом для обеспечения устойчивого развития и сохранения окружающей среды, а также для принятия информированных решений в области природопользования. Это позволяет минимизировать негативные воздействия на окружающую среду и обеспечивать ее сохранение для будущих поколений.
В соответствии с пунктом 4.2 Требований, если заказчик принимает решение о подготовке технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), то необходимо выполнить следующие шаги:
Составить проект технического задания, включающий информацию, предусмотренную пунктом 7.1.5 Требований.
Подготовить и предоставить в органы государственной власти и/или органы местного самоуправления уведомление о проведении общественных обсуждений проекта технического задания, содержащее информацию в соответствии с пунктом 4.6 Требований.
Следует отметить, что Требования не устанавливают обязательность подготовки технического задания на проведение ОВОС. Другими словами, положение пункта 4.2 Требований имеет довольно гибкий характер ("делай, если хочешь, не делай, если не хочешь").
Следовательно, решение о подготовке технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду принимается заказчиком самостоятельно и не является обязательным этапом организации и проведения ОВОС (отнесено к компетенции заказчика). Именно заказчик (юридическое или физическое лицо, ответственное за подготовку документации по планируемой деятельности) имеет право принять или не принять решение о подготовке технического задания на проведение ОВОС.
Тем не менее, если заказчик все же принимает решение о подготовке технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду, проект такого технического задания должен быть предметом общественных обсуждений. Согласно пункту 4 Требований: "Для формирования материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчиком (исполнителем): ... проводятся общественные обсуждения проекта Технического задания, анализируются и учитываются замечания, предложения и информация, полученные от общественности, и утверждается Техническое задание (в случае принятия заказчиком решения о его подготовке)".
Таким образом, в случае принятия заказчиком решения о подготовке технического задания законодательство прямо предусматривает необходимость проведения общественных обсуждений проекта такого технического задания.
Возможно, вы искали: ОВОС, оценка воздействия на окружающую среду