129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Производственный экологический контроль (ПЭК)

Производственный экологический контроль (ПЭК)

Производственный экологический контроль (ПЭК)

Производственный экологический контроль

При разработке плана для проведения экологического контроля на производстве и подготовке отчета о его проведении и результатах за 2023 год, необходимо учитывать последние изменения в законодательстве и нормативных актах, чтобы обеспечить соответствие всем требованиям и правилам. Это поможет не только соблюсти закон, но и обеспечить более эффективную организацию контроля за воздействием производства на окружающую среду.

Требования к составлению программы ПЭК и отчета

Обязательный производственный экологический контроль (ПЭК) является стандартной процедурой для предприятий, чья деятельность негативно влияет на окружающую среду (НВОС) и относится к I–III категориям по степени воздействия (согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", далее - Закон № 7-ФЗ). Для объектов этих категорий разрабатываются программы ПЭК, а ежегодные отчеты подтверждают проведение контроля.

Отчеты о ПЭК представляются в территориальные управления Росприроднадзора или другие уполномоченные органы (если предприятие подчинено ФСБ России, то отчет направляется в эту службу) в форме, утвержденной приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 "Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля".

Методические рекомендации по заполнению формы содержатся в приказе Минприроды России от 30.06.2023 № 411. Отчет о ПЭК подается ежегодно до 25 марта.

Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 устанавливает требования к содержанию программы ПЭК и сроки представления отчета.

Приказ № 109 заменил предыдущий приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74. Основные изменения касаются актуализации нормативных правовых актов, упомянутых в тексте документа, и изменения требований к содержанию плана-графика контроля стационарных источников выбросов.

Согласно отмененному приказу № 74, критерием включения в план-график контроля веществ являлось непревышение 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ "на границе предприятия". Было неясно, что именно считать границей. Действующий приказ № 109 уточняет этот момент, указывая на "границу земельного участка объекта", что делает процесс проведения ПЭК более определенным.

Изменились также требования к форме отчета. Теперь его можно представить в электронном виде без обязательного предоставления бумажной версии. В случае представления бумажной версии, она должна составляться в двух экземплярах: один отправляется в Росприроднадзор или другой уполномоченный орган, а второй остается у предприятия. Отчет в ФСБ России подается только в бумажной форме с соблюдением всех требований о государственной тайне.

В приложении 2 к приказу № 109 указано, как определяется дата подачи отчета о ПЭК. Так, если отчет представлен на бумажном носителе непосредственно в уполномоченный орган, дата подачи определяется по дате на штампе-отметке о приеме отчета. При отправке отчета почтой учитывается дата почтового отправления. Для электронной версии датой подачи считается дата размещения отчета на веб-портале приема отчетности Росприроднадзора - в личном кабинете предприятия (ЛКП) или в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Отражение побочной продукции в программе ПЭК

Первый совет: Подача декларации о плате за НВОС для объектов III категории

Предприятия, классифицированные как объекты III категории, подлежат подаче декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Однако, при подготовке этой декларации, важно учитывать информацию, содержащуюся в отчете о производственном экологическом контроле (ПЭК). Включение данных из ПЭК в декларацию о плате за НВОС обеспечит подтверждение фактических выбросов веществ, которые не входят в категории I и II классов опасности. Такой подход позволит избежать потенциальных проблем и вопросов со стороны контролирующих органов в будущем.

Применение этого совета требует внимательной работы с документацией и оценки рисков. Необходимо убедиться, что все данные, представленные в декларации, соответствуют фактическому положению дел на предприятии, и имеют должное подтверждение в отчете о ПЭК.

Второй совет: Учет маркерных веществ в отчете о ПЭК

Маркерные вещества играют важную роль в контроле за выбросами на предприятиях. В соответствии с приказом № 109, план-график контроля должен включать не только основные загрязняющие вещества, но и маркерные. Однако для объектов III категории важно понимать, имеют ли эти вещества реальное значение.

В контексте технологического нормирования, маркерные вещества могут быть менее значимы для объектов III категории, чем для объектов I и II категорий. Поэтому перед включением данных о маркерных веществах в отчет о ПЭК, следует провести анализ и убедиться, что эти вещества действительно присутствуют и играют существенную роль на предприятии.

Третий совет: Заполнение таблиц в отчете о ПЭК

Отчет о производственном экологическом контроле содержит различные таблицы, которые предоставляют информацию о различных аспектах деятельности предприятия. Однако не всегда возможно заполнить все таблицы, особенно если на объекте отсутствуют соответствующие процессы или данные.

В таких случаях важно честно отразить это в отчете о ПЭК и обосновать причины, по которым некоторые таблицы остались незаполненными. Например, если на предприятии нет водовыпусков в водные объекты, то таблицы, связанные с мониторингом состояния водных ресурсов, могут остаться пустыми.

Кроме того, предприятиям следует быть готовыми к запросам и дополнительным проверкам со стороны регулирующих органов по поводу незаполненных таблиц. Поэтому важно иметь достаточное обоснование для каждого случая незаполненной таблицы в отчете о ПЭК.

Ситуация с планом-графиком наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха

Различия между планами-графиками контроля и наблюдениями за выбросами

Перед тем как приступить к рассмотрению различий между планами-графиками контроля и наблюдениями за выбросами, важно уточнить их суть. Планы-графики контроля направлены на непосредственное наблюдение за источниками выбросов, в то время как наблюдения проводятся в определенных точках контроля, а не на самих источниках.

Планы-графики наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха

Согласно приказу № 109, наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся для объектов НВОС, включенных в перечень, предусмотренный статьей 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Перечни объектов, на которые распространяется эта обязанность, утверждены в соответствии с приказом Росгидромета от 15.07.2013 № 375.

Такие перечни включают наиболее серьезные объекты-загрязнители, и в настоящее время они проходят пересмотр. Важно отметить, что наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха должны проводиться только лабораториями, обладающими специальной лицензией Росгидромета и оборудованными полноценными постами наблюдений.

Организация плана-графика наблюдений

При составлении плана-графика наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха необходимо учитывать следующие моменты:

Адреса (географические координаты) пунктов наблюдений: каждый пункт должен быть четко указан на карте с соответствующими координатами.

Перечень контролируемых веществ: определение перечня загрязняющих веществ должно основываться на анализе данных о потенциальных источниках их поступления в окружающую среду на территорию пункта наблюдения.

Методы определения концентраций веществ в воздухе: для проведения наблюдений необходимо выбрать соответствующие методы анализа, которые обеспечат точные и достоверные результаты.

Периодичность отбора проб атмосферного воздуха: не менее важно определить частоту проведения наблюдений, чтобы обеспечить непрерывный контроль за состоянием атмосферы.

Рекомендации по составлению плана-графика наблюдений

Для разработки плана-графика наблюдений рекомендуется использовать следующие источники:

Приказ Минприроды России от 30.07.2020 № 524 «Об утверждении требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением».

Нормативные акты в области охраны атмосферного воздуха, включая ГОСТы и стандарты, такие как ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения».

РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы», который содержит полезные рекомендации по выбору точек наблюдений, перечню контролируемых веществ и методам контроля.


Выводы

Хотя проведение наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха представляет собой сложную и ответственную задачу, эффективное планирование и организация этого процесса помогут обеспечить надежный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдение экологических норм и стандартов. Важно учитывать требования законодательства и рекомендации специализированных нормативных актов для разработки плана-графика наблюдений, а также быть готовым к изменениям в перечнях объектов, подлежащих мониторингу, согласно требованиям регулирующих органов.


Возможно, вы искали: ПЭК, производственный экологический контроль, программа ПЭК, отчет ПЭК, побочная продукция, маркерные вещества, ПДВ, НДВ, план-график наблюдений ...



Иконка вверх