Все больше внимания уделяется проблеме охраны окружающей среды и устойчивому Развивающееся общество и все более требовательные потребители ставят перед компаниями задачу ответственного отношения к окружающей среде. Программа производственного экологического контроля (ПЭК) становится ключевым инструментом для демонстрации этого отношения, обеспечения соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и снижения рисков возможных негативных последствий.
ПЭК - это комплекс мер, направленных на уменьшение негативного воздействия предприятий на окружающую среду, обеспечение ее безопасности и соблюдение экологических стандартов. В соответствии с законодательством разрабатывать программу ПЭК обязаны организации, деятельность которых имеет негативное воздействие на окружающую среду.
При разработке программы ПЭК необходимо учитывать специфику каждого объекта, его категорию, используемые технологии и особенности производства. Важно обратить внимание на различные аспекты, такие как системы очистки газов и воды, источники выбросов в атмосферу и водные объекты, а также области складирования сырья и обработки отходов.
Программа ПЭК является не только средством соблюдения стандартов, но и инструментом систематизации усилий по защите окружающей среды и оценке воздействия предприятия на нее. Она должна пересматриваться и корректироваться в случае изменения условий работы предприятия или при неудовлетворительных результатах контроля.
Для объектов I категории, которые подпадают под критерии распоряжения Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р, программа производственного экологического контроля (ПЭК) должна также включать в себя программу создания системы автоматического контроля (САК) или информацию о наличии такой системы.
Программа создания САК определяет следующие аспекты:
Стационарные источники и параметры выбросов и (или) сбросов, подлежащие автоматическому контролю;
Места и сроки установки автоматических средств измерения и учета, а также технических средств фиксации и передачи информации о параметрах выбросов и (или) сбросов в государственный реестр объектов, имеющих негативное воздействие на окружающую среду;
Состав и форма передаваемой информации.
САК должна быть создана на объекте не позднее чем через четыре года после получения комплексного экологического разрешения или в другие сроки, установленные в рамках мероприятий по модернизации источников выбросов, предусмотренных программой повышения экологической эффективности.
При разработке программы ПЭК необходимо учитывать:
Предписания органов государственного и муниципального экологического надзора.
Программа ПЭК утверждается руководителем предприятия и действует бессрочно, однако подлежит пересмотру и актуализации при изменении условий, таких как местоположение объекта, используемые технологические процессы и сырье, а также вид и характер негативного воздействия на окружающую среду. При изменении объема выбросов и сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, корректировка должна быть проведена в течение 60 рабочих дней.
Изменения в содержании программы ПЭК
С 1 сентября 2023 года, согласно Приказу Минприроды от 24.03.2023 № 150, программа производственного экологического контроля (ПЭК) была дополнена информацией о побочной продукции. В соответствии с этими изменениями, программа ПЭК должна включать следующие разделы:
Заполнение разделов программы ПЭК
Раздел "Общие положения" содержит следующую обязательную информацию:
Раздел "Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников" должен включать:
Раздел "Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников" должен содержать:
Раздел "Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников" заполняется в случае наличия на объекте НВОС сброса загрязняющих веществ в водные объекты, при этом учитывается, что сброс на рельеф местности не допускается. Для предприятий, осуществляющих сброс сточных вод в систему городской канализации, предусмотрено описание общей ситуации со сточными водами и указание реквизитов договора с водоканалом.
Заполнение этого раздела начинается с информации о договорах, включая их номер, сроки, объемы забора и условия. Затем переносятся данные из проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) о суммарном сбросе по каждому источнику и в целом по объекту НВОС. Эти сведения указываются по каждому загрязняющему веществу.
Далее представляется информация о сточных водах, включая их объем по каждому выпуску и в целом по объекту. Эти данные могут быть найдены в договоре водопользования, разрешении на сброс сточных вод или проекте НДС.
В конце раздела перечисляются основные источники образования сточных вод (хозяйственно-бытовые, поверхностные, производственные, дренажные и т. д.), информация о стационарных источниках сброса, очистных сооружениях и водомерных счетчиках.
Раздел "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения" должен включать следующую информацию:
Далее предоставляется информация по каждому объекту размещения отходов (при наличии), включая основные сведения, сведения по внесению объекта в Государственный реестр объектов размещения отходов и сроки последней инвентаризации.
Раздел "Сведения о побочных продуктах производства" должен содержать следующую информацию:
Таким образом, в этом разделе указывается перечень видов побочной продукции, объем ее образования за год, периодичность образования, планируемые сроки использования и передачи другим лицам, а также результаты использования в собственном производстве. Эти данные могут быть найдены в первичной документации, договорах о передаче побочной продукции, учетных записях и т. д.
Раздел "Сведения о побочных продуктах производства" должен учитывать продукцию, которая обладает определенными потребительскими свойствами и может использоваться как самостоятельный продукт, хотя и не является основной целью производства. Для этого необходимо указать перечень видов побочной продукции, ее объем ежегодного образования, периодичность или даты образования, планируемые сроки использования в собственном производстве и передачи другим лицам.
Примеры побочной продукции:
Если побочная продукция используется для собственных нужд предприятия, следует указать планируемые сроки использования. В случае, если побочные продукты не будут использоваться, необходимо указать планируемые сроки передачи другим лицам.
Если на предприятии не образуется побочная продукция, это также следует отразить в программе ПЭК, например: "В процессе хозяйственной деятельности предприятия побочные продукты производства не образуются".
Раздел "Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля" должен содержать информацию о подразделениях или отдельных сотрудниках, ответственных за проведение ПЭК на предприятии. Это может быть отдел охраны окружающей среды, инженер по охране труда и экологической безопасности или другие специалисты.
Если функционирует отдел охраны окружающей среды, следует описать его функционал. В случае, если все обязанности по ПЭК возлагаются на инженера по охране труда и экологической безопасности, следует описать его обязанности и функции. Можно также внести в структуру управления программой контроля экологии директора предприятия.
Рекомендуется предоставить краткое описание основных направлений деятельности сотрудников отдела охраны окружающей среды, а также информацию о прохождении специалистами обучения и тренингов в области экологии.
Раздел "Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации" должен содержать информацию о наименованиях и адресах испытательных лабораторий, их реквизитах аттестатов аккредитации и области аккредитации.
Наименование, адрес и контактные данные испытательной лаборатории можно найти в протоколе испытаний или запросить непосредственно в лаборатории. Рекомендуется использовать реестр Росаккредитации для получения информации о статусе, адресе, области аккредитации и других сведениях об испытательной лаборатории.
Раздел "Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений" должен содержать информацию о периодичности и методах осуществления контроля в области охраны атмосферного воздуха, водных объектов, обращения с отходами и побочными продуктами производства. Включает план-график контроля, программы контроля качества сточных вод, планы мониторинга состояния окружающей среды и т. д.
Таким образом, эти разделы программы ПЭК позволяют полноценно описать процедуры и ответственных лиц, обеспечивающих контроль за соблюдением экологических норм и стандартов на предприятии.
Выводы:
В статье освещены ключевые аспекты составления программы производственного экологического контроля (ПЭК) для объектов нефтегазовой отрасли. Основной акцент сделан на необходимости учета всех аспектов производственного процесса, включая инвентаризацию выбросов и сбросов загрязняющих веществ, контроль за побочной продукцией и организацией испытательных лабораторий.
Статья подчеркивает важность тщательного анализа и учета всех элементов производственного цикла, включая побочные продукты, которые могут иметь потенциальное воздействие на окружающую среду. Она также обращает внимание на необходимость эффективного контроля за процессами обращения с отходами и соблюдения стандартов качества воды и воздуха.
Важным моментом является также определение ответственных подразделений и лиц, занимающихся осуществлением контроля за экологическими процессами на предприятии, а также обеспечение доступа к аккредитованным испытательным лабораториям для проведения необходимых анализов и измерений.
В заключении статьи подчеркивается, что разработка ПЭК для объектов нефтегазовой отрасли - это сложный, но важный процесс, направленный на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение соответствия требованиям экологического законодательства.
Возможно, Вы искали: Производственный экологический контроль, Нефтегазовая отрасль, Программа ПЭК, Инвентаризация выбросов, Сбросы загрязняющих веществ, Побочная продукция производства, Испытательные лаборатории, Аккредитация лабораторий, Охрана окружающей среды, Экологическое законодательство, Учет отходов производства, Контроль качества воды и воздуха, Ответственные лица, Экологические процессы, Мониторинг загрязнения...