129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Особенности регулирования технологического нормирования выбросов

Особенности регулирования технологического нормирования выбросов

Особенности регулирования технологического нормирования выбросов

Технологическое нормирование в России началось с введения термина «наилучшие доступные технологии» (НДТ) после внесения изменений в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в 2014 году. Для внедрения НДТ были разработаны информационно-технические справочники по НДТ (ИТС по НДТ), которые используются для определения технологических показателей выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие (ОНВ) I и II категорий в конкретных отраслях промышленности. На основе этих показателей рассчитываются технологические нормативы для выбросов маркерных загрязняющих веществ, которые предприятия включают в заявку на получение комплексного экологического разрешения (КЭР).

Основным нормативным документом, устанавливающим порядок определения технологических показателей и расчет технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ, является приказ Минприроды России от 14.01.2019 № 89 «Об утверждении правил разработки технологических нормативов» (Правила). На практике при определении технологических показателей и расчете нормативов по этим Правилам возникают сложности. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил, технологические нормативы разрабатываются для объекта ОНВ или его частей, на которых реализуются технологические процессы или планируется их реализация, используется оборудование, применяются технические способы и методы при производстве продукции. В ИТС по НДТ описаны идентичные технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, а также установлены технологические показатели НДТ, в том числе для выбросов. Технологические нормативы разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели НДТ для выбросов, называемых маркерными веществами.

Возникают вопросы по поводу определения технологических показателей и расчета технологических нормативов. Объектом технологического нормирования принято считать объект ОНВ или его часть, где реализуются технологические процессы, описанные в отраслевом ИТС по НДТ. Технологические нормативы разрабатываются для маркерных веществ. Основное противоречие заключается в том, что такие вещества могут выбрасываться от смежных процессов, не напрямую связанных с производством продукции, происходящих на территории структурных подразделений промышленной площадки объекта ОНВ. К таким подразделениям относятся узлы пересыпки продукции, участки выгрузки сырья, пункты погрузки готовой продукции, участки транспортировки сырья или продукции.

Например, ИТС 2-2022 «Производство аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот» охватывает:

  • производство аммиака,
  • производство минеральных удобрений,
  • производство неорганических кислот, используемых в производстве минеральных удобрений.

Этот же ИТС по НДТ охватывает процессы, связанные с основными видами деятельности и влияющие на объемы эмиссий или загрязнение окружающей среды:

  • хранение и подготовка сырья,
  • хранение и подготовка топлива,
  • обращение со сточными водами,
  • производственные процессы,
  • методы предотвращения и сокращения эмиссий, образования и размещения отходов,
  • хранение и подготовка продукции.

Однако на практике при определении технологических показателей и расчете технологических нормативов выбросов ориентируются на разделы ИТС по НДТ, описывающие технологию производства конкретного вида продукции, и часто не включающие данные об оборудовании для таких процессов, как хранение и подготовка сырья, топлива и продукции, обращение со сточными водами, методы предотвращения и сокращения эмиссий, образования и размещения отходов. Это приводит к неясности, выбросы маркерных веществ от какого именно оборудования учитывать при расчете технологических показателей и нормативов. Такая неопределенность вызвана отсутствием утвержденного алгоритма подачи предприятиями сведений для актуализации конкретного ИТС по НДТ.

При заполнении анкет для актуализации справочников предприятие само решает, какой этап производства относить к основному, а какой – к смежному. Технические рабочие группы Бюро НДТ (https://burondt.ru), занимающиеся актуализацией справочников, участвуют в согласовании поступивших сведений и проводят консультации по заполнению анкет для предприятий. Кроме того, разработаны инструкции по заполнению анкет. Однако на практике каждое предприятие самостоятельно определяет, какой этап производства относится к производству конкретного вида продукции и какие структурные подразделения будут являться объектами технологического нормирования.

Отсутствие регламентированного порядка приводит к тому, что некоторые предприятия при оформлении заявки на получение КЭР могут превышать технологические показатели, установленные в ИТС по НДТ. Это происходит из-за того, что данные о выбросах маркерных веществ от производства одного и того же вида продукции подавались разными предприятиями по-разному.

Для решения проблемы предлагается два варианта:

Корректировка Правил, в частности, указание, что технологические нормативы разрабатываются в отношении маркерных веществ для выбросов, осуществляемых от основного оборудования производства продукции. Необходимо также пояснить необходимость или отсутствие необходимости разработки нормативов для выбросов маркерных веществ от процессов, таких как разгрузка и транспортировка сырья, фасовка и погрузка готовой продукции.

Регламентирование порядка сбора исходных данных для актуализации ИТС по НДТ, чтобы внедрить единый подход к заполнению анкет предприятиями, выпускающими одинаковый вид продукции. Необходимо исключить возможность, при которой схожие предприятия заполняют анкеты по-разному, что может привести к установлению различных технологических показателей в ИТС по НДТ для одинаковых технологий производства продукции.

Технологическое нормирование и наилучшие доступные технологии (НДТ) в России

Технологическое нормирование в России начало развиваться с введением термина «наилучшие доступные технологии» (НДТ) после внесения изменений в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в 2014 году. Для внедрения НДТ были разработаны информационно-технические справочники (ИТС по НДТ), которые используются для определения технологических показателей выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие (ОНВ) I и II категорий в различных отраслях промышленности. На основе этих показателей рассчитываются технологические нормативы для выбросов маркерных загрязняющих веществ, включаемые предприятиями в заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР).

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок определения технологических показателей и расчета технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ, является приказ Минприроды России от 14.01.2019 № 89 «Об утверждении правил разработки технологических нормативов» (далее – Правила). На практике при выполнении этих Правил возникают сложности. Рассмотрим их более подробно.

Определение удельных значений массы выбросов и величины годового выпуска продукции

Основная сложность заключается в определении удельных значений массы выбросов и величины годового выпуска продукции, необходимых для расчета технологических показателей выбросов для конкретного вида продукции. Основная неопределенность – отсутствие уточнения о необходимости соответствия двух показателей: годовых валовых выбросов каждого маркерного вещества и величины годового выпуска продукции, определяемого как показатель максимального объема произведенной продукции.

Например, если максимальный объем произведенной продукции был достигнут в 2020 году, а годовые валовые выбросы маркерных веществ определены по данным за период с 2021 по 2023 годы, то величина годового выпуска продукции за 2020 год не соответствует и не сопоставима с данными валовых выбросов за 2021–2023 годы. Это приводит к тому, что при определении удельных значений показателей выбросов для подготовки заявки на получение КЭР в 2024 году применяются несоответствующие данные.

Предложения по улучшению расчета удельных показателей выбросов

Предлагается выбирать максимальное значение объема производимой продукции за период, равный пяти годам. Определив год, в котором был достигнут максимальный объем продукции, следует рассчитать суммарный показатель выбросов маркерных веществ, соответствующий этому году, по данным производственного экологического контроля (ПЭК). Однако здесь возникает риск: источник выбросов может не попасть в программу ПЭК. Согласно п. 9.1.2 Требований к содержанию программы ПЭК, в план-график контроля не включаются источники, выбросы от которых по результатам рассеивания не превышают 0,1 ПДКмр на границе земельного участка объекта.

Другой вариант решения проблемы – регламентировать расчеты годового выброса (т/год) при проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Расчеты должны учитывать данные за последние пять лет, что обеспечит соответствие величины годового валового выброса величине годового выпуска продукции.

Расчет технологических нормативов выбросов

Основная трудность заключается в расчете технологических нормативов согласно Правилам. Значение технологического норматива для выбросов маркерного вещества (т/год) определяется путем умножения технологического показателя действующего объекта технологического нормирования на величину годового выпуска продукции. Как было указано ранее, величина годового выпуска продукции определяется как показатель максимального объема произведенной продукции на объекте технологического нормирования за последние пять лет, предшествующие году, в котором проводятся расчеты технологических нормативов.

При расчете технологических нормативов для выбросов путем умножения значения показателя действующего объекта технологического нормирования на величину годового выпуска продукции, получается значение, равное величине годового валового выброса (т/год) маркерного вещества для объекта технологического нормирования. Это значение рассчитывается как сумма массы выбросов маркерного вещества всех стационарных источников выбросов в составе объекта технологического нормирования.

Технологическое нормирование и наилучшие доступные технологии (НДТ) в России

Технологическое нормирование в России начало развиваться с введением термина «наилучшие доступные технологии» (НДТ) после внесения изменений в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в 2014 году. Для внедрения НДТ были разработаны информационно-технические справочники (ИТС по НДТ), которые используются для определения технологических показателей выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие (ОНВ) I и II категорий в различных отраслях промышленности. На основе этих показателей рассчитываются технологические нормативы для выбросов маркерных загрязняющих веществ, включаемые предприятиями в заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР).

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок определения технологических показателей и расчета технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ, является приказ Минприроды России от 14.01.2019 № 89 «Об утверждении правил разработки технологических нормативов» (далее – Правила). На практике при выполнении этих Правил возникают сложности. Рассмотрим их более подробно.

1. Определение удельных значений массы выбросов и величины годового выпуска продукции

Основная сложность заключается в определении удельных значений массы выбросов и величины годового выпуска продукции, необходимых для расчета технологических показателей выбросов для конкретного вида продукции. Основная неопределенность – отсутствие уточнения о необходимости соответствия двух показателей: годовых валовых выбросов каждого маркерного вещества и величины годового выпуска продукции, определяемого как показатель максимального объема произведенной продукции.

Например, если максимальный объем произведенной продукции был достигнут в 2020 году, а годовые валовые выбросы маркерных веществ определены по данным за период с 2021 по 2023 годы, то величина годового выпуска продукции за 2020 год не соответствует и не сопоставима с данными валовых выбросов за 2021–2023 годы. Это приводит к тому, что при определении удельных значений показателей выбросов для подготовки заявки на получение КЭР в 2024 году применяются несоответствующие данные.

2. Предложения по улучшению расчета удельных показателей выбросов

Предлагается выбирать максимальное значение объема производимой продукции за период, равный пяти годам. Определив год, в котором был достигнут максимальный объем продукции, следует рассчитать суммарный показатель выбросов маркерных веществ, соответствующий этому году, по данным производственного экологического контроля (ПЭК). Однако здесь возникает риск: источник выбросов может не попасть в программу ПЭК. Согласно п. 9.1.2 Требований к содержанию программы ПЭК, в план-график контроля не включаются источники, выбросы от которых по результатам рассеивания не превышают 0,1 ПДКмр на границе земельного участка объекта.

Другой вариант решения проблемы – регламентировать расчеты годового выброса (т/год) при проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Расчеты должны учитывать данные за последние пять лет, что обеспечит соответствие величины годового валового выброса величине годового выпуска продукции.

3. Расчет технологических нормативов выбросов

Основная трудность заключается в расчете технологических нормативов согласно Правилам. Значение технологического норматива для выбросов маркерного вещества (т/год) определяется путем умножения технологического показателя действующего объекта технологического нормирования на величину годового выпуска продукции. Как было указано ранее, величина годового выпуска продукции определяется как показатель максимального объема произведенной продукции на объекте технологического нормирования за последние пять лет, предшествующие году, в котором проводятся расчеты технологических нормативов.

При расчете технологических нормативов для выбросов путем умножения значения показателя действующего объекта технологического нормирования на величину годового выпуска продукции, получается значение, равное величине годового валового выброса (т/год) маркерного вещества для объекта технологического нормирования. Это значение рассчитывается как сумма массы выбросов маркерного вещества всех стационарных источников выбросов в составе объекта технологического нормирования.

Для показателя технологического норматива выбросов необходимо принять одно значение для конкретного маркерного вещества на весь период действия КЭР. Это создает риск превышения природопользователями установленных технологических нормативов в случае увеличения объемов производства продукции в период действия КЭР. Поэтому предлагается значение технологического норматива для выбросов по конкретному маркерному веществу определять путем умножения технологического показателя для выбросов объекта технологического нормирования на планируемую величину годового выпуска продукции на период действия КЭР. Таким образом, на каждый год действия КЭР будет установлен технологический норматив в отношении выбросов маркерных веществ, соответствующий планируемому объему производимой продукции.

4. Проблема утверждения ИТС по НДТ и технологических показателей НДТ

Еще одна проблема связана с тем, что утверждение ИТС по НДТ и утверждение технологических показателей НДТ выполняют разные федеральные органы исполнительной власти. Технологические показатели НДТ утверждает Минприроды России, а ИТС по НДТ – Росстандарт. Согласно ст. 23 Закона № 7-ФЗ, технологические показатели НДТ устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды не позднее 6 месяцев после опубликования или актуализации ИТС по НДТ.

На примере производства хладона-С318, технология которого описана в ИТС 31-2021 «Производство продукции тонкого органического синтеза», маркерными веществами для выбросов являются фториды газообразные, хлористый водород и тетрафторэтилен. ИТС 31-2021 утвержден приказом Росстандарта от 22.12.2021 № 2962, которым также отменен с 1 июня 2022 г. действовавший ранее ИТС 31-2017. Однако для нового справочника – ИТС 31-2021 – нормативный документ в области охраны окружающей среды, устанавливающий технологические показатели НДТ, Минприроды России еще не утвержден.

Таким образом, для предприятий, производящих хладон-С318, возникает сложность в определении технологических показателей выбросов маркерных веществ. Сравнение технологии производства хладона-С318 с технологией производства хладонов в старом справочнике (ИТС 31-2017) или определение технологических показателей выбросов по новому справочнику (ИТС 31-2021) неправомерно, так как нормативный документ, устанавливающий технологические показатели для нового ИТС по НДТ, не утвержден Минприроды России.


Выводы

Основными проблемами при определении технологических показателей и расчете технологических нормативов являются:

Определение объектов технологического нормирования:

Неопределенность в отнесении технологических процессов и оборудования к объектам нормирования.

Соответствие показателей годовых валовых выбросов маркерных веществ и величины годового выпуска продукции:

Проблемы с синхронизацией данных по годовым валовым выбросам и объемам производства продукции.

Определение величины годового выпуска продукции при расчете технологических нормативов:

Сложности в выборе корректного периода для определения максимального объема произведенной продукции и соответствующих выбросов.

Несинхронность утверждения ИТС по НДТ и технологических показателей НДТ:

Разные федеральные органы исполнительной власти утверждают ИТС по НДТ и технологические показатели НДТ, что приводит к задержкам и несоответствиям.

Предложения по решению проблем

Предложенные решения могут упростить и уточнить правила определения и анализа объектов технологического нормирования при определении технологических показателей:

Определение объектов технологического нормирования:

Создание четких критериев для отнесения технологических процессов и оборудования к объектам нормирования, что устранит неопределенности.

Соответствие показателей годовых валовых выбросов и величины годового выпуска продукции:

Выбор максимального значения объема производимой продукции за период, равный пяти годам, и использование соответствующих данных для расчета удельных показателей выбросов.

Определение величины годового выпуска продукции:

Регламентировать расчеты годового выброса с учетом данных за последние пять лет для обеспечения соответствия величины годового валового выброса и годового выпуска продукции.

Несинхронность утверждения ИТС по НДТ и технологических показателей НДТ:

Ускорить процесс утверждения технологических показателей НДТ после публикации или актуализации ИТС по НДТ, что позволит предприятиям своевременно рассчитывать нормативы.


Заключение

Для улучшения технологического нормирования в России предлагается:

Устанавливать удельные значения массы выбросов каждого маркерного вещества на единицу производимой продукции по фактическим данным.

Обеспечить соответствие величины годового валового выброса маркерных веществ величине годового выпуска продукции.

Разработать единые подходы и стандарты для расчета и актуализации технологических нормативов выбросов, что позволит снизить риски и неопределенности для предприятий при подготовке заявок на получение КЭР.


Возможно, Вы искали: технологическое нормирование, наилучшие доступные технологии, НДТ, Закон № 7-ФЗ, комплексное экологическое разрешение, КЭР, выбросы маркерных веществ, информационно-технические справочники, ИТС по НДТ, Минприроды России, приказ № 89, удельные значения выбросов, годовой выпуск продукции, производственный экологический контроль, ПЭК, расчеты технологических нормативов, Росстандарт, актуализация ИТС, технологические показатели, нормативные документы, охрана окружающей среды, производство аммиака, производство минеральных удобрений, производство неорганических кислот, хладон-С318, проблемы технологического нормирования, предложения по решению проблем.



Иконка вверх