С 1 сентября 2022 года действует постановление Правительства РФ от 2 июня 2022 г. № 1018 «О видах экономической и иной деятельности юридических и физических лиц на территориях национальных парков и их охранных зон, подлежащих согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки» (далее – постановление № 1018). Этим постановлением утверждены перечень видов деятельности, подлежащих согласованию, и правила такого согласования (далее – Правила согласования).
Обязанность согласовывать деятельность не является новым требованием, возникшим с момента вступления в силу указанного постановления. Эта обязанность была закреплена еще в 1995 году в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ). В первоначальной редакции п. 4 ст. 15 Закона № 33-ФЗ на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, был установлен запрет на расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Согласно действующей редакции п. 4 ст. 15, юридические и физические лица должны в обязательном порядке согласовывать осуществление экономической и иной деятельности на территориях национальных парков и их охранных зон с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки.
В своих письмах Минприроды России, обращая внимание на обязательность согласования деятельности, указывает на необходимость усиления контроля за соблюдением требований законодательства при оформлении разрешительной документации гражданами и организациями. Например, об этом говорится в письме Минприроды России от 23 сентября 2021 г. № 15-53/28230 «По вопросу согласования СЭД».
Итак, перечень видов деятельности, подлежащих согласованию, и порядок такого согласования установлены постановлением № 1018. При этом есть исключение: не требуется согласовывать виды деятельности в случае, если они предусмотрены заключенными соглашениями о рекреационной деятельности в национальных парках.
Слово «рекреация» (от лат. recreatio – восстановление) в российском законодательстве, несмотря на отсутствие нормативного определения, применяется в отношении деятельности по оздоровлению и восстановлению работоспособности человека. В частности, согласно приказу Росреестра от 10 ноября 2020 г. № П/0412, утвердившему классификатор видов разрешенного использования земельных участков, к отдыху (рекреации) относятся обустройство мест для занятий спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, для отдыха и туризма, наблюдения за природой, для пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности; уход за городскими лесами, скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также обустройство мест отдыха в них.
Говоря о терминологии, стоит отметить, что в действующих нормативных правовых актах не встречаются определения национального парка и его охранной зоны. Тем не менее, правовые нормы, регулирующие правовые отношения в рассматриваемых категориях, действуют. Согласно ст. 12 Закона № 33-ФЗ, национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям (ООПТ) федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых:
Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков. При этом в границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников.
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Правила создания охранных зон, которые являются одним из видов зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ, ст. 105 Земельного кодекса РФ), установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон утверждены постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. № 138.
Решение о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимает Минприроды России. Режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы. В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы. Земельные участки, включенные в границы охранной зоны, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но они должны использовать их с соблюдением установленного особого правового режима.
Соответственно, если деятельность компании осуществляется на территории национальных парков и их охранных зон, а также включена в специальный перечень видов деятельности, она подлежит согласованию в порядке, определенном постановлением № 1018. Согласования, выданные до вступления в силу постановления № 1018, действуют бессрочно.
Сроки согласования деятельности
Важно отметить сроки получения согласования. Лица, осуществляющие виды экономической и иной деятельности, включенные в перечень постановления № 1018, и не имеющие согласования этой деятельности, обязаны в течение трех месяцев со дня вступления постановления № 1018 в силу (то есть не позднее 1 декабря 2022 г.) уведомить федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк или его охранная зона, об осуществлении деятельности и получить соответствующее согласование в течение двух лет со дня вступления в силу постановления № 1018. Таким образом, 1 сентября 2024 г. истекает срок, в течение которого хозяйствующие субъекты обязаны согласовать свою деятельность на территории национальных парков и их охранных зон.
Орган государственной власти, с которым необходимо согласовать деятельность, – Минприроды России (при условии, что национальный парк и его охранная зона находятся в его ведении). Указанное полномочие закреплено в п. 5.16 Положения о Минприроды России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. № 1219.
Виды деятельности, подлежащие согласованию
В перечне видов экономической и иной деятельности на территориях национальных парков, подлежащих согласованию, насчитывается 97 наименований, а в перечне видов деятельности на территориях их охранных зон – 53 наименования.
Деятельность, не подлежащая согласованию
Постановлением № 1018 определены три вида деятельности, не подлежащих согласованию (п. 4 Правил согласования):
Процедура согласования
Цель согласования деятельности – предотвращение или снижение негативного воздействия на территории национальных парков и их охранных зон в результате деятельности, которая допускается законодательством России об ООПТ, положением о конкретном национальном парке и положением об охранной зоне соответствующего национального парка; обеспечение соблюдения установленного режима особой охраны территорий национальных парков и их охранных зон.
Необходимые документы для согласования
Необходимый перечень документов для согласования деятельности определен в п. 7 Правил согласования. Документы представляются в печатном виде на бумажном носителе и (или) в электронном виде почтовым отправлением непосредственно в Минприроды России. Также можно направить их посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Результаты рассмотрения документов
Результатом рассмотрения представленных документов является согласование деятельности либо отказ в согласовании с указанием причины. Отказ должен содержать вывод о возможности доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям или вывод о невозможности реализации испрашиваемой экономической и иной деятельности (п. 14 Правил согласования).
Основания для отказа в согласовании
Основания для отказа в согласовании деятельности (п. 15 Правил согласования) включают:
После устранения причин для отказа в согласовании деятельности заявитель вправе повторно обратиться за получением согласования. При этом представлению в уполномоченный орган подлежат только те документы, которые послужили основанием для отказа.
Сроки и отзыв согласования
Согласование деятельности имеет бессрочный характер. Выданный документ о согласовании может быть отозван в случае выявления по результатам федерального государственного контроля (надзора) фактов размещения самовольных построек на земельном участке, в границах которого осуществляется согласованная деятельность, а также фактов деятельности, согласование которой предусмотрено перечнем видов деятельности, подлежащих согласованию. Действие выданного документа о согласовании может быть прекращено также по письменному заявлению лица, получившего такое согласование, или его уполномоченных представителей.
Важность оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
С учетом того что предметом согласования является оценка соответствия планируемой деятельности режиму особой охраны соответствующего национального парка и (или) его охранной зоны, в перечень документов, представляемых для согласования, включены материалы ОВОС, отсутствие которых является основанием для отказа в согласовании.
Спорные моменты
Представление материалов ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) может вызвать сложности у природопользователей. Существуют случаи, когда объект уже построен и функционирует, но ОВОС на этапе подготовки к строительству не проводилась. Действующие требования к материалам ОВОС утверждены приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999. Ранее, по приказу Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, ОВОС проводилась для намечаемой деятельности, обосновывающая документация которой подлежала экологической экспертизе в соответствии с п. 1.3 Закона № 174-ФЗ. В период с 11 августа 2000 г. по 31 августа 2021 г. материалы ОВОС подготавливались только при условии, что документация подлежит ГЭЭ.
До этого действовал приказ Минприроды России от 18.07.1994 № 222, согласно которому предметом ОВОС являлись виды и объекты деятельности, указанные в приложении к Положению об ОВОС. Для объектов, не включенных в перечень, целесообразность проведения ОВОС определялась органами исполнительной власти субъектов РФ. Также заказчик был обязан сделать краткий вывод о допустимости предполагаемого воздействия на окружающую среду.
Административная ответственность и судебная практика
Согласно ст. 8.39 КоАП РФ, за нарушение режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях ООПТ предусмотрены штрафы:
Штраф может быть наложен с конфискацией орудий совершения правонарушения и продукции незаконного природопользования либо без таковой. Пример: Московский городской суд 15.11.2022 по делу № 7-19649/2022 отказал компании в удовлетворении требований об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.
Анализ судебных актов показал, что суды оценивают деятельность на территориях национальных парков и их охранных зон с учетом требований законодательства, действующих в момент выявления нарушения. Также возможен риск получения предписания о согласовании деятельности или обращения органа государственной власти в суд с требованием о запрете деятельности до получения согласования.
Возможность проведения ОВОС для уже реализуемой деятельности
Несмотря на требование проведения ОВОС до начала реализации деятельности, законодательство не запрещает проведение оценки для уже фактически реализуемой деятельности. Судебная практика также подтверждает возможность проведения экологической экспертизы для действующего объекта. Верховный суд РФ в Определении от 07.11.2018 № 303-КГ18-17534 отметил, что обязанность по проведению ГЭЭ документов до фактического осуществления деятельности не исключает необходимость выполнения этой обязанности, если реализация объекта экологической экспертизы уже осуществляется.
Выводы
Хозяйствующим субъектам, чья деятельность подлежит согласованию в рамках постановления № 1018, рекомендуется уже сейчас начать сбор необходимых документов и пройти процедуру согласования деятельности. Это позволит избежать рисков штрафов и возможного приостановления деятельности по решению суда.
Возможно, Вы искали: Национальные парки деятельность, охранные зоны согласование, Постановление № 1018, согласование хозяйственной деятельности, Федеральный закон № 33-ФЗ, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), Минприроды России, спорные ситуации национальные парки, правила согласования деятельности, административная ответственность за нарушения ООПТ, судебная практика охранные зоны, штрафы за нарушение режима ООПТ, сроки получения согласования деятельности, процедура ГЭЭ национальные парки, экологическая экспертиза национальные парки...