129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Новый перечень загрязняющих веществ и инвентаризация выбросов

Новый перечень загрязняющих веществ и инвентаризация выбросов

Новый перечень загрязняющих веществ и инвентаризация выбросов

Давайте рассмотрим причины для обновления данных об инвентаризации выбросов либо для проведения новой инвентаризации, связанной с вступлением в силу обновленного списка загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию.

С 1 января 2024 года вступил в силу обновленный список загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию в области охраны окружающей среды (утвержденный распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 № 2909-р, далее – Перечень). Однако не все пункты Перечня начали действовать сразу, а некоторые стали действительными позже. В результате утратили силу ранее действовавшие распоряжения Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р и от 10.05.2019 № 914-р, содержащие предыдущий список и его изменения.

Анализ нового Перечня вызывает важные вопросы относительно его применения и применимости других нормативных актов с начала текущего года. Поэтому предлагается изучить, какие последствия введение нововведений может повлечь за собой для соблюдения требований в области охраны атмосферного воздуха, поскольку эти требования являются ключевыми для отражения актуальной и достоверной информации о объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Первый вопрос касается необходимости корректировки данных инвентаризации или проведения новой инвентаризации. Процедура инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, корректировка данных, их документирование и хранение утверждены приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 (далее – Порядок № 871).

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 871 при инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (далее – инвентаризация выбросов), помимо прочего, определяются показатели выбросов от стационарных и передвижных источников, включая качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образовываться, выделяться и попадать в атмосферу (список загрязняющих веществ и их концентрации).

Согласно пункту 34 Порядка № 871, после инвентаризации выбросов составляется отчет, который подтверждается хозяйствующим субъектом с указанием даты. В этом отчете учитываются все загрязняющие вещества, поступающие в атмосферу. Документация по инвентаризации выбросов, согласно пунктам 44–46 Порядка № 871, остается действительной до тех пор, пока не произойдут обстоятельства, требующие ее корректировки и завершения этой корректировки.

Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится в случае изменения состава, объема или массы выбросов, вызванных следующими ситуациями:

  • изменение технологических процессов или режимов работы оборудования и установок очистки газа, включая оборудование на источнике загрязнения атмосферы, ввод или вывод из эксплуатации такого оборудования;
  • изменение объемов производства;
  • замена оборудования или сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема или массы выбросов;
  • реконструкция или модернизация установок очистки газа, приводящая к изменению состава, объема или массы выбросов.

Корректировка данных инвентаризации выбросов объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, также необходима в случае:

  • выявления несоответствия показателей выбросов при производственном или государственном экологическом контроле данным последней инвентаризации, включая выявление неучтенных источников загрязнения атмосферы и/или выбрасываемых загрязняющих веществ;
  • изменения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, если после вступления в силу таких изменений данные инвентаризации не соответствуют требованиям законодательства.

Согласно пункту 46 Порядка № 871, корректировка инвентаризации выбросов является обязательной в случае, если фактические показатели выбросов превышают определенные пороги: более чем на 25% от максимальных разовых показателей выброса или более чем на 10% от суммарных годовых показателей, установленных нормативами выбросов.

Пункт 48 Порядка № 871 предоставляет хозяйствующему субъекту право принять решение о проведении новой инвентаризации выбросов в случае возникновения обстоятельств, указанных в пунктах 45 и 46 данного Порядка. Для проверки указанных оснований предлагается использовать чек-лист (см. таблицу 1, стр. 76–77).

Второй вопрос касается изменения законодательства, требующего корректировки материалов инвентаризации. Согласно пункту 45 Порядка № 871, корректировка требуется в случае изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, если после вступления в силу такого изменения документация по инвентаризации выбросов перестает соответствовать требованиям законодательства.

С одной стороны, с 1 января утратили силу распоряжения Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р и от 10.05.2019 № 914-р, касающиеся прежнего перечня загрязняющих веществ, включенных в отчет по инвентаризации выбросов согласно Порядку № 871. Основания для включения наименований указаны в пункте 25 действующего Порядка № 871. В связи с отменой прежнего перечня в таблице № 2.1 приложения 2 к Порядку № 871 должны указываться наименования загрязняющих веществ согласно новому Перечню.

Однако следует отметить, что новый Перечень утвержден в целях реализации статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 7-ФЗ, законодательство в области охраны окружающей среды опирается на Конституцию РФ и включает в себя сам закон, другие федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты РФ, принимаемые в соответствии с ними, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Аналогично, согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», законодательство РФ в области охраны атмосферного воздуха также базируется на Конституции РФ и включает в себя сам Закон № 96-ФЗ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, принимаемые в соответствии с ним, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Порядок № 871 утвержден в соответствии с целями, изложенными в пункте 4 статьи 22 Закона № 96-ФЗ, то есть в целях реализации законодательства в области охраны атмосферного воздуха. Таким образом, новый Перечень и Порядок № 871 регулируются разными законодательными актами.

С 1 января 2024 года вступили в силу некоторые пункты нового Перечня, включающие загрязняющие вещества, отсутствовавшие в прежнем перечне и для которых не были установлены переходные периоды применения. Например, углерод (пигмент черный или углеродсодержащий аэрозоль - сажа) в разделе "Для атмосферного воздуха", пункт 63 Перечня.

Следовательно, инвентаризация выбросов, проведенная с момента вступления в силу Порядка № 871 до 1 января 2024 года, может не включать в себя наименования загрязняющих веществ, которые отсутствовали в старом перечне и для которых не были установлены переходные периоды применения. Однако эти вещества фактически выбрасываются в атмосферу и ранее учитывались как взвешенные, согласно сложившейся судебной практике и позиции, изложенной в письмах Минприроды России и Росприроднадзора. Таким образом, пункт 6 Порядка № 871 был соблюден, в том числе при описании и обосновании выбранных загрязняющих веществ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 31 Порядка № 871, расчеты выбросов осуществляются отдельно для каждого стационарного и передвижного источника загрязнения атмосферы и документируются с приложением исходных данных и описанием процедуры расчета с указанием применяемых методик. Для расчета выбросов от стационарных источников применяются методики, включенные в Перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется Минприроды России. На сайте Минприроды России содержатся методики, включающие наименования загрязняющих веществ, отсутствовавших в отмененном перечне. Следовательно, эти вещества должны быть описаны и обоснованы в отчете по инвентаризации выбросов.

Таким образом, в случае с сажей нет оснований для корректировки инвентаризации выбросов, предусмотренной пунктами 45 и 46 Порядка № 871, а также нет оснований для проведения новой инвентаризации выбросов в соответствии с пунктом 48 Порядка № 871.


Выводы:

Понимание того, что вступление в силу нового Перечня не является основанием для того, чтобы документация по инвентаризации выбросов переставала соответствовать требованиям законодательства в области охраны атмосферного воздуха, важно. Тем не менее, для обеспечения единого толкования норм и предотвращения разногласий в этом вопросе, рекомендуется обратиться по вопросам, связанным с основаниями для корректировки данных инвентаризации выбросов или проведения новой инвентаризации в связи с введением нового Перечня, в орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного экологического надзора (контроля). Это позволит получить официальное толкование и рекомендации от компетентного органа, что важно для обеспечения правильного исполнения требований законодательства и предотвращения возможных недоразумений или ошибок.



Иконка вверх