129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Новый перечень загрязняющих веществ

Новый перечень загрязняющих веществ

Новый перечень загрязняющих веществ

С 1 января 2024 года начнет действовать распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 2909-р, которое утвердило обновленный перечень загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию в области охраны окружающей среды. Это расширение перечня веществ, влияющих на атмосферный воздух, подлежащих регулированию со стороны государства, вступит в силу с указанной даты.

До наступления 2024 года эти вещества не входили в перечень загрязняющих веществ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р. Тем не менее, это не означало, что предприятия, выбрасывающие сажу и пыль, могли чувствовать себя в полной безопасности.

После принятия распоряжения № 1316-р Росприроднадзор и Минприроды России руководствовались мнением, что эти вещества физически классифицируются как твердые частицы, и, следовательно, их следует рассматривать как взвешенные вещества. Однако в самом распоряжении 1316-р конкретные положения по этому вопросу не были четко сформулированы, что давало предприятиям возможность избегать обязательств Росприроднадзора по нормированию выбросов сажи и абразивной пыли, а иногда и уходить от штрафов.

В связи с этим Министерство разработало изменения, направленные, в том числе, на создание условий для обязательного нормирования таких веществ, как абразивная пыль, углерод (сажа) и оксид железа. Эти изменения реализованы в распоряжении № 2909-р, которое призвано более строго регулировать выбросы указанных загрязнителей.

Обратим внимание на изменение в перечне загрязняющих веществ, а именно на изменение номера позиции "Взвешенные вещества", которая в новом перечне носит номер 14. В скобках поясняется, что это разнообразные твердые частицы, присутствующие в выбросах загрязняющих веществ и не упомянутые в разделе I перечня. Следовательно, с 1 января 2024 года ряд веществ, таких как сажа (позиция № 63) и пыль абразивная (позиция № 47), подпадают под действие мер государственного регулирования.

Структурно, сажа и пыль абразивная не включены в перечень из 27 веществ, для которых установлен переходный период. Это означает, что аргумент о том, что эти вещества не подлежат нормированию, фактически теряет свою актуальность с 2024 года. Необходимо учесть также общую норму, закрепленную в пункте 1 статьи 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды", которая гласит: "Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации".

Это требование указывает на необходимость определения нормативов допустимых выбросов (НДВ) для всех загрязняющих веществ, включенных в перечень, по которым применяются меры государственного регулирования. На данный момент невозможно с уверенностью утверждать, на какую именно норму будет ссылаться Росприроднадзор в случае отсутствия НДВ на новые регулируемые вещества, утвержденные распоряжением № 2290-р. Возможно, государственный орган будет искать дополнительные правовые аргументы для выдачи предписаний или привлечения к ответственности за отсутствие нормирования подлежащих государственному регулированию веществ. Однако в любом случае не следует пренебрегать риском того, что Росприроднадзор в 2024 году и в последующие годы может предъявить требования о необходимости нормирования сажи и пыли абразивной, фактически содержащихся в выбросах предприятий.

Представляется, что распоряжение № 2909-р само по себе не предполагает необходимости пересмотра существующей разрешительной документации на выбросы. Более того, в нормативных актах, регулирующих вопросы нормирования, выдачи разрешений, подачи деклараций и отчетности, изменение (дополнение) перечня веществ, подлежащих государственному регулированию, не указывается как основание для внесения коррективов в существующую документацию или для нового нормирования. Предполагается, что данное обстоятельство может быть использовано как аргумент при защите интересов предприятий, если Росприроднадзор потребует расширить перечень регулируемых веществ.

Тем не менее, настоятельно рекомендуется предотвращать возможные штрафы и предписания, не доводя дело до судебных разбирательств. В целях минимизации рисков предлагается не ждать проверки Росприроднадзора, а заранее начать нормирование выбросов тех веществ, которые будут подвергнуты государственному регулированию с 1 января 2024 года (особенно касается веществ, отсутствующих в списке 27 веществ, для которых установлен переходной период).

Также следует обратить внимание на возможное расширение перечня веществ, подлежащих оплате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), вместе с расширением перечня регулируемых веществ. Нельзя исключить, что правительство России установит ставки платы за НВОС для выбросов новых регулируемых веществ. В случае такого сценария предприятия могут проявить интерес к оперативному нормированию этих веществ, чтобы избежать применения повышающих коэффициентов при расчете платы за НВОС.

Наш подход к проведению инвентаризации выбросов ЗВ и проекта ПДВ включает в себя не только тщательный анализ текущих параметров, но и разработку персонализированных проектов по снижению выбросов, адаптированных к конкретным требованиям вашего предприятия. Мы следим за всеми изменениями в законодательстве, чтобы гарантировать соответствие вашей компании всем необходимым нормам и стандартам.Выбрав нашу компанию, вы получаете надежного партнера в вопросах соблюдения экологических стандартов и создания устойчивого бизнеса.


Возможно, вы искали: загрязняющие вещества, перечень загрязняющих веществ, загрязняющие вещества атмосферного воздуха, выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, изменения в законодательстве, экологическое право



Иконка вверх