129626, Москва,
3-я Мытищинская улица,
дом 3, строение 1, эт. 9,
пом. I, ком. 6
пн-пт с 9.00 до 18-00
сб-вс – выходной
Главная/О нас/Новости/Форма 2-ТП (воздух)

Форма 2-ТП (воздух)

Форма 2-ТП (воздух)

Форма 2-ТП (воздух) представляет собой годовую форму федерального статистического наблюдения "Сведения об охране атмосферного воздуха". Процедура заполнения данной формы регламентирована приказом Росстата от 8 ноября 2018 года № 661.

В соответствии с указаниями, респондентами считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая котельные. Эти респонденты обязаны предоставлять отчет в территориальные органы Росприроднадзора в случае наличия определенных событий. Событиями, требующими предоставления отчета, считаются следующие критерии:

  • объем выбросов загрязняющих веществ по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), превышает 10 тонн в год;
  • объемы выбросов загрязняющих веществ по объектам НВОС составляют от 5 до 10 тонн в год включительно, при наличии в составе выбросов веществ I и (или) II классов опасности
  • оборудованы они очистными установками или нет
  • имеется в наличии разрешение на выброс или нет

Сумма выбросов по всем объектам НВОС

Не случайно в критериях пункта 4 Указаний указано "по объектам НВОС". Росприроднадзор по-прежнему придерживается мнения, что для определения необходимости предоставления отчета по форме 2-ТП (воздух) хозяйствующим субъектам следует суммировать объемы выбросов загрязняющих веществ по всем объектам данного субъекта.

Так, в письме от 16.01.2019 № РН-03-01-31/1722 Росприроднадзор сообщил: "В соответствии с пунктом 4 Указаний, отчетность предоставляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в случае, если объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по всем объектам юридического лица или индивидуального предпринимателя превышают 10 тонн в год или составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ I и (или) II класса опасности".

В другом письме от 08.12.2022 № РН-09-03-31/43317 Росприроднадзор повторил свой подход: "Таким образом, если суммарный выброс загрязняющих веществ по всем объектам НВОС юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе находящимся в разных субъектах Российской Федерации, соответствует критериям, установленным пунктом 4 Указаний, сведения по форме № 2-ТП (воздух) предоставляются по каждому объекту НВОС юридического лица, индивидуального предпринимателя".

Также территориальные органы Росприроднадзора проанализировали данные, содержащиеся в государственном реестре объектов НВОС, предупреждая хозяйствующих субъектов о необходимости предоставления отчета по форме 2-ТП (воздух) для каждого своего объекта НВОС в отдельности.

Учет выбросов от передвижных источников

Информация о выбросах от передвижных источников в форме не отражается (пункт 15 Указаний). При этом возникает вопрос: "Если мы учли выбросы от наших автотранспортных средств как от неорганизованных источников выбросов, должны ли мы указывать о них информацию в 2-ТП (воздух), ведь автотранспортные средства являются передвижными источниками?"

Обратимся к статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". В соответствии с пунктом 15 Порядка проведения инвентаризации, утвержденного приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871, для стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ) нумерация начинается с № 0001 в возрастающей последовательности. Все организованные ИЗАВ получают номера от 0001 до 5999 (или с 5501 на реконструируемых или вновь строящихся объектах НВОС), а неорганизованные ИЗАВ – с 6001 (или с 6501 на реконструируемых или вновь строящихся объектах НВОС).

Передвижные ИЗАВ на объекте НВОС нумеруются отдельно, начиная с № 0001п и ведутся в порядке увеличения номеров. Следовательно, если ИЗАВ в отчете по инвентаризации, составленному в соответствии с приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871, получил номера 0001, 5501, 6001, 6501, 1.0001, 1.6001, 2.03.08.0001 и т. д. без индексов, то это стационарные ИЗАВ, и их выбросы отражаются в форме № 2-ТП (воздух). Если ИЗАВ получил номера 0001п, 0002п и т. д. с индексом "п" или с дополнительными индексами, то это передвижные ИЗАВ, и их выбросы не отражаются в форме № 2-ТП (воздух).

Изменение выбросов в отчетном периоде

В отчетном периоде часто возникают ситуации, когда одна разрешительная документация сменяется другой. Например, истекает срок действия разрешения на выброс, переход к комплексному экологическому разрешению (КЭР) или декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС), изменение категории объекта, что требует новой документации, или внесение изменений в объем выбросов (уменьшение или увеличение количества стационарных источников загрязнения воздуха, изменение объема выбросов по отдельным загрязняющим веществам и т. д.). В таких случаях необходимо пересчитать фактические выбросы за весь отчетный период, учитывая, когда использовались те или иные источники. Кроме того, приходится пересчитывать и установленные нормативы, если они были применены в отчетном периоде и содержат нормативы в тоннах на целый год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ, хозяйствующие субъекты с использованием стационарных источников обязаны вести учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников. Хотя порядок, форма и сроки учета не утверждены, этот учет все равно запрашивают при проведении государственного экологического надзора. Поскольку законодательство не накладывает дополнительных требований, этот учет может быть организован удобным образом и использован для внесения информации по выбросам во все необходимые отчеты: 2-ТП (воздух), декларацию о плате за НВОС, отчет об организации и результатах производственного экологического контроля (ПЭК).

ЛОС и углеводороды в разделе 1

В соответствии с разделом 1 формы 2-ТП (воздух), в строке 107 должны быть указаны "углеводороды (без летучих органических соединений)", а в строке 108 – "летучие органические соединения (ЛОС)". Указания уточняют, что в строке 108 отражаются общие данные по ЛОС, включая выбросы метана, которые включаются в строку 107 "Углеводороды (без летучих органических соединений)".

Однако существует ряд веществ, которые одновременно являются и углеводородами, и ЛОС, например, бутан, алканы C12-19 (в пересчете на C), смесь предельных углеводородов C1H4–C5H12 (за исключением метана). Как поступить в этом случае?

Получен ответ от центрального аппарата Росприроднадзора: "Загрязняющие вещества, упомянутые в вашем запросе (бутан (код 0402), алканы C12-19 (в пересчете на C) (код 2754), смесь предельных углеводородов CH4–C5H12 (код 0415), исключая метан (CH4)), относятся к летучим органическим соединениям и учитываются в строке 108, несмотря на то, что являются углеводородами".

Количество ИЗАВ в разделе 3

Обратим внимание на пункты 1 и 2 в разделе 3 формы 2-ТП (воздух) – "Количество источников загрязнения атмосферы на конец периода, единиц". В пункте 1 необходимо указать общее количество использованных в отчетном периоде стационарных источников выбросов (включая неорганизованные), а в пункте 2 – только количество использованных организованных источников (из указанных в пункте 1).

Чтение только заголовков из утвержденной формы может создать впечатление, что необходимо указывать лишь те источники, которые по окончании года остались (возможно, после проведения инвентаризации). Однако согласно Указаниям, в пункте 1 этого раздела должно быть отражено общее количество фактически использованных в отчетном периоде стационарных источников выбросов (включая неорганизованные).

Давайте рассмотрим на примере. С начала отчетного периода было использовано три организованных источника выбросов (0001, 0002, 0003) и один неорганизованный (6001). В середине года инвентаризация корректировалась: один организованный (0003) и один неорганизованный (6001) источник были ликвидированы, но появились два новых организованных источника (0004, 0005). На конец отчетного периода сумма действовавших источников составила шесть (отражается в пункте 1), из них пять организованных (пункт 2), хотя на конец года осталось всего четыре организованных источника.

Установленные и утвержденные нормативы в разделе 3

При заполнении раздела 3 возникает ряд трудностей.

Так, этот раздел заполняется независимо от наличия у хозяйствующего субъекта установленных нормативов. Если нормативов нет, заполняется только строка 301 по пунктам 1, 2, 4 (в пункте 3 ставится прочерк). Если нормативы установлены, а временно согласованных выбросов нет, заполняются строки 301 и 302 по всем пунктам. Если у ИЗАВ имеется выброс нескольких загрязняющих веществ, и для части из них установлены нормативы, а для других (или хотя бы одного вещества) – временно согласованные выбросы, данные по таким ИЗАВ отражаются в строке 303.

Форма действует с 1 января 2018 года и не соответствует современным требованиям по установлению и утверждению нормативов допустимых выбросов (НДВ). Например, разрешение на выбросы по-прежнему разрешено только для объектов, которым присвоена I или II категория (согласно ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ и Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055).

Для объектов I категории, не получивших КЭР, временно разрешенные выбросы (ВРВ) устанавливаются разрешением на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Для объектов I категории, получивших КЭР, НДВ и ВРВ устанавливаются КЭР, но только в отношении загрязняющих веществ I, II классов опасности. Для объектов II категории, не получивших КЭР, НДВ утверждаются хозяйствующим субъектом при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам (Положение № 2055) и включаются в ДВОС, на основании которой и осуществляются выбросы (согласно п. 3 ст. 13.1 Закона № 96-ФЗ). Для объектов III категории НДВ утверждаются хозяйствующим субъектом при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам, но только в отношении загрязняющих веществ I, II классов опасности (согласно Положению № 2055). Для объектов II категории, не получивших КЭР, и III категории ВРВ устанавливаются разрешением на временные выбросы (согласно п. 6 ст. 23.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Положению № 2055).

Также для объектов III категории в п. 9 Положения № 2055 предусмотрена, по видимому, бессмысленная норма: «Для объектов III категории, указанных в заявке о постановке на государственный учет… выбросы загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов». Эта норма может применяться для заполнения раздела 3 в отношении веществ, не относящихся к I и II классам опасности, однако само ее изложение вызывает сомнения, подходит ли она для конкретного объекта III категории.

В связи с вышеизложенным природопользователям рекомендуется консультироваться в своем территориальном органе Росприроднадзора. При заполнении формы № 2-ТП (воздух) также целесообразно добавить в пояснительную записку информацию о том, на основании каких сведений и документов заполнен раздел 3.

Возможно, вы искали: форма 2 тп, форма 2 тп воздух, экологическая отчетность, экологическая отчетность 2024, экология



Иконка вверх