За последние три года в России были приняты ряд нормативных актов, касающихся климатического регулирования и устойчивого развития предприятий. Эти акты направлены на значительную трансформацию деятельности компаний в контексте снижения выбросов парниковых газов (ПГ). В настоящее время основными обязательными требованиями являются учет и количественное определение выбросов ПГ с последующим предоставлением отчетности, что регулируется организациями в соответствии с действующими критериями.
Однако, более широкий контекст устанавливают высшие указы, такие как Указ Президента РФ "О сокращении выбросов парниковых газов" и Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов ПГ до 2050 года. Эти документы устанавливают стратегические ориентиры по снижению выбросов, придавая направление и приоритеты национальной политики в области климата.
Одной из проблем является отсутствие обязательных количественных ограничений выбросов ПГ для всех предприятий, особенно в отраслях, таких как энергетика, транспорт и нефтегазовая промышленность. Это затрудняет установление отправной точки для снижения выбросов и определение масштабов сокращения для конкретных компаний.
Следует отметить, что эксперимент по ограничению выбросов уже начат и масштабируется регионально, начиная с Сахалинской области. Вмешательство дополнительных регионов в эксперимент предполагается в будущем. Тем не менее, целевые показатели сокращения устанавливаются на отраслевом уровне, что создает дополнительные вызовы в согласовании стратегий сокращения национального и отраслевого уровней.
В контексте этих сложных условий множество предприятий уже представили свою отчетность в реестр выбросов ПГ. Это касается как обязательной отчетности по действующим критериям, так и добровольной инициативы компаний, действующих в соответствии с критериями, действующими до 2025 года.
Некоторые компании проявляют активность в реализации проектов декарбонизации, а результаты этих усилий отражаются в регистрации углеродных единиц. Таким образом, даже при отсутствии обязательных ограничений, ряд предприятий уже предпринимает конкретные шаги в направлении уменьшения своего воздействия на климат.
Путь организации от инициации расчета выбросов парниковых газов (ПГ) до их сокращения представляет собой множество этапов, включающих различные шаги и стратегические решения (см. Таблица 1 на странице 76). Для эффективного определения масштабов низкоуглеродной трансформации и контроля за прогрессом необходимо установить четкие отправные и конечные точки, а также определить временные рамки. Критически важным является выбор индикаторов, используемых для отслеживания эффективности сокращения выбросов ПГ, включая их абсолютное и удельное выражение, а также охват предприятия или отдельных секторов.
Этапы на пути сокращения выбросов ПГ:
1. Разработка стратегии низкоуглеродного развития предприятия: Определение целей и задач сокращения выбросов.
2. Определение границ учета выбросов: Разграничение учета внутри компании и за ее пределами, включая прямые и косвенные выбросы.
3. Определение стандартов и методологий расчета: Соблюдение национальных и международных подходов к расчетам.
4. Идентификация производственных процессов и инвентаризация источников выбросов ПГ: Сбор данных для расчетов, включая потребление топлива, энергоресурсов и другие параметры.
5. Количественное определение массы выбросов ПГ: Расчет массы выбросов по различным источникам с использованием соответствующих коэффициентов.
6. Верификация отчетов: При необходимости, привлечение органов валидации и верификации.
7. Формирование отчетности: Выполнение обязательных требований и/или публикация информации для повышения прозрачности бизнеса.
8. Прогнозирование выбросов ПГ: Оценка динамики выбросов при различных сценариях.
9.Разработка стратегии декарбонизации: Определение направлений сокращения выбросов и увеличения поглощения.
10. Разработка климатических проектов: Определение мероприятий для сокращения выбросов, соответствующих критериям климатических проектов.
11. Валидация климатических проектов: Проверка соответствия проектов критериям, включая использование стандартов реализации климатических проектов.
12. Реализация климатических проектов: Выполнение мероприятий, включенных в проект.
13. Верификация результатов климатических проектов: Проверка фактических результатов проекта.
14. Выпуск углеродных единиц:Получение возможности торговли единицами сокращения выбросов ПГ.
Климатические и зеленые проекты: Регуляторные документы описывают как обязательные требования, так и добровольные мероприятия в области климатического регулирования и устойчивого развития. Зеленые проекты, ориентированные на зеленый переход, включают мероприятия, направленные на минимизацию негативного воздействия на климат. Важно отметить, что эти документы могут быть разделены на две группы: те, которые охватывают область зеленого перехода, и те, которые сосредотачиваются на климатических аспектах.
В условиях высокой волатильности внешней среды и активных изменений в законодательной базе, связанной с климатическим регулированием, предприятиям следует провести анализ и определить ключевые направления развития, а также выбрать методы и инструменты для эффективного управления выбросами парниковых газов (ПГ). Ниже представлены основные рекомендации:
Эти рекомендации помогут предприятиям эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям и достигать поставленных целей в области управления выбросами ПГ.